Признаки, относящиеся к субъекту хищения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки, относящиеся к субъекту хищения



Субъектом хищения – лицом, способным нести уголовную ответственность за хищение – является физическое лицо, достигшее определенного уголовным законом возраста. Ответственность за хищение, совершенное в форме кражи, грабежа и разбоя, предусмотренное ст. 158, 161, 162 УК РФ соответственно, наступает с 14 лет, а за хищение, совершенное в форме мошенничества и присвоения или растраты, предусмотренное ст. 159 и 160 УК РФ, а также за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ) - с 16 лет.

 

 

Формы хищений

В своей работе, одной из задач которой является дифференциация хищений на виды (в зависимости от размера хищения), я также решила коротко остановиться на подразделении хищений на формы, поскольку при описании признаков и видов хищений невозможно обойтись без упоминания различных форм хищений.

В уголовном законодательстве ответственность за хищение чужого имущества дифференцируется в зависимости от того, каким способом совершается посягательство на отношения собственности [19].

Изъятие имущества может быть тайным или открытым, насильственным или ненасильственным, совершенным путем обмана или злоупотребления доверием и т.д. Способ изъятия имущества как объективное обстоятельство, характеризующее хищение, существенно влияет на степень общественной опасности преступления и поэтому учитывается законодателем. Уголовное законодательство различает шесть форм хищения: кражу, грабеж, разбой, мошенничество, присвоение либо растрату вверенного имущества [19].

Кража представляет собой тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158), грабеж – открытое (ч. 1 ст. 161), разбой – с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 1 ст. 162), мошенничество – путем обмана (ч. 1 ст. 159), присвоение или растрата – путем злоупотребления полномочиями в отношении чужого имущества (ч. 1 ст. 160).

Подробней останавливаться на формах хищений не буду, поскольку классификация хищений по способу не является задачей моей курсовой работы. Однако хочу прокомментировать место такой формы хищений как разбой в данной классификации.

Структурно статья 162 УК РФ "Разбой" входит в главу 21 "Преступления против собственности". Разбойное нападение совершается "в целях хищения чужого имущества" (ч. 1 ст. 162 УК РФ). Поэтому все источники рассматривают разбой как форму хищений. Но в отличие от других форм хищений, разбой посягает на два обязательных объекта преступления: отношения собственности и общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье личности. Притом этот второй объект разбоя является более ценным, чем общественные отношения собственности. С субъективной стороны, при совершении разбоя целью нападающего является похищение чужого имущества, завладение чужим имуществом, присущая всем формам хищений корыстная цель, а не причинение вреда здоровью. Поскольку в структуре Особенной части Уголовного кодекса РФ разбой относится к преступлениям против собственности, а не против жизни и здоровья, в своей работе я буду исходить из того, что разбой является одной из форм хищений.

 

 

Виды хищений

 

Хищения дифференцируются на виды в зависимости от размера хищения[1]. Можно выделить следующие виды хищений, первый из которых является административным правонарушением, а остальные – уголовными преступлениями:

а) мелкое хищение (административно наказуемое);

б) простое, т.е. соответствующее основному, неквалифицированному составу преступления, совершенного в форме кражи, мошенничества, присвоения или растраты, грабежа и разбоя;

в) хищение, причинившее значительный ущерб гражданину;

г) хищение, совершенное в крупном размере;

д) хищение, совершенное в особо крупном размер;

е) хищение предметов, имеющих особую ценность.

Мелкое хищение влечет административную ответственность. Понятие мелкого хищения содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях, согласно ст. 7.27 которого хищение признается мелким, если оно совершено путем кражи, присвоения, растраты или мошенничества, а его стоимость не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения хищения.

Уголовная ответственность за хищение дифференцируется в зависимости от размера[2], причем дифференциация проводится в зависимости от принадлежности похищенного имущества [19].

Хищение имущества, принадлежащего частным лицам, совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, если оно не причинило значительного ущерба потерпевшему, образует основной состав соответствующего преступления [19].

Те же деяния, совершенные с причинением значительного ущерба гражданину, рассматриваются по закону как квалифицированные виды кражи, мошенничества, присвоения или растраты [19].

