Трудового воспитания дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудового воспитания дошкольников.



Теоретические основы

Трудового воспитания дошкольников.

 Цель: познакомиться с теоретическими основами трудового воспитания дошкольников, развивать мыслительную активность, развивать умение высказывать собственное мнение, аргументировать ответ, мотивировать студентов использовать электронные образовательные ресурсы (презентации) в работе с детьми и родителями.

План:

1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская.

 3. Отличие труда взрослых и детей.

4. Задачи трудового воспитания.

 5. Виды труда дошкольников.

 6. Формы организации труда.

7. Условия воспитания дошкольников в труде.

8. Средства трудового воспитания.

Давайте посмотрим, какие литературные источники мы может использовать для раскрытия данных пунктов. Просмотр видеоряда литературных источников. Какому направлению трудового развития дошкольника уделено больше внимания? (ручной труд, прикладное творчество)

Как вы думаете с чем это связано? Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

 Опираясь на определения «труд» и «воспитание», а также свое представление содержания понятия, попробуйте составить авторское определение понятию «Трудовое воспитание». 5минут.

 Рассматриваем варианты определений, составленных студентами, формируем общее определение.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Великие педагоги о труде.

    Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. К.Д. Ушинский, А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Предлагаю зачитать цитаты, прокомментировать их, выразить свою позицию.

 "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

 Радость труда - могучая воспитательная сила.

 В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом.

Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

 В.А Сухомлинский. "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

 К. Ушинский. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

 Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

 Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка.

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

 Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Как вы считаете, отличается ли труд взрослых от труда детей? Чем? (Аргументируйте свой ответ.)

Своеобразие труда дошкольников.. Отличие труда взрослых и детей.

Труд взрослых Труд детей
Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения.  
  Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.
  Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена.
  Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых.
  ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов.  

 Значение трудовой деятельности

· во-первых, предполагает наличие определенных

практических умений (например, умений пользоваться простейшими

орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов.

· Во- вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, например

способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты.

· В- третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли

устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению

заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение

поставленным целям.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой.

 В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции.

Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Задание№1

Одно из условий:

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии

совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в

беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о

требованиях "Программы воспитания в детском саду" к трудовому

воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в

дошкольном учреждении.

 Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с

детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и

продолжали ее дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех

же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении.

Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию,

не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

Условие – учёт нагрузки.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.

Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут,

6-7 лет - 20-30 минут.

 Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников.

Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность.

Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни - вскапывают землю, другие - рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Требования к организации детского труда.

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости", что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

 4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу

Материал для самостоятельной работы

Теоретические основы

трудового воспитания дошкольников.

 Цель: познакомиться с теоретическими основами трудового воспитания дошкольников, развивать мыслительную активность, развивать умение высказывать собственное мнение, аргументировать ответ, мотивировать студентов использовать электронные образовательные ресурсы (презентации) в работе с детьми и родителями.

План:

1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская.

 3. Отличие труда взрослых и детей.

4. Задачи трудового воспитания.

 5. Виды труда дошкольников.

 6. Формы организации труда.

7. Условия воспитания дошкольников в труде.

8. Средства трудового воспитания.

Давайте посмотрим, какие литературные источники мы может использовать для раскрытия данных пунктов. Просмотр видеоряда литературных источников. Какому направлению трудового развития дошкольника уделено больше внимания? (ручной труд, прикладное творчество)

Как вы думаете с чем это связано? Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

 Опираясь на определения «труд» и «воспитание», а также свое представление содержания понятия, попробуйте составить авторское определение понятию «Трудовое воспитание». 5минут.

 Рассматриваем варианты определений, составленных студентами, формируем общее определение.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Великие педагоги о труде.

    Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. К.Д. Ушинский, А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Предлагаю зачитать цитаты, прокомментировать их, выразить свою позицию.

 "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

 Радость труда - могучая воспитательная сила.

 В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом.

Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

 В.А Сухомлинский. "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

 К. Ушинский. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

 Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

 Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка.

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

 Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Как вы считаете, отличается ли труд взрослых от труда детей? Чем? (Аргументируйте свой ответ.)

Своеобразие труда дошкольников.. Отличие труда взрослых и детей.

Труд взрослых Труд детей
Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения.  
  Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.
  Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена.
  Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых.
  ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов.  

 Значение трудовой деятельности

· во-первых, предполагает наличие определенных

практических умений (например, умений пользоваться простейшими

орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов.

· Во- вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, например

способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты.

· В- третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли

устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению

заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение

поставленным целям.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой.

 В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции.

Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Задание№1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.067 с.)