Эстетическое воспитание в процессе внеклассной и внешкольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое воспитание в процессе внеклассной и внешкольной работы



 

Внеклассная работа в воспитательных группах весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. По числу принимающих участие в мероприятиях воспитанников различают три формы организации такой работы:

♦ массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т. п.);

♦ групповая (воспитательные занятия, экскурсии, посещение театров, музеев, занятия в студиях дополнительного образования, творческих объединениях, секциях);

♦ индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.).

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.

К средствам эстетического воспитания относятся эстетическая развивающая среда; художественная деятельность учащихся; произведения искусства; природа.

Эстетическое воспитание, по существу, начинается с внешней обстановки в быту. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы – все это формирует вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию. Необходимо включать учащихся в активное благоустройство помещений – классов, кабинетов, мастерских, мест рекреаций и т. д. Большое значение имеют внешнее оформление и содержание пришкольных участков, игровых и спортивных площадок.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изготавливаемых изделий.

Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения. Случаи несоблюдения таких норм – следствие недостаточного воспитания. Олигофренопедагогам приходится уделять много времени воспитанию культуры поведения учащихся. Очень важно, чтобы дети умели обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, войти и выйти из помещения. Не менее важно, чтобы воспитанники могли правильно вести себя за столом, в гостях, в общественных местах.

Личный пример педагога – самое эффективное средство формирования и закрепления привитых навыков поведения. Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и благожелательно направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.

Рекомендуется примерно такая тематика занятий с учащимися во внеурочное время: употребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в классе; поведение за столом; поведение на улице; поведение в транспорте; поведение в кино и в театре. Успех подобных занятий во многом зависит от того, насколько удачно подобрано их содержание, как четко и ясно формулируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков у умственно отсталых школьников – процесс очень длительный. Необходим постоянный контроль и напоминания со стороны учителей, воспитателей, родителей. Надо стимулировать способность учащихся проявлять свои умения, создавая для этого различные воспитывающие ситуации.

Увлекательному заполнению досуга, а вместе с этим и эстетическому воспитанию способствуют различные студии дополнительного образования и школьные клубы, в которых объединяются дети по склонностям и интересам, создаются условия для их творчества и художественной самодеятельности. Студии дополнительного образования, в которых дети занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, выпиливанием, выжиганием, керамикой, чеканкой, художественной вышивкой, изготовлением мягкой игрушки и др., привлекательны также своими названиями, характеризующими основную деятельность: «Умелец», «Краснодеревщик», «Рукодельница», «Чебурашка» (творческое объединение мягкой игрушки), «Юный художник», «Серпантин» (студия современного бального танца) и т. п.

Характер занятий той или иной деятельностью во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные материалы и инструменты. В распоряжении учащихся цветная и черная тушь, гуашевые и даже масляные краски, уголь и сангина; наряду с белой используется цветная бумага больших форматов и разных видов, а также картон, фанера, ткани, пенопласт, плексиглас, металл и др. Дети работают карандашами, фломастерами, кистями и флейцами, ножницами и лобзиком, пилой и молотком, шилом и стекой. Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят и строгают, клеят и прибивают. Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития учащихся.

Практика многих школ убеждает в возможности и целесообразности организации для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии хоровых, вокальных, инструментальных, танцевальных студий дополнительного образования. Хоровое или сольное исполнение песен, концерты, конкурсы, музыкально‑танцевальные спектакли благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушениями моторики и эмоционально‑волевой сферы. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях успешно функционируют духовые оркестры, ансамбли народных инструментов, вокально‑инструментальные ансамбли, студии пантомимы, театральные студии. Достоинство последних состоит не только в том, что они влияют на нравственное и эстетическое развитие учащихся, но и в том, что объединяют большое число детей с разными интересами и уровнем развития. Эти коллективы состоят из артистов, художников‑декораторов, костюмеров, осветителей, рабочих сцены, и при подготовке спектаклей всем находится занятие. Участники школьных театров выступают не только на своей сцене, но и выезжают в другие коррекционные внешкольные учреждения.

Исключительно большое образовательное и воспитательное значение для умственно отсталых детей имеет школьный кукольный театр. Под руководством педагогов учащиеся, как правило, сами изготавливают и куклы, и декорации, а затем выступают в роли актеров‑кукловодов в спектаклях на школьных праздниках. Относительная простота управления куклами (как правило, они надеваются на руку), любое число актеров, каждый из которых разучивает небольшую роль, делают кукольные представления доступными и занимательными для школьников. Одна из особенностей кукольного театра состоит в том, что текст могут читать одни ученики, а управлять куклами – другие. Такое распределение обязанностей в спектакле нередко облегчает задачу его участникам.

Кукольный театр сильно воздействует как на зрителей, так и на самих «артистов», поскольку включает в себя целый комплекс творческих жанров: художественное слово, драматическое действие, музыку, песню, изобразительное искусство. Участие в кукольном театре способствует развитию у детей драматических способностей, инициативы, коррекции нарушенной речи. В репертуаре кукольного театра – сказки, басни, песни, инсценировки небольших рассказов. Любимым персонажем является Петрушка, который обычно ведет представление, разговаривает со зрителями, вместе с ними переживает ход спектакля. Для Петрушки можно приготовить текст на темы школьной жизни, он может спеть частушки о нерадивых детях, нарушителях дисциплины.

Важная форма воспитательной работы коррекционной школы – тематические внеклассные занятия, посвященные различным жанрам искусства, жизни и творчеству художников, поэтов, композиторов, музыкантов, артистов, сопровождаемые демонстрацией лучших произведений. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно‑прикладным творчеством расширяет знания учащихся.

Эффективность эстетического воспитания умственно отсталых школьников повышается, если оно организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения и музыки и т. д. При этом следует учитывать потенциальные возможности учащихся на разных годах обучения, соотносить формы и средства эстетического воспитания с индивидуальными особенностями каждого ребенка, а также сочетать воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем заключается сущность эстетического воспитания?

2. Охарактеризуйте основные средства эстетического воспитания.

3. Определите задачи эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

4. Какие особенности умственно отсталого ребенка влияют на своеобразие эстетического воспитания в коррекционной школе VIII вида?

5. Как влияет эстетическое воспитание, обусловленное разными видами деятельности, на развитие психофизических качеств умственно отсталого ребенка?

6. Объясните взаимосвязь классно‑урочной, внеклассной и внешкольной образовательной деятельности по эстетическому воспитанию.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001.

2. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1974.

3. Граборов А. Н. Работа по художественному воспитанию // Основы олигофренопедагогики. М.: Классикс Стиль, 2005.

4. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

5. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей‑сирот: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.

6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Эстетическое развитие // Коррекционно‑развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2003.

7. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; под ред. Е. А. Медведевой. М.: Академия, 2002.

8. Хрестоматия по музыке и пению: учеб. пособие для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 2‑е изд., перераб. и доп. / сост. И. В. Евтушенко. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005.

 

 

Глава 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.009 с.)