Формирования положительного отношения к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирования положительного отношения к школе



ПРОГРАММА

Формирования положительного отношения к школе

(1-я часть)

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет формирование положительного образа школы. Задача педагога-психолога состоит в укреплении и развитии у дошкольников эмоционально-положительного отношения к школе, формировании мотивов учения, снижение уровня тревожности перед незнакомой ситуацией.

Ребенку просто необходима психологическая безопасность новой для него социальной ситуации, убежденность в своей уникальности и неповторимости и, как следствие, положительная мотивация к учению. Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе накажут», «ты же круга от овала отличить не можешь, за это ставят плохую оценку в школе». Такие напутствия вряд ли принесут пользу и воодушевят ребёнка. Исключительно позитивный, или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно показать ребенку, что он способен добиваться успеха.

Цель программы: способствовать формированию у старших дошкольников мотивов учения и положительного отношения к школе.

Задачи программы: сформировать чувства уверенности в роли ученика, правильные представления о школе и учении; осознанное отношение к школе, положительное эмоциональное отношение к школе; готовность принять новую социальную позицию «школьника»; оказать помощь ребенку в выстраивании модели возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации; развить многообразие мотивов, побуждающих ребенка учиться.

Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности. Также для реализации поставленной цели в программе используются коммуникативные и развивающие игры и упражнения, рисование, ритуалы приветствия и прощания, релаксация с элементами психотренинга.

Занятие 1 «Школа для зверюшек»

Задачи: развить интерес к школе, учебную мотивацию, произвольность; расширить социальные представления детей о школе; сформировать положительный образ школы; раскрыть групповые отношения, навыки общения.

Материалы: мяч,игрушка «Ёж», колокольчик, иллюстрация-схема для упражнения «Раскрась ёжика», набор цветных карандашей, имитация «волшебной палочки».

 

Приветствие «Ласковое имя»

Педагог-психолог: Ребята, вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик, и тот, к кому он попадет, должен назвать одно или несколько ласковых имен. Кто не сможет назвать имя, тому мы придумаем его вместе.

 

Игра-разминка «Ветер дует»

Дети сидят в кругу на стульях, вы исполняете роль ведущего и встаете в центр. Скажите: «Ветер дует на всех, у кого есть в одежде красный цвет (у кого есть пуговицы, кто сегодня пил молоко)». В этот момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет, встают и быстро меняются местами. Называйте только тот признак, который есть у вас и у кого-то еще. Тот, кому не хватит стула, становится ведущим. Постарайтесь занять стул, чтобы кто-то из детей стал ведущим. Если ведущий выкрикивает «Ураган!», все меняются местами.

 

Введение в тему занятия

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы отправимся в сказку. Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуете отгадать, о чем будет эта сказка.

 


Мы заходим в первый раз

В наш просторный светлый класс.

Ровно выстроились парты,

Всюду книги, всюду карты.

Все здесь для ученика:

Стенды, глобус и доска.

Мы пришли сюда учиться,

И сияют наши лица.

Ну, смелей, заходим в класс!

Он уже заждался нас.


После того как дошкольники прослушают стихотворение, задайте им вопросы.

О чем будет сказка?

Что такое школа?

Игра «Школа – это…»

Называйте детям определения школы. Попросите хлопать в ладоши, если они согласны, и топать, если нет. Например, используйте высказывания: «Школа – это место, где детей учат писать, читать, считать», «Школа – место, где дети спят», «Школа – место, где есть учителя», «Школа – место, где есть много игрушек». Чтобы снизить тревожность, включите смешные и нелепые варианты. Например: «В школе летают на метле», «В школе катаются на коньках», «В школе едят мороженое на уроках», «В школе уроки проходят под партой», «В школе растут обезьянки».

 

Педагог-психолог: Замечательно, ребята, вы много знаете о школе. А сейчас садитесь удобнее, мы с вами отправляемся в сказку.

Сказка про Ежика

Жил-был Ёжик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками - пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ёжик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ёжик и сам не знал: может быть, его какой-то школьник принес для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ёжик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, чувствовал теплые руки детей, получал от них вкусные угощенья.

Очень нравилось Ёжику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ёжик учился писать, считать, изучал разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей.

Ну, бегает Ёжик, радуется жизни. А ёжик мечтал... И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить всех своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. Вот Ёжик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверей. Ёж-учитель готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Ёж принес учебники-книжки с картинками, которые помогут зверятам научиться писать и считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки сторож Крот. – Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

– Меня Ёж попросил. Я буду отвечать за звонки.

– А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивлялся Крот.

– Эх ты, ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если во время урока звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.

– Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

– Да, только не побегут, а подойдут к столикам, в ожидании учителя, – ответила Сорока.

– Это верно! –  подхватил Ёж. –  Именно так делают настоящие школьники.

– Так наши ребята - зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.

– Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.

– Да, - подтвердил Ёж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Ёж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и зашелестели желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен. –  В школу, в школу! – шепчет березка.

