Просто возвращаем то, что было приватизировано 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просто возвращаем то, что было приватизировано



 

Советская экономика не была ориентирована на нужды населения. Основной задачей являлось поддержание и наращивание военной мощи в рамках глобального противостояния с США. Советские граждане привыкли жить в условиях постоянного дефицита – не хватало всего: от одежды и обуви до мебели и квартир. Население СССР в 1990 г. составляло 290 млн человек, а США – 250 млн. При этом ежегодное производство легковых автомобилей в Советском Союзе в 1985–1990 гг. составляло 1,2–1,3 млн, а в США – 6–8 млн, то есть в шесть раз больше на каждого жителя страны.

Половину легковых автомобилей в СССР производил один завод – АвтоВАЗ, построенный в городе Тольятти на Волге во второй половине 1960-х по проекту, разработанному Fiat. Не только завод был спроектирован итальянской компанией, но и выпускавшийся им автомобиль был клоном Fiat 124. Качество «Жигулей» было существенно выше, чем любых других советских автомобилей. В условиях дефицита советские граждане готовы были покупать любые машины, но тольяттинские ценились особенно высоко. Неудивительно, что, когда в конце 1980-х гг. директора предприятий получили некоторую свободу действий, директор АвтоВАЗа стал владельцем «курицы, несущей золотые яйца» – продукция его предприятия покупалась всеми и без ограничений принималась к обмену в рамках бартерных схем, получивших распространение в то время. Точно так же неудивительно, что АвтоВАЗ и его продукция стали привлекать многочисленных предприимчивых бизнесменов, которые стремились заработать на перепродаже машин.

Директором АвтоВАЗа в конце 1988 г. стал Владимир Каданников, работавший на заводе с момента его строительства, а одним из бизнесменов, который смог установить с ним доверительные и партнерские отношения, оказался Борис Березовский. Каданников был типичным «красным директором», которого заботили производственные проблемы, но который очень плохо понимал финансовые реалии рыночной экономики. Березовского, напротив, интересовал финансовый результат, и все его схемы были направлены на то, чтобы максимизировать доход от продажи автомобилей, даже если АвтоВАЗу от этого становилось хуже.

Когда в начале 1993 г. АвтоВАЗ преобразовался в акционерное общество, Березовский инициировал создание «перекрестной схемы» контроля собственности – более 60 % акций АвтоВАЗа принадлежали дочерним компаниям, и Каданников, как генеральный директор, голосовал ими на акционерных собраниях. Эта схема позволяла удовлетворить интересы обоих партнеров: Каданникову гарантировалось сохранение руководящего кресла, а Березовскому – возможность извлекать прибыль.

АвтоВАЗ был одним из крупнейших промышленных предприятий страны, на его основной площадке работало более 120 тысяч человек[435], а несколько тысяч предприятий, разбросанных по всей стране, поставляли ему комплектующие; по некоторым оценкам, всего в орбите АвтоВАЗа работало более миллиона человек. Автомобильное производство само по себе сложное, а с учетом унаследованной от СССР системы кооперации, ставшей нерациональной в условиях рыночной экономики, разобраться в нем могли только люди, проработавшие на предприятии долгие годы. Каданников, безусловно, был таким, и его основные усилия в первой половине 1990-х были направлены на поддержание производства, которое могло остановиться в любой момент из-за проблем у какого-нибудь поставщика. Березовский, в свою очередь, был сильно увлекающимся человеком, для которого автомобильный гигант был интересен лишь как «дойная корова». Вскоре интересы последнего привлекла большая политика, и ситуация на АвтоВАЗе в значительной мере была пущена на самотек, чем воспользовались многочисленные криминальные структуры, взявшие под контроль продажи автомобилей и ставшие, таким образом, третьим партнером в очень странном союзе[436].

