Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитать поэму «Двенадцать».Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918). Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Цель: показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности. I. Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!» «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», — утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов. — Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос: Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока. Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования — погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство? II. Аналитическая оценка Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции. «Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. — Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? (Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.) Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.
«Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. — Как Блок передает «музыку революции»? (Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.) — Какие ритмы вы услышали? (В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот — проснется Лютый враг. (гл.11) Слышен городской романе. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше — пошел разгул: Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! Часто встречается частушечный мотив: Запирайте етажи Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Прямо процитирована революционная песня: Вперед, вперед, Рабочий народ!) — Что, кроме музыки, мы слышим? (Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании... Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах тах-тах-тах- тах!») сливаются в единое целое.) — Каков лексический строй поэмы? (Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.) — Как рисует Блок образы героев поэмы? (Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель — / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый —/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» Двенадцать героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый
туз! — коротко и ясно — тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них — Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!» Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча...»). — В чем особенности сюжета поэмы? (Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц и внутренний: побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции: Что, Катька, рада? — Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу! Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!) — Проследите, где и как проявляется мотив ненависти? (Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство: Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... и как святотатство: Товарищ, винтовку держи, не трусы! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста!) — Какие еще мотивы вы увидели в поэме? (Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы — вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы — в 11-й главе: ...И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.) — Какие образы-символы заметили в поэме? (Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.) — Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в поэме? (Обсуждение.) III. Вывод Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый — «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». «Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов). «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед
ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок. IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать» Анализ поэмы «Двенадцать» ...Смысл поэмы — метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя. Стихия — символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д. Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В 1904—1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу — грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее — от падения религии...» К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы — двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка. Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно — убивать и блудить, трансформируется
в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных — «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие. Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», — не с двенадцатью бойцами. Он — впереди них. Он, с кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые поверили революционная Россия и сам поэт, — братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла. Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом. Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли. Из творческой истории поэмы мы узнали о том, что для Блока в период ее создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения все же не прервали работу над поэмой, более того, создается впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, все ли и так ли он понимает, как того требует время. Блок создавал «Двенадцать». Обратите внимание на первую строфу поэмы. В первых двух строках Блок представляет ее ведущие образы-символы: это и свет — тьма, и добро — зло, и старое — новое. Третья строка: вводится новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении стихии и перемен. Следующим появляется в поэме образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ — это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер — это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции. Необходимо понять то, как «сделана» первая строфа поэмы: шесть ее стихов
представляют собой пять предложений: первые три назывные. Это емкая экспозиция, знакомство с основными образами-символами поэмы. С точки зрения семантики, знакомство исключительно насыщено информационно и эмоционально: вечер, например, являет собой и время дня, угасание его, переход от дня к ночи, и, в более обобщенном плане, — символ уходящей в прошлое жизни державы. Нельзя не отметить, что уже в первой строфе поэмы появляется пока опосредованно и один из самых загадочных и спорных ее образов — образ Христа. Последняя строка «На всем Божьем свете» важна тем, что в ней образ Творца возникает при упоминании о созданном им мире. По логике цветового решения поэмы (первые две строки: черное — белое), эта строка более естественно звучала бы так: «На всем белом свете». Блок намеренно вводит в первую же строфу поэмы другой образ, восходящий к общечеловеческим нравственным ценностям, столь значимым для него (вспомним запись от 25 января). Вывод Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества. __ Тема Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918). Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Цель: показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности. I. Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!» «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», — утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов. — Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос: Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока. Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования — погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство? II. Аналитическая оценка Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции. «Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. — Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? (Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.) Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. — Как Блок передает «музыку революции»? (Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.) — Какие ритмы вы услышали? (В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот — проснется Лютый враг. (гл.11) Слышен городской романе. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше — пошел разгул: Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! Часто встречается частушечный мотив: Запирайте етажи Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Прямо процитирована революционная песня: Вперед, вперед, Рабочий народ!) — Что, кроме музыки, мы слышим? (Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании... Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах тах-тах-тах- тах!») сливаются в единое целое.) — Каков лексический строй поэмы? (Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.) — Как рисует Блок образы героев поэмы? (Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель — / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый —/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» Двенадцать героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! — коротко и ясно — тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них — Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!» Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча...»). — В чем особенности сюжета поэмы? (Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц и внутренний: побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции: Что, Катька, рада? — Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу! Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!) — Проследите, где и как проявляется мотив ненависти? (Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство: Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... и как святотатство: Товарищ, винтовку держи, не трусы! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста!) — Какие еще мотивы вы увидели в поэме? (Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы — вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы — в 11-й главе: ...И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.) — Какие образы-символы заметили в поэме? (Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.) — Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в поэме? (Обсуждение.) III. Вывод Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый — «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». «Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов). «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок. IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прочитать поэму «Двенадцать».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.198 с.) |