Третьим видом уголовно наказуемого хищения имущества у частных лиц является хищение в крупном размере, т.е. при стоимости похищенного имущества, превышающей 250 тысяч рублей, а четвертым - в особо крупном размере, т.е. при стоимости похищенного свыше один миллион рублей [19].

Нужно отметить, что хищение в форме грабежа или разбоя не подразделяется на виды в зависимости от причинения значительного ущерба гражданину [19].

Хищение любого другого имущества, кроме имущества физических лиц, не являющихся предпринимателями, образует основной состав, если размер похищенного не является крупным, квалифицированный, если хищение совершается в крупном размере, и особо квалифицированный, если размер является особо крупным [19].

Таким образом, уголовно наказуемое хищение имущества у частных лиц в зависимости от стоимости похищенного подразделяется на четыре вида: простое, причинившее значительный ущерб, совершенное в крупном размере и совершенное в особо крупном размере. Хищение имущества, принадлежащего юридическим лицам, а также государственного или муниципального имущества по этому же признаку подразделяется на три вида: простое, в крупном размере и в особо крупном размере [19].

Хищение предметов, имеющих особую ценность, также является видом хищений и может совершаться в различных формах. Таковыми могут быть кража, мошенничество, грабеж, разбой, присвоение и растрата.

Мелкое хищение

Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при условии отсутствия квалифицирующих признаков кражи, мошенничества, присвоения или растраты (т.е. признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 УК РФ) является не уголовным преступлением, а административным правонарушением, за которое соответственно предусмотрена не уголовная, а административная ответственность.

Таким образом, мелкое хищение не является общественно опасным деянием (ч. 1 ст. 14 УК РФ "преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние"). Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ "административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица", то есть административное правонарушение является противоправным, но при этом не является общественно опасным.

Согласно примечания ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, "хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации".

Открытое хищение чужого имущества (грабеж), а также разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (статьи 161, 162 УК РФ), квалифицируются как преступления вне зависимости от стоимости похищенного имущества.

Таким образом, административно наказуемое мелкое хищение сопоставляется с простыми составами кражи, мошенничества, присвоения или растраты как уголовно наказуемых деяний и отграничиваются от них четко определенными размерами в стоимостном выражении похищаемого имущества [20].

Кража представляет собой тайное хищение чужого имущества, мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на указанное имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Присвоение или растрата - хищение чужого имущества, вверенного виновному [13].

Обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а также обман потребителей индивидуальными предпринимателями рассматриваются как административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ; мелкое хищение чужого имущества в форме мошенничества в иных случаях квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей [13].

Как показывает судебная практика (напр., Надзорное определение Верховного Суда РФ от 11.04.2006 – Дело N 66-Д05-25), в качестве критерия отнесения хищения к разряду мелких берется минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона N 82-ФЗ от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда", который, согласно ст. 3 названного Закона, "применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности", а не установленная статьей 5 указанного Закона базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда.

При этом стоимость похищенного имущества, а также установленная Законом величина МРОТ определяются на момент совершения хищения.

В последнем абзаце пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" указано, что "определяя размер похищенного имущества, следует исходить из его фактической стоимости на момент совершения преступления".

Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным законом РФ. С принятием нового Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» он увеличивается. Поэтому важно, из какой величины МРОТ, т.е. из величины МРОТ, установленной на какую дату, следует исходить при определении размера хищения (в минимальных размерах оплаты труда в УК РФ выражена стоимость похищенного имущества, отграничивающая хищения, совершенные в крупном и в особо крупном размере, от простого, неквалифицированного состава; в МРОТ в КоАП РФ выражена стоимость похищенного имущества, отграничивающая уголовно наказуемые хищения от административных правонарушений). Разъяснения того, на какой момент берется величина МРОТ как критерий определения размера причиненного ущерба, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. N 3 "О судебной практике по делам о вымогательстве" во втором абзаце пункта 5: "При этом следует исходить из минимального размера оплаты труда, существовавшего на момент совершения преступления. Если ко времени судебного разбирательства, постановления приговора либо рассмотрения дела в вышестоящих судебных инстанциях законодательством будет установлен более высокий минимальный размер оплаты труда, то это обстоятельство не может служить основанием для исключения из обвинения указанного квалифицирующего признака".