Постепенно завод погряз в долгах, его неплатежи поставщикам и задолженность по уплате налогов стали предметом публичного обсуждения, но Каданников не мог навести порядок, Березовский и криминалитет не были в этом заинтересованы, а у правительства не хватало политической воли для того, чтобы вмешаться в ситуацию. В 1996 г. Каданников на несколько месяцев стал вице-премьером и использовал свое положение для того, чтобы защищать АвтоВАЗ от претензий налоговиков. В конце того же года он вернулся на АвтоВАЗ, и правительству удалось заставить его вступить в переговоры о привлечении корейской Daewoo в качестве контролирующего акционера[437], подписать соглашение об уплате налоговой задолженности и получить в залог контрольный пакет акций АвтоВАЗа. Но все это не помогло улучшить финансовое положение автомобильного гиганта. Более того, растущие доходы россиян и либерализация импорта легковых автомобилей привели к тому, что российские автомобили перестали выдерживать конкуренцию. Прекратилось производство «Москвичей» на АЗЛК; газовские «Волги» покупались только региональными чиновниками. Весной 1998 г. долларовая цена «Жигулей» сравнялась с ценой импортных корейских автомобилей, и потребитель отвернулся от отечественных машин. Склады были переполнены непродававшимися автомобилями, производство на АвтоВАЗе сократилось наполовину, завод был близок к полной остановке.

Спасение пришло с неожиданной стороны. Финансовый кризис августа 1998 г. привел к кратной девальвации рубля, что резко повысило рублевую стоимость импортных машин и, как следствие, спрос на продукцию АвтоВАЗа. Запасы быстро распродались, и уже в ноябре 1998 г. предприятие вновь работало на полную мощность. Запаса, полученного от девальвации рубля в 1998 г., хватило на несколько лет – АвтоВАЗ находился на плаву, хотя постоянно обращался за государственной поддержкой для финансирования своей инвестиционной программы.

Потеря влияния в Кремле и отъезд Бориса Березовского из России в 2000 г. привели к тому, что Каданников лишился политической защиты. АвтоВАЗ перестал рассматриваться как неприкосновенный. С конца 2000 г. инвестиционная компания «Атон» стала потихоньку скупать на рынке его акции и постепенно нарастила свой пакет до 4 %. В 2005 г. из «Атона» ушел банкир, придумавший эту сделку, а руководство компании, заметив, что государственный Внешэкономбанк также начал скупку акций, заключив, что «существует некая государственная программа по АвтоВАЗу», решило продать свой пакет акций ВЭБу, в руках которого после этого оказалось чуть менее 9 % компании.

Однако, как это часто бывает, идея, посетившая одного инвестбанкира, обязательно придет в голову другому. Другим оказался Рубен Варданян, основатель и руководитель «Тройки Диалог», который решил не бороться с государством, а объединить с ним усилия. Естественно, ради своей выгоды. Он обратился к Сергею Чемезову, тогда руководителю «Рособоронэкспорта», и объяснил, что АвтоВАЗ – это неограненный алмаз российской промышленности: объем продаж автомобильного гиганта был около $5,5 млрд в год, что ставило его на первое место среди несырьевых компаний, а слабые финансовые результаты объяснялись низкой квалификацией менеджеров и тем, что сбыт продукции АвтоВАЗа не контролировался самой компанией[438].

Идея, предложенная Чемезову, звучала до банального просто: «Тройка» разрушит схему перекрестного владения, в результате которой «Тройка» и «Рособоронэкспорт» получат по 25 % акций, а еще 25 % акций станут общей собственностью и будут проданы другим инвесторам (или стратегическому партнеру или размещены на бирже). При этом от госкомпании не требовались финансовые затраты, а акции ей достались бы бесплатно. Все, что требовалось от Чемезова, – организовать звонок из Кремля Владимиру Каданникову с предложением уйти в отставку и проголосовать на акционерном собрании за такой состав совета директоров, который позволил бы партнерам назначить своего представителя на должность генерального директора, взяв, таким образом под контроль акции, принадлежавшие дочерним компаниям АвтоВАЗа[439].

Можно ли обвинять инвестиционного банкира в том, что он согласился подписать контракт с Мефистофелем? Партнер Варданяна по «Тройке», сейчас работающий у Сергея Чемезова в «Ростехе» (нынешнее название «Ростехнологий»), Сергей Скворцов достаточно цинично описывал содержание этой сделки: «Мы просто возвращали то, что было приватизировано»[440].

Надо ли говорить, что столь привлекательное предложение было принято госкорпорацией, которая решила взять под контроль крупнейшее предприятие, не очень понимая, что и как с ним можно делать, зато уже включив в свои доходы десятки, если не сотни, миллионов долларов прибыли. Осенью 2005 г. Владимира Каданникова пригласили в Кремль, где ему достаточно внятно предложили уйти с должности руководителя АвтоВАЗа. Каданников не спорил и сразу согласился[441]. В декабре 2005 г. в Тольятти прибыли более 200 высокопоставленных сотрудников МВД, которые вытеснили с рабочих мест сотрудников охраны АвтоВАЗа и блокировали территорию предприятия. В ходе акционерного собрания не случилось ничего неожиданного, подавляющее большинство мест в совете директоров получили представители «Рособоронэкспорта» и банка ВТБ. Так контроль за АвтоВАЗом перешел к госкомпаниям.