 

Кто учился в лесной школе?

Упражнение «Раскрась ёжика»

Раздайте детям бланки (рис. 1). Попросите раскрасить ежиков по заданным схемам.

Рисунок 1. Раскрась ежика

 


Занятие 2 «Мой учитель»

Задачи: проработать идеальный образ учителя; развить доброжелательное отношение к учителю и учебную мотивацию; снять страхи перед школой.

Предварительная работа. В свободное время предложите детям изготовить из бумаги фигурки ребят-зверят, учеников «Лесной школы».

Ритуал приветствия

Договоритесь с детьми, что начинать каждое занятие они будут особыми словами.

 

Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперед)
1-2-3-4-5, (загибают пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки)
Будем дружно мы играть. (идут по кругу)
В сказку мы хотим опять.  

 

Работа со сказкой

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», – ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!»

Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

– Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, – волновался за подружку Лисенок.

– Не знаю, – ответила Белочка, – я действительно не могу усидеть на месте спокойно.

– Ничего, – успокоил ее Зайчонок, – там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

– Перемены? – удивился Волчонок. – А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

– Это правильно! – поддержал друга Медвежонок. – Для этого мы в школу-то и идем.

– Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, – объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

– Поживем – увидим, – проворчал Медвежонок, – а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

 

Продолжение сказки

– А какой он – учитель? - поинтересовалась Белочка. – Добрый он или злой?

– Не знаю... – размышлял Волчонок. – Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.

– А я хочу, чтобы добрым был, - продолжала Белочка, – чтобы все разрешал.

– Представь себе, что тогда за уроки будут! – удивился Лисенок. – Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята – зверята весело засмеялись.

– Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, - закончила свои рассуждения Белочка.

– Да, это было бы хорошо... – подтвердил Медвежонок.

– А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, – тихо произнес Зайчонок.

– Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? – удивился Волчонок. – Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

– А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! – воскликнула Белочка.

 

Беседа «Мой учитель»

Педагог-психолог: Ребята, а каким, по-вашему, должен быть учитель?

Ритуал прощания

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся, (идут по кругу)
В группу отправляемся.  

 

Занятие 3 «Смешные страхи»

Задачи: сформировать положительное отношение к школе; обогатить понимание эмоций страха за счет осознания того, что страх результат незнания; упражняться в различении и понимании эмоции радости, страха и их экспрессивных выражений; развивать способности понимать чувства другого; снять возбуждение и импульсивность, развить внимание, стимулировать внутригрупповое общение.

Материалы: фигурки ребят-зверят, учеников «Лесной школы», листы формата А4, цветные карандаши.

Ритуал приветствия

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы познакомимся со сказкой, которая называется «Смешные страхи»

Работа со сказкой

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно – в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников – это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом. Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

 

Экспрессивный этюд «Первоклассники идут с хорошим настроением в школу» Педагог-психолог: Давайте мы тоже превратимся в первоклассников и весело пойдем в школу (дети вместе с вами идут в школу)

 

Около школы учеников встречал Учитель – Ёж.

 

Игра «Хлопки»

Педагог-психолог: А теперь поиграем. Давайте будем хлопать: я первая делаю хлопок в ладоши, затем … (имя ребенка слева от вас) стоящий рядом – повторяет хлопок и т. д. по часовой стрелке. Хлопаем по очереди, нельзя хлопать одновременно. (подойдите к любому ребенку и, с этого места, начинаются хлопки и т. д.)

Ритуал прощания

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся, (идут по кругу)
В группу отправляемся.  

ПРОГРАММА

формирования положительного отношения к школе

(1-я часть)

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет формирование положительного образа школы. Задача педагога-психолога состоит в укреплении и развитии у дошкольников эмоционально-положительного отношения к школе, формировании мотивов учения, снижение уровня тревожности перед незнакомой ситуацией.

Ребенку просто необходима психологическая безопасность новой для него социальной ситуации, убежденность в своей уникальности и неповторимости и, как следствие, положительная мотивация к учению. Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе накажут», «ты же круга от овала отличить не можешь, за это ставят плохую оценку в школе». Такие напутствия вряд ли принесут пользу и воодушевят ребёнка. Исключительно позитивный, или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно показать ребенку, что он способен добиваться успеха.

Цель программы: способствовать формированию у старших дошкольников мотивов учения и положительного отношения к школе.

Задачи программы: сформировать чувства уверенности в роли ученика, правильные представления о школе и учении; осознанное отношение к школе, положительное эмоциональное отношение к школе; готовность принять новую социальную позицию «школьника»; оказать помощь ребенку в выстраивании модели возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации; развить многообразие мотивов, побуждающих ребенка учиться.

Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности. Также для реализации поставленной цели в программе используются коммуникативные и развивающие игры и упражнения, рисование, ритуалы приветствия и прощания, релаксация с элементами психотренинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.176.78 (0.039 с.)