Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений.



Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений.

Компоненты природной среды – это земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы сохранившие свои природные свойства. Природный объект не изменен деятельностью человека. Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, а также объект созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природного объекта.

Тольк о в экологическом праве компоненты природной среды как объекты правового регулирования выступают в триединстве:

Компонент природной среды как объект природы: Естественное происхождение; Нахождение в естественной экологической системе;

Компонент природной среды как объект хозяйственного использования – это природный ресурс который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии продуктов производства и предметов потребления и имеет потребительскую ценность. Использование природных ресурсов - это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Компонент природной среды как объект собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции. Земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Атмосферный воздух не будет являться объектом собственности в силу нематериальности.

Социальная экология. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Экологические нормы и правоотношения (структура, виды, особенности).

Экологические нормы, будучи порожденными государственной волей, обязательны.

Эколого-правовые нормы должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Правовая охрана недр.

К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся:

1. Соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами

2. Обеспечение полноты геологического изучения рационального комплексного использования и охраны недр

3. Проведение государственной экспертизы и учета запасов полезных ископаемых, также участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых

4. Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

5. Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений

6. Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения

Правовая охрана работников недр тесно связана с правой охраной труда РК горнодобывающей промышленности в части обеспечения безопасного ведения горных работ. Также указанная охрана связана с охраной земли, так и добычи ПИ, плодородный почвенный слой должен сниматься, складироваться, храниться, а затем рекультивироваться либо использоваться для улучшения малопродуктивных земель

Правовая охрана вод

- это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Негативное воздействие – затопление, оттопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другие виды.
Водные объекты питьевого и хозяйственного назначения будут пользоваться приоритетной охраной. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.
Основные направления в охране:

· Охрана от загрязнения, засорения, истощения

Охрана водных объектов от загрязнения, засорения осуществляется путем запрета:

1. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств, их частей и механизмов

2. Запрещается захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ

3. Запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, агрохимикатов и других опасных веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты

4. Запрещается проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий, взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и токсичные вещества

Новый Водный кодекс закрепил водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в отличии от ранее действовавшего кодекса.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, для которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранных зон реки или ручья устанавливается от их истоков в зависимости от протяженности. От 10 километров – водоохранная зона будет 50 метров. Если река будет от 10 до 50 километров – водоохранная зона 100 метров. Если от 50 километров и более – водоохранаая зона 200 метров.
Для реки и ручья протяженность которых менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона будет совпадать с прибрежной защитной полосой.
Ширина водоохраной зоны для озера и водохранилища 50 метров. Для моря – водоохранная зона 50 метров. Если эти объекты имеет особо ценное рыбо-хозяйственное значение, то водоохранная зона установлена в 200 метров.
В границах водоохранных зон запрещается:

1. использование сточных вод для удобрения почв

2. размещение кладбищ, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, взрывчатых веществ

3. осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений.

4. Движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянке на дорогах в специально оборудованных местах имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. (Новшество).
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещается:

1. Распашка земель

2. размещение отвалов размываемых грунтов

3. Вывоз сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей и ванн

На местности закрепление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется специальными информационными знаками в соответствии с земельным законодательством.

Правовая охрана лесов.

Лесной кодекс различает охрану и защиту.
Леса подлежат охране от пожара, от загрязнения, в том числе радиоактивными веществами и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами осуществляющими использование лесов лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесных участков, договора купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования или права безвозмездного срочного пользования. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с федеральным законом 1994 года о пожарной безопасности. Мероприятия:

1. Противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов и вертолетов используемых в целях проведения авиационных, противопожарных мероприятий. Прокладка просек, противопожарных разрывов

2. Мониторинг пожарной опасности в лесах

3. Разработка планов тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров

4. Иные меры

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов, растений, животных способных при определенных условиях нанести вред и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов производство их локализаций и ликвидаций. Нормативная база – ФЗ о карантине растений 2000 года.
Санитарная безопасность в лесах сохраняется:

1. Лесозащитная районирования

2. Лесопатологическое обследование и мониторинг

3. Авиационные работы, иноземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов

4. Санитарно-оздоровительные мероприятия: Отчистка лесов от захламления; Вырубка поврежденных лесных насаждений

Новый ЛК РФ вводит понятие воспроизводства лесов и лесоразведение – смотреть самостоятельно.