Сразу же после этого «Рособоронэкспорт» уведомил группу «СОК» о желании разорвать подписанные ранее соглашения о поставке комплектующих без уплаты оговоренных штрафных санкций. Чтобы у бизнесменов не возникало желания отказаться от этого предложения, к ним в офис пришли сотрудники МВД, ФСБ и Генпрокуратуры, которые провели обыски и выемки документов на основании двух уголовных дел, возбужденных днем раньше. Чуть позднее от группы «СОК» потребовали продать принадлежащие ей предприятия, на которых производилась часть комплектующих.

Хотя при поддержке силовых структур с АвтоВАЗа были вытеснены все посредники, а группа «СОК» согласилась со всеми предъявленными ей требованиями, существенных изменений на АвтоВАЗе не произошло. И это неудивительно: ни у «Тройки», ни у «Рособоронэкспорта», ни у правительства не было никаких внятных планов развития компании. За три последующих года на АвтоВАЗе сменилось три генеральных директора, что еще больше запутывало ситуацию, так как ни одному из них не удавалось даже приступить к реализации своих планов. Летом 2007 г. Чемезов говорил о том, что стратегическим инвестором для АвтоВАЗа может стать российская металлургическая компания «Северсталь»[442]. В сентябре того же года новый директор АвтоВАЗа Борис Алешин говорил о необходимости технологического партнерства ВАЗа с ГАЗом и КамАЗом[443]. Только стремительный рост доходов населения, приведший к быстрому росту продаж новых автомобилей, позволял удерживать АвтоВАЗ в относительно устойчивом состоянии.

Тем временем реализовалась вторая (или основная) часть плана инвестбанкиров. «Тройке» на ликвидацию схемы перекрестного владения акциями понадобилось два с половиной года. Вопреки слухам и ожиданиям банкиры не стали выкупать акции АвтоВАЗа у его дочерних компаний (что могло бы обойтись им в $700–800 млн, а пошли по более дешевому пути и выкупили акции дочерних компаний у миноритарных акционеров, которые были рады их продать, так как на протяжении многих лет не получали никаких доходов от своей собственности. По оценкам, такая операция могла обойтись «Тройке» примерно в $300–350 млн, к которым нужно добавить не более $150 млн, которые, возможно, были заплачены ВЭБу за его пакет акций[444]. В результате к началу 2008 г. «Тройка» и «Рособоронэкспорт»[445] стали владельцами пакетов по 25 % акций ВАЗа[446], а еще 25 % принадлежали консорциуму, в который, помимо «Тройки» и госкорпорации, входил старый приятель Сергея Чемезова бизнесмен Виталий Мащицкий, предоставивший кредит на скупку акций. В феврале 2008 г. консорциум продал 25 % акций ВАЗа французской Renault за $1 млрд[447].

Устойчивость ВАЗа рухнула с наступлением кризиса в 2008 г.: объем продаж автомобилей в России резко упал, и ВАЗ немедленно погряз в убытках, которые составили в том году около тысячи долларов на каждый произведенный автомобиль. Произвести их завод смог, а продать – нет. В 2009 г. после девальвации рубля резко выросла цена на многие комплектующие, и расходы на амортизацию импортного оборудования – убытки на каждый произведенный автомобиль – выросли в пять раз. Предприятие фактически стало банкротом. Многие члены российского правительства были готовы поддержать закрытие предприятия, уже не веря в то, что его можно спасти. Но своим личным решением премьер-министр Владимир Путин выделил из бюджета более 80 млрд рублей на спасение АвтоВАЗа, который после этого реализовал программу санации, очень похожую на ту, что была реализована General Motors[448].

В рамках спасения компании «Ростех» согласился отдать Renault сначала полный управленческий, а потом и акционерный контроль на АвтоВАЗе. Впрочем, госкорпорация остается владельцем 25 % акций АвтоВАЗа и, возможно, мечтает о том дне, когда и этот пакет можно будет продать французской компании.

