Прочитать поэму «Двенадцать». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитать поэму «Двенадцать».



Тема  Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918). Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Цель: показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.

I.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!» «Двенадцать» —

какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», —

утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает

много вопросов.

— Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются

двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в

конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос:

Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года,

то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение

события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще

современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на

революцию другие — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены

революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования —

погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

II. Аналитическая оценка

Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

«Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок,

картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета,

выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая

царила и на улицах, и в умах.

— Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

(Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как

он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.)

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.

«Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

— Как Блок передает «музыку революции»?

(Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии

жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы.

Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным

стихом.)

— Какие ритмы вы услышали?

(В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот — проснется

Лютый враг.

(гл.11)

Слышен городской романе. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше —

пошел разгул:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового —

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!)

— Что, кроме музыки, мы слышим?

(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному

Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

...И у нас было собрание...

...Вот в этом здании...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах тах-тах-тах-

тах!») сливаются в единое целое.)

— Каков лексический строй поэмы?

(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с

просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и

сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.)

— Как рисует Блок образы героев поэмы?

(Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка,

как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели!

Погибла Россия! / Должно быть, писатель — / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон

и долгополый —/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» Двенадцать

героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый

туз! — коротко и ясно — тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди

них — Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи

контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно

ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное

обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого

плеча...»).

— В чем особенности сюжета поэмы?

(Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский: зарисовки с

петроградских улиц и внутренний: побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из

центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов

революции:

Что, Катька, рада? — Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!)

— Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как

святое чувство:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

и как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусы!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!)

— Какие еще мотивы вы увидели в поэме?

(Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности,

недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы —

вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй

центр поэмы — в 11-й главе:

...И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится

торжественной.)

— Какие образы-символы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный

вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.)

— Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в поэме?

(Обсуждение.)

III. Вывод

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как

кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего,

справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый — «в белом венчике из

роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».

«Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого

мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.

Долгополов).

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного

церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не

«благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь

утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру

народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем

яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед

ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и

другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок.

IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Анализ поэмы «Двенадцать»

...Смысл поэмы — метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее

в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября,

Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом

веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях,

разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых

абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.

Стихия — символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы;

двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается

вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей.

Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит,

орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.

Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение

вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и

мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В

1904—1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много

ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он

обозначил для героев иную перспективу — грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года

Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее — от падения религии...»

К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы — двенадцать

бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному

собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в

Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к

свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как

проявление высшего, метафизического порядка.

Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно — убивать и блудить, трансформируется

в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных — «мировой пожар», безбожники

готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.

Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период

исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт

социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой

чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй,

поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.

Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую

связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то

есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести

друг друга. Иисус, «от пули невредим», — не с двенадцатью бойцами. Он — впереди них. Он, с

кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не

только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом

очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через

кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые

поверили революционная Россия и сам поэт, — братства равенства и т. д. Дозорным словно

предстоит пройти путь апостола Павла.

Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным

псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не

несущую ответственности перед народом.

Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический

мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и

христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы

к этой же мысли.

Из творческой истории поэмы мы узнали о том, что для Блока в период ее создания очень

многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения все же не прервали

работу над поэмой, более того, создается впечатление, что именно в ответ на свои собственные

сомнения в том, все ли и так ли он понимает, как того требует время. Блок создавал «Двенадцать».

Обратите внимание на первую строфу поэмы. В первых двух строках Блок представляет ее

ведущие образы-символы: это и свет — тьма, и добро — зло, и старое — новое. Третья строка:

вводится новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении

стихии и перемен. Следующим появляется в поэме образ человека, не стоящего на ногах под

ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ — это ни красный, ни

белый, ни революционер, ни реакционер — это человек вообще, которому негде укрыться от

всепроникающего ветра революции.

Необходимо понять то, как «сделана» первая строфа поэмы: шесть ее стихов

представляют собой пять предложений: первые три назывные. Это емкая экспозиция, знакомство

с основными образами-символами поэмы. С точки зрения семантики, знакомство исключительно

насыщено информационно и эмоционально: вечер, например, являет собой и время дня, угасание

его, переход от дня к ночи, и, в более обобщенном плане, — символ уходящей в прошлое жизни

державы.

Нельзя не отметить, что уже в первой строфе поэмы появляется пока опосредованно и

один из самых загадочных и спорных ее образов — образ Христа. Последняя строка «На всем

Божьем свете» важна тем, что в ней образ Творца возникает при упоминании о созданном им

мире. По логике цветового решения поэмы (первые две строки: черное — белое), эта строка более

естественно звучала бы так: «На всем белом свете». Блок намеренно вводит в первую же строфу

поэмы другой образ, восходящий к общечеловеческим нравственным ценностям, столь значимым

для него (вспомним запись от 25 января).

Вывод

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру.

Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма

«Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России,

ибо революция — это беспощадная схватка Бога и дьявола за душу человеческую. Поэма

«Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать,

а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества. __

Тема  Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918). Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Цель: показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.

I.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!» «Двенадцать» —

какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», —

утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает

много вопросов.

— Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются

двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в

конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос:

Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года,

то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение

события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще

современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на

революцию другие — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены

революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования —

погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

II. Аналитическая оценка

Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

«Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок,

картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета,

выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая

царила и на улицах, и в умах.

— Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

(Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как

он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.)

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.

«Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

— Как Блок передает «музыку революции»?

(Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии

жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы.

Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным

стихом.)

— Какие ритмы вы услышали?

(В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот — проснется

Лютый враг.

(гл.11)

Слышен городской романе. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше —

пошел разгул:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового —

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!)

— Что, кроме музыки, мы слышим?

(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному

Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

...И у нас было собрание...

...Вот в этом здании...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах тах-тах-тах-

тах!») сливаются в единое целое.)

— Каков лексический строй поэмы?

(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с

просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и

сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.)

— Как рисует Блок образы героев поэмы?

(Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка,

как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели!

Погибла Россия! / Должно быть, писатель — / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон

и долгополый —/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» Двенадцать

героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый

туз! — коротко и ясно — тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди

них — Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи

контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно

ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное

обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого

плеча...»).

— В чем особенности сюжета поэмы?

(Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский: зарисовки с

петроградских улиц и внутренний: побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из

центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов

революции:

Что, Катька, рада? — Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!)

— Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как

святое чувство:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

и как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусы!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!)

— Какие еще мотивы вы увидели в поэме?

(Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности,

недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы —

вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй

центр поэмы — в 11-й главе:

...И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится

торжественной.)

— Какие образы-символы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный

вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.)

— Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в поэме?

(Обсуждение.)

III. Вывод

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как

кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего,

справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый — «в белом венчике из

роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».

«Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого

мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.

Долгополов).

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного

церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не

«благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь

утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру

народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем

яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед

ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и

другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок.

IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Прочитать поэму «Двенадцать».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.198 с.)