Экологический мониторинг.

Экологический мониторинг - это совокупность мероприятий по наблюдению, прогнозированию и оценке состояния окружающей среды, проводимых с целью выявления антропогенной и естественной составляющих в его изменениях.

Глобальный маниторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системных данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека.

Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории.

Региональный экологический мониторинг - система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или части такой единицы либо частей нескольких сбъектов РФ,

Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом.

Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека.

Импактный мониторинг - разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, гдеосуществляется деят-ть, связанная с повышенными экологическими рисками.

Социально-гигиенический мониторинг - гос. система наблюдения, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями. Его разновидность - отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов.

Мониторинг атмосферного воздуха - наблюдение за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников.

Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.

Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ.

Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов, ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.

Объекты экологического мониторинга:

- окружающая среда;

- негативные изменения качества окружающей среды, виды деятельности, представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий;

- оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей;

- чрезвычайные и иные внезапно возникшие обстоятельства, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей;

- обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

Экологическое нормирование.

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных органов управления в экологической среде по разработке, утверждению, нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование и образования отходов производства и потребления.
Виды экологических нормативов:

1. Лимиты природопользования

Это нормативы, содержащие показатели по виду, количеству изымаемых из окружающей среды природных ресурсов. Устанавливается в отношении любого природного ресурса за исключением атмосферного воздуха.

2. Лимиты размещения отходов.

Это нормативы, содержащие показатели по виду, количеству тех веществ, которые образуют эти отходы.

3. Предельно допустимые концентрации.

Это нормативы качества окружающей среды, которые содержат показатели по виду, количеству, объему веществ, содержащихся в различных средах (почве, воздухе, воде), концентрация которых является безопасной для жизни, здоровья людей и животных, а также растительного мира.

4. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду (предельно допустимые выбросы, предельно допустимые сбросы, предельно допустимый уровень) – это показатели, которые устанавливаются на уровне химических веществ, микроорганизмов, бактерий, а также физических воздействий (шум, вибрация, радиация) безопасных для жизни и здоровья человека, окружающей среды с учетом экологических мощностей объекта воздействия, количества источников воздействия, отдельно и в их совокупности.

Правила установления нормативов, а именно проектную документацию разрабатывает сам владелец источника повышенной опасности, то есть сама организация. При разработке необходимо руководствоваться методическими указаниями и справочниками. Данную документацию необходимо согласовывать с территориальными органами министерства природных ресурсов и экологии по каждому виду загрязняющих веществ. Однако если предприятие не имеет возможности соблюдать предельно допустимые нормативы воздействия, то для них могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы. При этом предприятие обязано разработать программу природоохранных мероприятий

Экологическая экспертиза.

ФЗ «Об экологической экспертизе»
Экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и\или документации обосновывающих намечаемым в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
До 2007 года экологическая экспертиза представляла собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Новый подход к понимаю экологической экспертизы позволяет сделать вывод что произошло уточнение объекта и предмета экологической экспертизы, определен его предел, который позволяет судить теперь, что это исключительно соблюдение экологических требований, так как ранее экспертиза носила не формализованный характер.
Из сферы регулирования закона об экологической экспертизе выведена экспертиза проектной документации, что свидетельствует об упрощении процедуры получения разрешений на строительство и согласований заказчиками проектной документации (соответствующие изменения введены в статью 46 федерального закона об охране окружающей среды). Градостроительный кодекс в настоящее время устанавливает правила о проведении единой государственной экспертизы проектной документации, которая носит комплексный характер и исследует все значимые аспекты будущего строительства (социальные, экономические), которые могут оказать воздействие на безопасность граждан, их имущества, а также на состояние окружающей среды.
Объекты федерального уровня:

1. Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органом государственной власти РФ

2. Проекты федеральных целевых программ предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду

3. Проекты соглашений о разделе продукции

4. Материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду

5. Проекты технической документации на новую технику, технологию, техническую документацию