 

Попытка жить по закону

 

Знаменитая фраза «В этом мире ни в чем нельзя быть полностью уверенным, кроме налогов и смерти» была написана Бенджамином Франклином в одном из писем в 1789 г. Однако это правило далеко не всегда было применимо в России в 1990-е – начале 2000-х. С одной стороны, значительная часть мелкого и среднего бизнеса работала в «серой зоне», занимаясь легальной деятельностью, зачастую рассчитываясь наличными. С другой стороны, налоговые органы были слабыми, а их сотрудники не обладали высокой квалификацией; основные усилия налоговиков концентрировались на крупных компаниях, а отношения с малым и средним бизнесом зачастую строились на «взаимовыгодной» коррупционной основе: компании соглашались делать минимальные платежи в бюджеты, доплачивая какие-то суммы работникам налоговых или правоохранительных органов, а порою и бандитам; те в свою очередь гарантировали спокойную жизнь и отсутствие проверок и претензий со стороны налоговых органов. Еще более широкое распространение такая коррупционная схема получила при оформлении импортных грузов на таможне: законодательство предоставляло сотрудникам таможенных органов весьма широкие полномочия в определении размера таможенных взносов, нечетко определяя товарные группы и устанавливая широкие диапазоны таможенных платежей. Кроме того, Таможенный комитет ввел специфические правила, требовавшие использования услуг посредников при импорте грузов в Россию, и только те из них, кто соглашался на участие в коррупционных схемах, получал возможность быстрого оформления документов. В такой ситуации мелкий и средний бизнес был лишен выбора: с одной стороны, сумма платежей, которые шли в бюджет при оформлении импорта с использованием коррупционных схем, вместе с суммами взяток были заметно меньше официальных; в результате те бизнесмены, которые честно платили налоги и таможенные платежи в полном объеме, оказывались в проигрышном положении, их расходы были существенно выше. С другой стороны, отказ от использования услуг тех таможенных посредников, которые участвовали в коррупционных схемах, приводил к тому, что оформление импорта на границе могло занимать недели и месяцы, что подрывало нормальный бизнес.

Когда в конце 1990-х в России стала развиваться мобильная связь, компании-операторы уделяли основное внимание построению сетей и поиску клиентов, продажи телефонных аппаратов их не интересовали, и на этом сегменте рынка начали появляться самостоятельные компании. Одной из них была «Евросеть», которая вела агрессивную эпатажную рекламную кампанию, главным действующим лицом которой был ее совладелец Евгений Чичваркин. Компания стремительно наращивала количество своих магазинов по всей стране. В период 2000–2006 гг. ее темпы роста превышали 100 % ежегодно, и к 2004 г. компания стала очевидным лидером на рынке. Но, как и все остальные розничные торговцы, «Евросеть» использовала коррупционные схемы таможенного оформления импорта.

Российская экономика бурно росла, росло и благосостояние россиян, которые быстро осваивали мобильную связь. Вследствие этого стремительно рос импорт мобильных телефонов. Масштаб коррупционных доходов привлекал внимание[449]: с одной стороны, многие представители силовых структур были не прочь взять их под свой контроль, с другой – временами российская власть начинала борьбу с «серой экономикой» и нелегальными схемами таможенного оформления импорта. Иногда самым причудливым образом эти два процесса сплетались воедино.

Силовики хорошо знали о незаконных схемах ввоза мобильных устройств в Россию и время от времени арестовывали партии ввозимых телефонов под видом борьбы с нарушением закона. Но вскоре арестованные аппараты появлялись на прилавках магазинов: действующее законодательство разрешало сотрудникам милиции без участия суда принимать решения о прекращении хранения вещественных доказательств (телефонов) на складах и об их продаже через специально организованные аукционы. Стоит ли говорить, что в этих аукционах могли участвовать только те компании, которые были связаны с силовиками специфическими отношениями. В ходе торгов арестованная техника продавалась за 5–10 % от реальной цены, после чего покупатели перепродавали эти же телефоны за 25–30 % от реальной цены тем компаниям, у которых телефоны были арестованы на границе[450].

Поскольку такая схема работала безотказно, среди силовых структур началась борьба за контроль над этим потоком доходов. Весной 2005 г. в подразделение таможни, расположенное в московском аэропорту Шереметьево (через который ввозилось примерно две трети всех аппаратов сотовой связи), приехал человек из Управления «К» МВД России. Это подразделение официально занималось преступлениями в области компьютерной и информационной безопасности и обеспечивало организацию прослушивания телефонных разговоров и компьютерных сообщений. Неожиданно для участников рынка именно это подразделение в тот момент стало активно и демонстративно бороться с контрабандой бытовой техники, включая мобильные телефоны, – репортажи о милицейских акциях достаточно регулярно появлялись на экранах телевизоров и на страницах газет.