Таким образом, минимальный размер оплаты труда берется на момент совершения хищения, и его изменение в будущем никак не влияет на квалификацию. Например, если кража была совершена в 2004 году на сумму 700 рублей, и на момент совершения кражи МРОТ составлял 600 рублей, то лицо, совершившее преступление, должно нести уголовную ответственность, несмотря на то, что с 1 января 2005 года МРОТ составил 720 рублей. Впрочем, кража на сумму 700 рублей, даже при минимальном размере оплаты труда 600 рублей, с учетом прочих обстоятельств дела, может быть признана не представляющем общественной опасности деянием в силу малозначительности (ниже будет приведен пример).

По-иному решается вопрос, когда увеличивается не сам минимальный размер оплаты труда, а законодательно установленное количество таких размеров, являющихся критерием отнесения хищения к разряду мелких.

КоАП РСФСР признавал мелким хищение на сумму до одного МРОТ. С введением в действие 1-го июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях этот предел был поднят до пяти минимальных размеров оплаты труда (первоначальная редакция ст. 7.27 КоАП РФ). Согласно статье 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Поэтому хищения на сумму до пяти МРОТ, совершенные в период действия первоначальной редакции статьи 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также совершенные до вступления КоАП РФ в силу, уголовно-наказуемыми деяниями не являлись. Ниже приведена выдержка из Надзорного определения Верховного Суда РФ от 18 октября 2005 года по делу N 56-дп05-27:

"В связи с изменениями, внесенными 26 декабря 2001 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, хищение чужого имущества путем кражи на сумму менее пяти минимальных размеров оплаты труда признается мелким и влечет наложение административного взыскания.

Как установлено материалами дела, О. 15 мая 2001 года совершил кражу чужого имущества на сумму 350 руб., что в соответствии с действующим в период с 1 июля по 5 ноября 2002 года уголовным законодательством не являлось уголовно-наказуемым деянием, в связи с чем приговор в отношении его подлежит отмене, а уголовное дело прекращению - за отсутствием состава преступления в его действиях".

Однако подобное увеличение размера мелкого хищения привел к социально негативным последствиям. Во-первых, была ослаблена государственная защита собственности граждан и иных субъектов собственности. Во-вторых, снизилась активность противодействия преступности, прежде всего самой распространенной - корыстной, в-третьих, вырос ее уровень. Только за два месяца действия нового административного законодательства уровень краж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 39,9% [21].

Говоря о снижении степени государственной защиты собственности, следует отметить, что прежде всего это коснулось малоимущих слоев населения. Так, ранее такой квалифицирующий признак, как значительный ущерб, наиболее часто применялся, если хищение было совершено у лиц с низким доходом. При этом в зависимости от материального положения потерпевшего значительным мог быть признан ущерб в размере 500, 800, 1000 рублей и т.д. После введения в действие нового закона подобного рода деяния стали относиться к категории административных правонарушений, несмотря на то, что названные выше размеры ущерба не перестали быть значительными для отдельных категорий граждан [21].

Новый размер ущерба, позволяющий признать хищение мелким, отразился и на следственной практике. В частности, в отдельных регионах сформировалась практика принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел по факту мелкого хищения в случае неустановления лица, совершившего его, со ссылкой на статью 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях [21].

Кроме того, как отмечалось выше, декриминализация хищения при размере ущерба до пяти МРОТ включительно вызвала необходимость пересмотра значительного числа уголовных дел и освобождения из мест лишения свободы многих преступников, в том числе и рецидивистов. Несомненно, это обстоятельство отрицательно повлияло на криминологическую обстановку в стране [21].

Верховным Судом РФ 5 июля 2002 г. в адрес Председателей Верховных Судов республик, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, суда автономной области и судов автономных округов было направлено письмо с указанием о необходимости прекращения в соответствии с п. 2 ч. 2 статьи 24 УПК РФ уголовных дел, находящихся в производстве, а также в отношении осужденных за хищение чужого имущества при сумме ущерба менее пяти МРОТ [21].