6. Материалы обосновывающие придание территориям правового статуса особо охраняемых территорий федерального значения. Правовой татус Зоны чрезвычайного бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации

7. Объекты государственной экологической экспертизе указанные в федеральном законе о континентальном шельфе, федеральном законе об исключительной экономической зоне, федеральном законе о внутренних морских водах, территориальном море и в прилежащей зоне РФ

8. Объекты государственной экологической экспертизы, ранее перечисленные с 1по 7 пункт, получившие положительные заключения государственной экологической экспертизы в случаях:

1. Истечения срока действия положительного заключения

2. Внесения изменений в документацию получившее положительное заключение

3. Реализация объектов с отступлением от документации

4. Доработка такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:
Проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. К Региональному уровню относятся все объекты уровня федерального, кроме перечисленных в пункте 3,5 и 7.
На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводят РОСПРИРОДНАЗОР и РОСТЕХНАДЗОР.

Технический регламент

Технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или межправительственным соглашением, заключенным в установленном порядке, федеральным законом, указом президента или постановлением правительства и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Технические регламенты применяются в целях:

1. защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества

2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений

3. предупреждение действий вводящих в заблуждение приобретателей

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Технический регламент содержит обязательные требования, поскольку с учетом степени риска причинения вреда он устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности (пожарную, ядерную, радиационную, промышленную и так далее).
Технический регламент должен содержать помимо минимально необходимых требований перечень и описание объектов технического регулирования, их идентификацию, правила и форма оценки соответствия, а также требования к терминологии, упаковки, маркировке и правилам их нанесения.
Устанавливается четко прописанный порядок разработки, принятия, изменения, и отмены технического регламента.
В 2007 году в закон внесли изменения которыми установили что до 1 января 2010 года должны быть приняты первоочередные технические регламенты:

1. о безопасности машин и оборудования

2. о безопасности строительных материалов и изделий

3. о безопасности зданий и изделий

4. о безопасности лекарственных средств

5. о безопасности химической продукции

6. о безопасности пищевых продуктов

7. о безопасности упаковки

8. и ряд других

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. Для разработки проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в системе интернет. В уведомление должна содержаться информация в отношение какой продукции или каких связанных с ней требованием по её жизненным циклам будут устанавливаться обязательные требования с кратким изложением цели регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент его разработки.
С момента уведомления данный проект регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. При получении отзывов разработчик дорабатывает проект с учетом полученных замечаний и проводит публичные обсуждения с кратким изложением полученных замечаний и их принятием либо отклонением. Срок с момента опубликования и до проведения публичных слушаний не может быть менее 2х месяцев. Со дня опубликования уведомления и проведения обсуждений доработанный проект должен быть доступны заинтересованным лицам в полном объеме. Проект вносится субъектом права законодательной инициативы в государственную думу при наличии следующих документов.

1. Обоснование необходимости принятия федерального закона

2. Финансово-экономическое обоснование

3. Документы, подтверждающие опубликование уведомления и подтверждающие завершение публичных слушаний.

4. Перечень замечаний полученных при обсуждении

Стандарты
Это документы, которыми в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов жизненного цикла, а также выполнения работ и оказания услуг.
Целями стандартизации являются:

1. Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья растений и животных

2. Содействие соблюдению требований технических регламентов

3. Повышение уровня научно-технического прогресса

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг

5. Рациональное использование природных ресурсов

6. Техническая и информационная совместимость

7. Сопоставимость результатов, исследований, измерений технических и экономико-статистических данных
К документам в области стандартизации относятся:

1. Национальные стандарты

2. Правила стандартизации

3. Нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке

4. Различные классификации и классификаторы технико-экономической и социальной информации