Этот человек сделал таможенным посредникам и компаниям – импортерам мобильных телефонов очень простое и доходчивое предложение: «$1 с каждого телефона». Отказ одного из крупных импортеров пойти на такое соглашение привел к тому, что сотрудники прокуратуры развернули полномасштабное следствие и в конечном итоге довели до суда дело о коррупции на таможне[451]. В ответ на это в августе 2005 г. силовики арестовали на таможне крупные партии импортных телефонов (более 1,2 млн штук) на общую сумму около $100 млн – примерно половина месячного объема продаж на российском рынке. Одновременно стали возбуждаться уголовные дела против руководителей торговых компаний, которых обвиняли в контрабанде.

Это поставило рынок сотовой связи на грань коллапса, и президент Путин поручил заняться этой проблемой министру экономики Герману Грефу. Греф, помимо того, что считался представителем либералов в российском правительстве, был старым знакомым и очень близким к президенту Путину человеком. Воспринимая Грефа личным представителем президента, руководители торговых компаний согласились на предложенную им «сделку»: они отказываются от услуг всех посредников, честно платят на границе все налоги и сборы, а Греф им лично гарантирует оформление грузов на таможне четко и в срок. «Если будет задержка хоть на два дня, сразу звоните мне в приемную», – сказал он на прощание[452].

«Евросеть» одной из первых перешла на «белую» схему. Хотя сделка, предложенная министром, вдвое увеличивала размеры платежей, связанных с таможенным оформлением телефонов[453], торговые компании вскоре поняли, что они не проиграли. Их бизнес становился прозрачным, и банки начинали давать более дешевые кредиты, что позволяло расти еще агрессивнее. Доходы становились более прогнозируемыми и прозрачными, с точки зрения инвесторов, компании начали задумываться о выходе со своими акциями на биржу. И главное, переход к честному бизнесу существенным образом повышал уровень личной безопасности и убирал риски уголовного преследования.

Примерно через полгода после встречи у Грефа случилось чрезвычайное происшествие. После прохождения всех таможенных процедур в Шереметьево сотрудники Управления «К» МВД России арестовали 167,5 тысячи мобильных телефонов, ввезенных в Россию «Евросетью» на основании прямого контракта с производителем, компанией Motorolla. Покупка телефонов была оформлена по всем правилам, были уплачены все необходимые таможенные взносы. При этом милиционеры отказывались предоставить сотрудникам «Евросети» документы, объясняющие причины изъятия телефонов. Изначально МВД выпустило заявление о том, что телефоны ввезены без таможенного оформления, потом утверждало: «Подавляющее большинство аппаратов не предназначалось для использования на территории России. Партия телефонов была произведена в Бразилии, Китае и Сингапуре для их внутреннего использования, то есть адаптированная для конкретной страны и оператора связи, не отвечающая российским требованиям»[454].

Однако на защиту «Евросети» и своей репутации немедленно встала Motorolla, официально заявившая, что «поставленные телефоны предназначались именно для России» и что их в Россию доставил самолет, арендованный Motorolla, которая оплатила страхование риска во время транспортировки до Москвы. По совокупности «это является доказательством легального происхождения продукции»[455]. МВД отозвало свое заявление, однако отказалось признать неправомерными свои действия[456] и отправило арестованные телефоны на склад хранения вещественных доказательств. «Евросеть» поняла, что телефоны вскоре могут быть или уничтожены, или проданы с торгов за долю своей цены, и начала громкую публичную кампанию по обвинению милиционеров, выпустив заявление с подробным описанием случившегося с указанием имен милиционеров, принимавших участие в операции по изъятию телефонов[457].

В конце апреля МВД сообщило, что согласно проведенной экспертизе конфискованные телефоны представляют опасность для здоровья. На этом основании 30 % конфискованных у «Евросети» телефонов (50 тысяч штук) были уничтожены, хотя никаких доказательств того, что, как утверждали чиновники, в этих аппаратах было зафиксировано превышение нормы электромагнитного излучения передатчика в 2,5 раза, не было предоставлено, и суд не принимал решения по данному вопросу[458]. На процедуру уничтожения телефонов были приглашены журналисты, однако уже через короткое время «уничтоженные» телефоны появились в продаже в мелких магазинах.

