Глава 24. Организация адаптивной двигательной рекреации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 24. Организация адаптивной двигательной рекреации



 

Адаптивная двигательная рекреация, направленная на удовлетворение потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении в процессе занятий физическими упражнениями, реализуется самыми различными учреждениями и организациями.

Все они могут быть условно разделены на две крупные группы:

1) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация является центральным (основным) направлением работы;

2) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация выступает в качестве дополнительного направления деятельности, а основным является адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, физическая реабилитация и др.

К первой группе учреждений и организаций относятся физкультурно‑спортивные клубы инвалидов, концентрирующие свою деятельность на проведении занятий физическими упражнениями с целью отдыха, развлечения, интересного проведения досуга и т. п. Это общественные организации, не имеющие бюджетного финансирования, а получающие периодические денежные дотации.

К этой же группе относятся аквапарки, боулинг‑клубы (центры), бильярдные залы, аттракционы, рекреационные парки и др. Как правило, это коммерческие организации. В некоторых из них предусмотрены группы для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. С такими группами должны работать специалисты по адаптивной физической культуре (инструкторы, преподаватели, тренеры, инструкторы‑методисты и др.). Оплата услуг в таких группах должна проводиться на льготных условиях.

К первой группе относятся и немногочисленные центры, клубы, занимающиеся подготовкой и проведением спортивных праздников, всевозможных игр, эстафет, «веселых стартов» и др.

Например, в гг. Москве и Санкт‑Петербурге уже несколько лет работает физкультурно‑спортивный центр Роналда Макдоналдса, который целенаправленно занимается организацией спортивно‑развлекательных праздников для детей‑инвалидов, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов.

Этот центр по согласованию с комитетами образования и социального развития, в ведении которых находятся специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии, проводит выездные мероприятия на спортивных базах спецшкол, детских домов‑интернатов, психоневрологических интернатов и др. Сотрудники центра, имеющие высшее профессиональное образование по адаптивной физической культуре, организуют и проводят спортивно‑развлекательные мероприятия с использованием специального красочно оформленного оборудования и инвентаря, принадлежащих центру.

Эти мероприятия проводятся по специально разработанному сценарию, предусматривающему торжественные акты (построения, приветствия почетных гостей), проведение эстафет и других состязаний, показательные выступления спортсменов, награждения участников и другие аспекты. К проведению таких праздников привлекаются спонсоры.

Помимо основной цели (дать детям с отклонениями в развитии радость участия, общения, возможность получить удовольствие от игр, эстафет и т. п.), предусматривается еще одна цель – провести с педагогами образовательных учреждений мастер‑классы по осуществлению таких мероприятий собственными силами. Кроме того, педагогам даются консультации по приобретению или изготовлению специального оборудования и инвентаря.

Ко второй группе учреждений и организаций, проводящих мероприятия адаптивно‑рекреационного характера, относятся:

– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых, помимо уроков адаптивного физического воспитания по утвержденным в установленном порядке программам, предусмотрены физкультурно‑оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки или паузы, дополнительные занятия (в том числе рекреационного характера) во второй половине дня; спортивные праздники и др.;

– образовательные учреждения дополнительного образования детей в области адаптивной физической культуры, где, помимо учебно‑тренировочных занятий адаптивным спортом, проводятся и занятия по адаптивной двигательной рекреации;

– реабилитационные центры, лечебно‑профилактические учреждения здравоохранения и социального обеспечения, в которых реализуются занятия по физической реабилитации, ЛФК, а также по адаптивной двигательной рекреации.

Такие рекреационные занятия должны проводить специалисты ЛФК после прохождения курсов повышения квалификации по адаптивной двигательной рекреации.

Помимо организаций и учреждений, работающих постоянно, адаптивная двигательная рекреация реализуется в структурах, работающих временно. К таким структурам относятся летние и зимние оздоровительные лагеря для детей‑инвалидов и их здоровых сверстников (братьев, сестер, близких друзей и др.).

В летних и зимних лагерях большое внимание уделяется рекреационным мероприятиям в режиме дня. Свежий воздух, водоем (летом), природа создают особую атмосферу для отдыха, получения удовольствия от движений, игр, эстафет, «веселых стартов», различных театрализованных представлений и т. п.

В штатное расписание персонала летних и зимних оздоровительных лагерей должна обязательно включаться ставка для специалиста по адаптивной физической культуре, в обязанности которого входит и организация рекреационных занятий (включая организацию самостоятельных занятий) с детьми‑инвалидами.

Объединение в одну группу детей‑инвалидов и их здоровых сверстников создает хорошие предпосылки для социализации детей с отклонениями в развитии, их интеграции в общество, способствует преодолению психологических комплексов.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация является основным направлением работы.

2. Каковы, по‑вашему, перспективы учреждений и организаций, целенаправленно занимающихся реализацией адаптивной двигательной рекреации?

3. В каких учреждениях и организациях должны проводиться занятия по адаптивной двигательной рекреации, помимо основной их деятельности?

4. Какие формы адаптивной двигательной рекреации, используемые в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, вам известны?

5. Составьте сценарий спортивного праздника для детей‑инвалидов.

6. Раскройте возможности организации адаптивной двигательной рекреации в летних и зимних оздоровительных лагерях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.007 с.)