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 27 сентября 2002 г. N 133-ФЗ были предусмотрены, в частности, изменения и дополнения ст. 158 УК РФ, а также изменения ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в соответствии с внесенными изменениями теперь, как и ранее, мелким признается хищение, если стоимость похищенного имущества не превышает одного МРОТ. Этот закон вступил в действие с 31 октября 2002 г.

Вопрос разграничения преступлений, предусмотренных статьями 158, 159 и 160 УК РФ, и административных правонарушений в правоприменительной практике остается достаточно сложным. В силу части 2 статьи 14 УК РФ, согласно которой "не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности", малозначительное деяние может быть признано лишенным общественной опасности и в случае, когда КоАП РФ, формально отграничивая административное правонарушение от преступления, относит содеянное к преступлениям (напр., малозначительная кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору) [14].

Приведу примеры. Некто Неверович проник в квартиру Зубковых и похитил золотую цепочку с кулоном стоимостью 250 руб. Его действия были квалифицированы по ч. 3 ст. 158 как кража, т.е тайное хищение чужого имущества с незаконным проникновением в жилище. Приговором Ленинского райсуда Курска Неверович признан виновным и осужден по ч. 3 ст. 158 на 2 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года [28].

По другому делу, возбужденному по двум эпизодам краж со склада ООО "Колесо фортуны" сельскохозяйственной продукции на сумму 603 руб. и 663 руб., совершенных Крюковым, Леоновым и Павлиновым по предварительному сговору, Промышленный райсуд Курска усмотрел, что хотя формально содеянное и содержит признаки преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 158 УК РФ, однако в силу того, что сумма похищенного не очень превышает минимальный размер оплаты труда, не представляет общественной опасности ввиду малозначительности. Уголовное дело было прекращено [28].

Нередко даже при наличии в действиях виновного признака "незаконное проникновение в помещение либо иное хранилище" нет уверенности в том, что деяние содержит состав кражи (ст. 158 УК РФ), поскольку в силу малозначительности содеянное может не представлять общественной опасности. С учетом имущественного положения потерпевшего, значимости похищенных предметов и т.д. возможно прекращение уголовного преследования ввиду отсутствия состава преступления, что и происходит на практике. Однако тогда не совсем понятно: какую же ответственность должен понести похититель? Ведь он не может быть привлечен к административной ответственности, которая наступает лишь при отсутствии квалифицирующих признаков ст. 158 УК РФ. На мой взгляд, - пишет в своей статье, посвященной квалификации тайного хищения, А. Руднев, - было бы целесообразно сформулировать диспозицию ст. 7.27 КоАП РФ так, чтобы предусматривалась ответственность и в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения в силу малозначительности деяния независимо от наличия квалифицирующих признаков [24].

Коллизия закона не только вызывает разночтения в правоприменительной практике, но и способствует нарушению принципов вины и справедливости, когда лицо, совершившее деяние, формально содержащее признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, понесет необоснованно суровое наказание [28].

Кроме того, противоречия в законодательстве могут повлечь принятие органами следствия и дознания необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовных дел на основании п. 2 ст. 14 УК РФ с квалификацией совершенного хищения не как преступления, а как проступка в силу его малозначительности [28].

В статье Бриллиантова А.В. и Бурковской В.А. "Понятие мелкого хищения и общие вопросы уголовного законодательства", ее авторы обращают внимание на следующую проблему соотношения уголовного и административного законодательства в вопросе отнесения хищений к разряду мелких, а следовательно подлежащих административной ответственности, и административно наказуемых хищений.