Тем временем «Евросеть» продолжила борьбу с милицией за возврат арестованного имущества, что было весьма необычно для России того времени[459]. Компания заявила страховщику о понесенном ущербе и привлекла его на свою сторону. «Евросеть» доказала, что конфискованные телефоны правильно прошли таможенную очистку и что сама «Евросеть» не имела отношения к телефонам из конфискованной партии, появившимся в продаже в Москве. Неожиданно в защиту Motorolla и, значит, «Евросети» выступил президент США Джордж Буш, который, беседуя с Путиным перед встречей G8 в Петербурге, рассказал российскому президенту эту историю. Разъяренный Путин потребовал объяснений от министра МВД Рашида Нургалиева и Германа Грефа. Получив их доклад, российский президент встал на сторону «Евросети» и дал указание провести полномасштабное расследование, в ходе которого выяснилось, что акт экспертизы, утверждающий, что телефоны наносят вред здоровью, фальшивый, а никакого уничтожения телефонов не произошло. На этом основании «Евросеть» доказала страховщику, что телефоны были украдены. «Евросеть» получила от милиции оставшиеся 117,5 тысячи телефонов, а от страховщика – возмещение убытков.

«Евросеть» подала заявление в прокуратуру, и против сотрудников Управления «К» было возбуждено уголовное дело. Один из высокопоставленных милиционеров, руководивших арестом телефонов в 2005 г., был обвинен в их краже и приговорен к тюремному заключению[460]; некоторые отделались уплатой незначительных штрафов, некоторых уволили с работы. Следователь прокуратуры, отдававший приказ об уничтожении телефонов, был осужден в 2010 г.[461] Казалось бы, сказка со счастливым концом! Так думали многие, но не милиционеры, для которых «Евросеть» и лично вице-президент компании по вопросам безопасности Борис Левин стали злейшими врагами. Вскоре началось преследование бизнесменов, единственным мотивом которого являлась месть за их желание соблюдать закон[462].

«Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого», – сказал Джон Рокфеллер. Подписаться под этой фразой могут многие российские бизнесмены, и у многих из них есть свои «скелеты в шкафах», связанные с теми временами, когда строительство их бизнеса только начиналось, а российское государство было слабым и не могло (даже если хотело) обеспечить защиту прав и соблюдение закона. Был такой «скелет» и у «Евросети» – эта история случилась в 2003 г.

В то время, когда импорт телефонов в Россию осуществлялся по «серым» схемам, у торговых компаний были специальные сотрудники – экспедиторы, задачей которых был вывоз крупных партий товаров со складов после прохождения таможенных процедур. Один из таких экспедиторов, Андрей Власкин, украл у «Евросети» телефонов на общую сумму более миллиона долларов. Когда служба внутреннего аудита обнаружила это, компания обратилась за помощью к милиции. Через несколько месяцев милиционеры нашли Власкина и арестовали его. После допросов его официально отпустили под подписку о невыезде, но фактически передали службе безопасности «Евросети». На Власкина надели наручники и увезли за город. Сотрудники службы безопасности «Евросети», применив меры физического воздействия, добились обещания вернуть украденное, но, воспользовавшись случаем, Власкин убежал. «Евросеть» снова отправила заявление в милицию, вскоре беглеца нашли, и он переоформил свой строящийся дом и несколько автомобилей (приобретенных на средства, полученные от продажи ворованных телефонов) на одного из сотрудников «Евросети» – общая стоимость «компенсации» превысила половину ущерба, полученного компанией. После этого «Евросеть» отказалась от своих претензий к экспедитору, уголовное дело против Власкина закрыли. «Мы тогда договорились, что он возвращает украденное, а мы не инициируем уголовное преследование, и обе стороны выполняли эти условия, пока спустя пять лет сотрудники МВД не заставили Власкина написать на нас заявление», – сказал позднее руководитель службы безопасности компании Борис Левин[463].

