Оценка письменных работ учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка письменных работ учащихся



Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иныедиктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения

и т. д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий).[7] Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико‑орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8– 10 слов, во II классе в начале учебного года – 10–12 слов, к концу года – 16–18 слов, в III классе – 20–25 слов, IV – 30–35 слов, V – 45–50 слов, VI–VII – 65–70 слов, VIII–Х – 75–80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

♦ I–IV классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок. «4» ставится за работу с 1–3 ошибками. «3» ставится за работу с 4–5 ошибками. «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок. «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

♦ V–IX классы

Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

«4» ставится за работу с 1–2 ошибками.

«3» ставится за работу с 3–5 ошибками.

«2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок.

«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

♦ повторение одной и той же буквы (например, «п оо суда»);

♦ недописывание слов;

♦ пропуск одной части слова при переносе;

♦ повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,

следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко‑буквенного

состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1–2 исправления.

«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2–3 ошибки.

«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV–V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20–45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI–VII – 45–70 слов, VIII–IX классах – 70–100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII–IX(X) классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1–2 орфографические ошибки.

«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3–4 орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5–6 орфографическими ошибками.

«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.[8]

2. Чтение и развитие речи

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3–4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс – 10 слов; II – 15–20 слов; III – 25–30 слов; IV – 35–40 слов; V– 45–60 слов; VI– 70–80 слов; VII–IX(X) – 90– 100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

♦ I класс

«5» ставится ученику, если он:

♦ читает по слогам правильно или с 1–2 самостоятельно исправленными ошибками слова, предложения, короткие тексты;

♦ соблюдает паузы на знаках препинания;

♦ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту.

«4» ставится ученику, если он:

♦ читает по слогам, допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках препинания;

♦ допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

«3» ставится ученику, если он:

♦ испытывает трудности при чтении по слогам сложных по структуре слов (трехсложных, со стечением согласных, с буквой «ь»);

♦ допускает 3–4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках препинания;

♦ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту с помощью учителя.

«2» ставится ученику, если он:

♦ испытывает трудности при чтении по слогам легких двусложных слов;

♦ допускает более 5 ошибок при чтении;

♦ не соблюдает пауз на знаках препинания;

♦ не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту даже с помощью учителя.

«1» учащимся I класса не ставится.

♦ II класс

«5» ставится ученику, если он:

♦ читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1–2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

♦ соблюдает синтаксические паузы;

♦ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

♦ пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;

♦ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

♦ читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;

♦ допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

♦ допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

♦ допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

♦ затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

♦ допускает 3–4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

♦ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

♦ обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он:

♦ затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;

♦ допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

♦ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.

«1» учащимся II класса не ставится.

♦ III–IV классы

«5» ставится ученику, если он:

♦ читает целыми словами правильно с 1–2 самостоятельно исправленными ошибками;

♦ читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений:

♦ отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

♦ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

♦ читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;

♦ допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе – логических ударений;

♦ допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

♦ допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

♦ читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;

♦ допускает 3–4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе – логических ударений;

♦ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

♦ обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он:

♦ читает в основном по слогам, даже легкие слова;

♦ допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

♦ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;

♦ не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

«1» ставится ученику, если он:

♦ затрудняется в чтении текста по слогам;

♦ допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

♦ не отвечает на вопросы и не передает содержания прочитанного;

♦ не знает наизусть стихотворения.

♦ V–IX(X) классы

«5» ставится ученику, если он:

♦ читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

♦ выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

♦ делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

♦ называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

♦ отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

♦ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

♦ читает в основном правильно, бегло;

♦ допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

♦ допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

♦ допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

♦ называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

♦ допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:

♦ допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

♦ читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

♦ допускает 3–4 ошибки при чтении; 1–2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3–4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

♦ выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

♦ делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

♦ затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

♦ отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

♦ обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он:

♦ читает по слогам;

♦ допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

♦ не выделяет основную мысль произведения, части рассказа дажхе с помощью учителя;

♦ не делит текст на части;

♦ не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

♦ отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

♦ не знает большей части текста, который должен знать наизусть. «1» ставится ученику, если он:

♦ затрудняется в чтении текста по слогам;

♦ допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

♦ не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;

♦ не знает наизусть стихотворения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.130 (0.083 с.)