Средства трудового воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства трудового воспитания



Познакомьтесь со средствами трудового воспитания, приведите примеры использования данных средств в практике работы с дошкольниками.

 Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Такими средствами являются:

v ознакомление с трудом взрослых;

v обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

v организация труда детей в доступном им содержании.


В дошкольном возрасте происходит становление основных видов дея­тельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ.

В настоящее время определено место труда в педагогиче­ском процессе детского сада, разработано его содержание.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирова­ния у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонно­сти к труду как основной жизненной потребности, а также формирова­ние привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирова­ние у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, форми­рование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как каче­ства личности.
Содержание трудовой деятельности.

1. Знакомство с программа обучения.

Анализ программного содержания программ по трудовому воспитанию.


По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Ø самообслуживание;

Ø хозяйственно-бытовой труд;

Ø труд в природе;

Ø ручной и художественный труд.

Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигие­нические процедуры.
Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Составление сравнительной таблицы:

Вид труда Младшая гр средняя Старшая Подготовительная
КГН        
Одевание раздевание        
Приём пищи        
         

Воспитание культурно – гигиенических навыков.

Возрастная группа

1 младшая  Младшая Средняя Старшая Подготовительная 
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).      Во время еды учить детей правильно держать ложку.   Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.   Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом.        Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,   Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.   Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.   Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви. Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.  

 

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать по­рядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бы­товых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового тру­да, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием тако­го труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников.

Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выра­щенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одно­временно развивать познавательные интересы дошкольников (дети на­блюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенно­стях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является тру­дом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей чело­века. В его содержание входит изготовление поделок из природного ма­териала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способно­стей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

 

Способы объединения детей в труде:

1. Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый

независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном

темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым

ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков,

устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

2. Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети

объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех

участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня

имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает

возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать

полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену

детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с

другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

3. Совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все

задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же

действия и всякий раз передает результат своего труда следующему

участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в

зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность;

представляет большие возможности для формирования положительных

взаимоотношений между участниками.

        Формы организации трудовой деятельности детей

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности

Детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель,

организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

            ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания,

которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как

с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая

направленность на получение результата, конкретно определена задача; это

наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников;

особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего

дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и

труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш

приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет

задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением

ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца,

предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми,

дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать

детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения

многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения

(индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные,

эпизодические, длительные).

Содержание: поручения детям младших групп носят преимущественно

индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую

обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на

участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки,

раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;

В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения,

правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы,

поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой,

подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку

от пыли и др.;

в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению

самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных,

особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во

времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома

открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения

общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам

детского сада,)

 

 

 

Составьте перечень трудовых поручений (возрастная группа не менее 7)

Самообслуживание В природе Хозяйственно бытовой Ручной труд
1            

 

ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма

организации труда детей, требующая большей самостоятельности; 

дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру;

 дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая

сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут

необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их

на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо

общее задание.

3. содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками

которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Требования к организации детского труда.

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости", что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

 4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу

Материал для самостоятельной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.04 с.)