Это дело неожиданно всплыло осенью 2008 г. К тому времени «Евросеть» превратилась в огромную компанию с годовой выручкой более $5 млрд. Но она была перегружена долгами: быстрое развитие требовало существенных финансовых ресурсов, а рентабельность бизнеса была не очень высокой. Акционеры «Евросети» еще в 2007 г. обратили внимание на начавшийся в США ипотечный кризис и стали задумываться о продаже акций компании сторонним инвесторам. Но, получив в тот момент предложение о продаже 10 % акций инвестиционным фондам, посчитали, что компания недооценена, и начали переговоры с крупнейшим российским мобильным оператором МТС о продаже ему всей компании. В июне 2008 г. стороны согласовывали основные условия сделки, и МТС взяла трехмесячную паузу для принятия окончательного решения.

В начале сентября 2008 г. в «Евросети» прошел неожиданный обыск, в ходе которого в кабинете Левина нашли документы, связанные с делом Власкина. Левину и его заместителю предъявили обвинение в «похищении человека, вымогательстве и самоуправстве» и задержали. 4 сентября Басманный суд Москвы санкционировал их арест. 8 сентября по этому делу в качестве свидетеля допросили совладельца компании Евгения Чичваркина. 27 сентября в аэропорту Домодедово был задержан другой заместитель Левина, также арестованный по решению суда.

Тем временем МТС, наблюдая за разворачивающимся на глазах финансовым кризисом, потребовала существенного снижения цены. Понимая, что поддерживать нормальную деятельность компании в условиях атаки силовиков будет крайне тяжело, Евгений Чичваркин и его партнер Артур Артемьев приняли решение о продаже всей компании Александру Мамуту[464], который выступал в партнерстве со вторым по величине российским оператором мобильной связи, «Вымпелкомом». Переговоры были завершены, и все документы подписаны в течение одного дня, сразу же после окончания трехмесячного периода эксклюзивности, предоставленного МТС. По оценке, компания была продана на 15–20 % дешевле ее справедливой стоимости[465].

Тем временем допросы Чичваркина и Артемьева продолжались; от арестованных сотрудников «Евросети» добивались показаний против Чичваркина, который вскоре из свидетеля стал обвиняемым; в ходе одного из допросов в середине декабря его информировали о предстоящем аресте. В конце декабря 2008 г. Чичваркин скрылся от наружного наблюдения и улетел в Лондон, куда через несколько дней вслед за ним улетел его партнер Артур Артемьев[466]. 28 января 2009 г. по иску прокуратуры Басманный суд Москвы принял решение о заочном аресте Чичваркина[467]. Российские следователи попытались преследовать бизнесмена в Англии: в марте 2009 г. он был объявлен в международный розыск по линии Интерпола, в сентябре того же года в Верховном суде Лондона началось рассмотрение дела о его экстрадиции, которое продлилось полтора года.

Борис Левин и другие сотрудники «Евросети» находились под арестом до декабря 2010 г., когда суд присяжных неожиданно для милиционеров признал их невиновными и освободил из заключения. В январе 2011 г. во время рассмотрения в Верховном суде России заявления Генеральной прокуратуры об обжаловании решения суда присяжных представитель прокуратуры снял возражения своего ведомства, и Верховный суд утвердил решение присяжных. Через два дня следователи закрыли уголовное дело против Чичваркина[468], ордер на его арест, выпущенный Интерполом, был аннулирован. В марте 2011 г. рассмотрение дела об экстрадиции в лондонском суде было прекращено[469]. «Я бы с удовольствием вернулся в Россию, потому что это моя родина, но я боюсь новых преследований, и у меня есть все основания полагать, что они будут, поскольку меня назначили виновным», – заявил Чичваркин[470], который до настоящего времени опасается возвращаться в Россию.

Руководитель Управления «К» генерал Борис Мирошников находился на своем посту до конца января 2011 г., когда президент Медведев отправил его в отставку в связи с достижением пенсионного возраста[471].

 

Варягам здесь не место

 

Возникновение и развитие мобильной связи в России – наглядный пример развития экономики под влиянием рыночных стимулов. Первые абоненты сотовой связи появились в России еще в 1991 г., но до начала 2000-х эта услуга была доступна крайне ограниченному числу россиян. К концу 2000 г. на 100 жителей России приходилось всего 2,2 сим-карты. Первые телефонные аппараты были весьма громоздкими, а тарифы недоступными для простых жителей страны. Одна минута разговора внутри страны в 2000 г. стоила $0,2–0,3, притом что средняя зарплата россиян в этом году составляла 2281 руб./месяц ($83/месяц).