В уголовном законе, как уже отмечалось, отсутствует понятие мелкого хищения. В общем понятии хищения (примечание 1 к ст. 158 УК РФ), понятии кражи (ч. 1 ст. 158 УК РФ), мошенничества (ч. 1 ст. 159 УК РФ), присвоения или растраты (ч. 1 ст. 160 УК РФ) отсутствует разграничение хищения на мелкое и иное. Крупный размер хищения, а в настоящее время и размер значительного ущерба определены непосредственно уголовным законом (примечания 4 и 2 к ст. 158 УК РФ). Поскольку понятие мелкого хищения не выделяется специально, можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность установлена за хищение вне зависимости от его размера. При этом об отсутствии преступного деяния можно говорить лишь при наличии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 14 УК РФ. В соответствии с этой нормой из числа преступных исключаются действия (бездействие), хотя формально и содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. Под действие этого правила в реальности подпадают многие случаи хищения, если причиненный ущерб не является достаточно большим. Однако эти ситуации урегулированы именно уголовным законом, а не иным законодательным актом. Именно уголовный закон решает здесь вопрос о преступном или непреступном характере деяния [21].

В изложенной же выше ситуации положение несколько иное. Преступность и непреступность деяния устанавливается по существу административным законом, который определяет понятие мелкого хищения, тем самым влияя на содержательную сторону уголовно-правовой нормы и выводя из сферы ее действия определенную часть деяний [21].

Следует отметить, что в ряде случаев уголовный закон включает в себя нормы, содержание которых определяется другими нормативными актами. Это так называемые бланкетные нормы. Их особенность состоит в том, что в диспозиции норм уголовного закона содержится указание на нарушение предписаний других нормативных актов. Но в отличие от рассматриваемой ситуации это указание содержится непосредственно в уголовном законе. Поэтому содержание иных нормативных правовых актов, их изменение влияют на содержание уголовного закона как бы на основе делегирования полномочий [21].

Применительно же к нормам, устанавливающим ответственность за рассматриваемые виды хищения, такое положение отсутствует. Эти нормы Уголовного кодекса не содержат указания, согласно которому их содержание определяется иными нормативными правовыми актами. Указанные нормы не являются бланкетными. Поэтому изменение или дополнение других нормативных предписаний не должно влиять на содержание этих уголовно-правовых норм. В реальности, как мы видим, положение иное [21].

Между тем имеющий место подход к определению содержания уголовно-правовых норм противоречит Конституции РФ. Так, в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Законодательство об административных правонарушениях отнесено пунктом "к" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этой связи возникает вопрос: может ли законодательство, отнесенное исключительно к федеративному ведению, быть изменено законодательством, отнесенным к совместному ведению? Думается, ответ очевиден [21].

Любое изменение уголовного законодательства должно осуществляться только путем внесения изменений и дополнений в УК РФ. Именно на подобный подход к содержанию уголовного закона прямо указывает и статья 1 УК РФ. Согласно части 1 этой статьи уголовное законодательство Российской Федерации состоит только из Уголовного кодекса РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат обязательному включению в Уголовный кодекс. При этом к числу указанных новых законов относятся законы, не только устанавливающие уголовную ответственность, но и иным образом влияющие на нее. Этот вывод подтверждается, с нашей точки зрения, и положениями ст. 3 УК РФ, трактующими содержание принципа законности, а именно: преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Поэтому любые изменения, касающиеся названных предметов правового регулирования, должны войти в содержание уголовного закона [21].

Все вышеперечисленные требования, без сомнения, не соблюдаются в тех ситуациях, когда содержание иных нормативных правовых актов оказывает прямое и непосредственное влияние на содержание УК РФ, предрешая тем самым вопросы преступности и наказуемости. В связи с изложенным положение, при котором содержание административного закона определяет содержание закона уголовного, представляется не соответствующим принципиальным положениям уголовного законодательства [21].

Подводя итог вышесказанному, авторы статьи считают необходимым указать непосредственно в уголовном законе, что размер ущерба, при котором хищение в виде кражи, мошенничества, присвоения или растраты признается мелким и не влечет уголовной ответственности, устанавливается иными федеральными законами.

Отсутствие же в настоящее время в Уголовном кодексе РФ понятия мелкого хищения, невыделение его из общего понятия хищения оставляет вопрос о соотношении уголовного и административного законов на прежнем уровне [21].

Таким образом, мелкое хищение чужого имущества как проступок отличается от уголовно наказуемых разновидностей хищения по признакам размера причиненного ущерба, но при этом учитываются и другие признаки объективной стороны: способ, имело ли место незаконное проникновение в помещение или иное хранилище, в жилище и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.036 с.)