5. Стандарты организаций

Разработчиком национального стандарта также может быть любое лицо. В статье 17 Закона закреплена процедура разработки.
В отношении стандарта организации, организация самостоятельно устанавливает порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандарта организации. Необходимость разработки возникает тогда, когда требования, установленные в стандарте, превышают предусмотренные национальными стандартами. При этом стандарты организации должны содержать добровольные требования к продукции не определенные в технических регламентах и национальных стандартах, а по отношению к работам и услугам – требования по безопасности. Потому что к работам и услугам технические регламенты не разрабатываются.
Гарантии соблюдения требований технических регламентов, стандартов и условий договоров являются подтверждение соответствия, представляющие собой одну из форм оценки соответствия осуществляемая в целях удостоверения соответствия продукции, содействие приобретателю в компетентном выборе продукта, повышение конкурентоспособности на российском и международном рынках, при этом выделяются формы подтверждения соответствия:

1. добровольная форма в форме добровольной сертификации

2. обязательная форма в виде:

1. принятия декларации о соответствии

2. обязательной сертификации

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. При этом данные объекты могут получать специальную маркировку, свидетельствующую о процедуре прохождения добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях установленных техническими регламентами, в которых предусмотрена форма и схема такого подтверждения с учетом степени риска недостижения целей технического регламента.
Хотя закон о техническом регулировании и вступил в силу, однако идея заложенная в нем полностью до сих пор не реализована. Так как большинство технических регламентов до сих пор не принято, без них не могут функционировать как органы по сертификации, так и испытательные лаборатории. Также в этом акте существует большое количество отсылочных норм.

Экологический аудит.

Экологический аудит это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задачей аудита является поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель - способствовать своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результирующим показателем экологического аудита является предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Экологический аудит, понимаемое в широком смысле, как развитие и использование эффективной системы оценок фактических результатов любой природоохранной деятельности может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации, в первую очередь, на уровне отдельных предприятий, производственных комплексов и территорий. Опираясь на независимые оценки, нетрадиционные точки зрения и подходы при комплексном рассмотрении проблем повышения эффективности использования уже имеющихся методов и средств, экологический аудит позволяет быстрее и легче получать реальные результаты.

Одним из направлений экологического аудита является определение наиболее приемлемых форм оптимизации производственной деятельности с учетом технических, экономических и экологических аспектов, поиск механизмов, обеспечивающих быстрое выявление и выполнение мер, требующих умеренных расходов, но способных привести к значительному улучшению состояния окружающей среды. Это позволяет оценить и проанализировать уровень существующей опасности, выработать соответствующие рекомендации и решения, заблаговременно принять необходимые меры. Подобное выявление проблем является важным шагом для разработки рекомендаций по мало затратным мерам улучшения состояния окружающей среды.

Экологический контроль.

Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения.

Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

Главными задачами государственного экологического контроля являются:

1. проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;

2. выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;

3. проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.

Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает:

а) Государственный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

- прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства;

- местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, которые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их.

специальный контроль осуществляется специализированными государственными инспекциями по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п.

б) Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля:

- более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах;

- значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно.

в) Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольными обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)

Экологическое страхование.

Экологическое страхование это деятельность проводимая за счет средств специальных страховых фондов по защите имущественных интересов физических, юридических лиц, муниципальных образований и государства от экологических рисков, реализация которых может повлечь причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения.
Страхователи – это субъекты, имеющие интерес в объекте страхования, вступающие со страховщиком в договор с целью обеспечения своего или третьего лица (выгодоприобретателя) интереса и оплачивающие страховщику вознаграждения за принятие им на себя риска. В экологическом страховании страхователи это владельцы источников повышенной экологической опасности, субъекты специального природопользования и иные субъекты, определенные в нормативно-правовых актах. К примеру: владельцы источников атомной энергии, гидротехнических сооружений и опасных производственных объектов.
Страховщик – это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление страхования соответствующего вида, которое в соответствии с договором страхования за определенное вознаграждение принимает на себя обязательства возместить ущерб понесенный страхователем или выгодоприобретателем при наступлении предусмотренного договором страхового случая.
Цели:

1. Инвестиционная цель, то есть это расширение области деятельности страховщиков, выражающееся в прямом или косвенном участии в деятельности предприятий экологической направленности.

2. Аккумулирующая цель – это создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

3. Резервная цель – это формирование фонда предупредительных мероприятий для финансирования процедур превентивного характера в целях повышения экологической безопасности промышленных и иных объектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.097 с.)