В то время многие считали, что этот бизнес не имеет будущего в России и что нет смысла вкладываться в его развитие. По крайней мере именно такой точки зрения придерживались государственные региональные компании связи, которые использовали доставшуюся в наследство от Советского Союза монопольную систему фиксированной связи. Она была устаревшей, работала на старом оборудовании, требовала больших инвестиций в поддержание и развитие, и, кроме всего прочего, тарифы в этом секторе регулировались государством, что сдерживало рост. Российский частный бизнес, напротив, не горел желанием идти в этот сектор; впрочем, и государство не хотело, за редким исключением (Москва и Санкт-Петербург), приватизировать его, оставляя контрольные пакеты акций региональных операторов связи в своих руках. В такой ситуации частный бизнес шел в новые сегменты деятельности (оптические линии связи, мобильная связь, интернет), туда, где были свободные цены, где нужно было рисковать, но где можно было зарабатывать прибыль и где, самое главное, были очевидные перспективы роста.

К началу 2000-х в России существовало два федеральных оператора (МТС и «Вымпелком») и множество региональных и межрегиональных. В 2002 г. появился третий крупный игрок, «Мегафон», выросший путем консолидации региональных компаний. Быстрый рост экономики после кризиса 1998 г. трансформировался в быстрый рост доходов россиян: средняя зарплата в 2001–2005 гг. росла на 25–30 % в год. Начавшееся в середине 2002 г. повышение нефтяных цен привело к быстрому росту притока валюты в страну и резкому укреплению рубля: к концу 2005 г. его курс вернулся на уровень начала 2000-х и продолжил укрепление, став к середине 2008 г. на четверть дороже, чем был в конце 2003 г. В результате средняя зарплата россиян в 2003 г. приблизилась к $300, а к середине 2008 г. выросла еще вдвое. Снизившиеся за это время в несколько раз тарифы на мобильную связь стали доступными для рядовых граждан, число абонентов сотовых операторов стремительно росло: к концу 2005 г. на 100 россиян приходилось 86 сим-карт, а уже в следующем году этот показатель превысил 100[472].

Такой рост абонентской базы и уровня жизни населения привел к взрывному росту бизнеса мобильных операторов, капитализация которых стремительно росла. Попытки контролируемого государством «Связьинвеста», который владел контрольными пакетами акций региональных компаний фиксированной связи, выйти в этот сегмент не приводили к успехам. Хотя ему и региональным компаниям предоставлялись лицензии на работу во всех регионах, их неповоротливость и неспособность к конкуренции не позволяли привлечь к себе потребителей, а ограниченность лицензий и территорий деятельности границами административных регионов[473] и одновременное развитие нескольких стандартов связи не позволяли обеспечивать потребителей качественными услугами по всей территории страны.

В 2001 г. на российский рынок пришла шведская телекоммуникационная компания Tele2, которая, выкупив бизнес у американо-шведской компании Millicom International Cellular (MIC), начала быстро расти. Опорой бизнеса Tele2 стал Санкт-Петербург, где у компании была лицензия. Постепенно присоединялись другие регионы, главным образом расположенные в европейской части России. В отличие от компаний «большой тройки», где главными акционерами были российские бизнесмены, Tele2 была 100 %-ной дочкой шведского инвестиционного холдинга. Однако именно это стало для компании непреодолимым препятствием: российское государство всячески сдерживало развитие Tele2, хотя ее тарифы были самыми низкими в отрасли; в тех регионах, где компания работала, она опережала мощных федеральных конкурентов по числу абонентов, хотя последние начали свою работу гораздо раньше[474].

Все лицензии, выданные Tele2, были ограничены стандартом 2G, что не позволяло переходить к предоставлению мобильного интернета, ограничивая набор услуг лишь голосовой связью и текстовыми сообщениями. Многочисленные обращения о расширении лицензий, попытки участвовать в конкурсах не приводили к успеху – ни в одном регионе Tele2 не смогла получить разрешение на работу в более продвинутом стандарте. Попытки компании лоббировать технологическую нейтральность – возможность предоставлять услуги в более продвинутых стандартах, оставаясь при этом в рамках выделенных частот, – не давали результата, хотя конкуренты получали аналогичные разрешения: в октябре 2010 г. «большая тройка» и компания «Скай Линк», принадлежавшая государственному «Ростелекому», получили разрешение на использование частот, ранее выделенных в Москве и Московской области для работы в стандарте 2G, для строительства сетей в стандарте 3G, а аналогичные просьбы Tele2 и поволжского частного оператора «СМАРТС» были отвергнуты[475].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.031 с.)