Специальные коррекционные занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные коррекционные занятия



 

Специфической формой организации обучения в коррекционной школе VIII вида являются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. К ним относятся: логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Занятия проводятся во внеурочное время с одним или группой учеников (2–5) по расписанию. Занятия проводят специалисты – логопед, психолог, дефектолог; по ЛФК – учитель физкультуры или медсестра, имеющие сертификат на право заниматься лечебной физкультурой. На эти занятия направляются учащиеся с выраженными речевыми, двигательными и сенсорными нарушениями.

Логопедические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимым учебно‑дидактическим материалом.

В начале каждого учебного года логопед в присутствии учителя, который вносит свои дополнения к характеристике речи учащихся, проводит индивидуальное первичное обследование речи всех вновь поступивших учащихся в данную школу, в первую очередь первоклассников. По заявкам классных руководителей проверяются и отдельные учащиеся старших классов.

В результате составляются списки всех учеников школы, нуждающихся в логопедических занятиях. Дети с выявленными дефектами речи обследуются более подробно. Для учета особенностей речи и результатов работы на каждого ученика заполняется речевая карта.

В первую очередь логопедическими занятиями охватывают детей со сложными и многообразными речевыми нарушениями, требующими длительной специальной логопедической работы.

За критерий распределения учащихся по очередности логопедических занятий принят характер речевого нарушения и его значение для успешности обучения ребенка в школе. Например, легкое нарушение произношения отдельных звуков (горловое произношение «р», межзубное и боковое произношение свистящих и др.) и легкое заикание, не травмирующие учеников, могут считаться не требующими срочной логопедической помощи. В дальнейшем этих детей можно включить в группу, работающую над однородными дефектами речи.

Через неделю после начала учебного года логопед начинает занятия по коррекции речи с уже обследованными первоклассниками, одновременно продолжая проверять речевое развитие учеников других классов.

Логопедические занятия желательно проводить во внеурочное время. Первые занятия, преимущественно индивидуальные, помогают логопеду сориентироваться в составе своих учеников. Постепенно он объединяет их в небольшие группы из 3–5 человек по признаку однородности речевого нарушения.

Групповые занятия помогают преодолеть негативизм, замкнутость и другие особенности характера детей, возбудить у них интерес к занятиям путем организации различных игр. Такая форма работы позволяет варьировать специальные упражнения, удлинять время занятий каждого ребенка, не переутомляя его. На фоне групповой работы необходимо индивидуализировать задания отдельным учащимся. Логопед должен практиковать перевод детей из одной группы в другую, так как темп продвижения учащихся, несмотря на однородность речевого нарушения, часто бывает различным.

С учащимися, имеющими тяжелые дефекты речи, занятия ведутся индивидуально по установленному плану. По мере успешности коррекции речевого дефекта эти учащиеся начинают заниматься в группах.

Составив списки обследованных детей и заполнив речевые карты, логопед планирует свою работу на год и заводит журнал учета посещаемости. В конце года он отчитывается о выполнении плана работы.

В отчете рекомендуется привести следующие данные:

♦ общее количество детей, обследованных логопедом;

♦ общее количество детей, нуждающихся в логопедической помощи;

♦ количество детей, посещающих логопедические занятия и распределение их по видам речевых нарушений;

♦ количество детей, занимающихся индивидуально и в группах. Число групп;

♦ успешность продвижения учащихся в исправлении нарушений речи: сколько детей посетило занятия за год и с какими результатами (с нормальной речью, с улучшением, без изменения), сколько детей оставлено под наблюдение логопеда, сколько передано учителям для закрепления результатов;

♦ влияние логопедической работы на повышение успеваемости учащихся.

Каждое занятие логопеда, планируемое заранее и имеющее свои задачи, состоит из подготовительной части (речевая гимнастика), основной, в которую входит знакомство с новыми приемами работы, новыми упражнениями и т. д., и итоговой, которая может включать речевые игры, разучивание стихов, т. е. быть этапом закрепления, автоматизации достигнутого.

Отдельные учащиеся, особенно младших классов, часто имеют различные физические недостатки (сколиозы, парезы) и нуждаются в их коррекции. Для них организуются занятия лечебной физкультурой (ЛФК).

Таким образом, перечисленные коррекционные занятия призваны создавать условия для сглаживания индивидуальных недостатков учащихся, что позволит им успешно овладевать знаниями, трудовыми умениями и навыками, готовиться к самостоятельной жизни.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Перечислите организационные формы обучения, принятые в коррекционной школе VIII вида.

2. Определите цель и раскройте специфику организации проведения учебных экскурсий в младших и старших классах.

3. Раскройте этапы проведения предметных уроков. Почему эти уроки рассматриваются как наиболее коррекционно значимые для обучения младших умственно отсталых школьников?

4. Почему домашняя работа рассматривается как одна из организационных форм обучения? В чем заключается коррекционная значимость выполнения домашних заданий учащимися коррекционных школ VIII вида?

5. Какие приемы обеспечивают самостоятельность выполнения домашних заданий учащимися? Как при этом осуществляются индивидуальный и дифференцированный подходы?

6. Какие индивидуальные и групповые коррекционные занятия приняты в коррекционной школе VIII вида? Почему они рассматриваются как специфические формы организации учебного процесса?

7. Раскройте цели и организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа‑Пресс, 1994.

2. Книга для учителя вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Учпедгиз, 1955.

3. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы. Пособие для учителя / под ред. В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1982.

4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1985.

5. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей‑олигофренов. М.: Педагогика, 1969.

6. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.

7. Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977.

8. Постовская В. А. Предметные уроки и экскурсии в I–IV классах вспомогательной школы. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1962.

 

 

Глава 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.007 с.)