Определение кармы и ее четыре характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение кармы и ее четыре характеристики



Что такое карма? Карма — это действия тела, речи и ума. Но только это сказать недостаточно. В строгом смысле, карма — это намерение, поскольку тем или иным намерением мотивировано любое ваше действие. Намерение совершить что-то доброе, благое — это позитивная карма, а злонамеренность, желание причинить вред — это негативная карма. Если ваше намерение негативно, соответственно, ваши тело и речь также совершают негативную карму. В тибетском языке есть два соответствующих термина: карма намерения и карма, которая является следствием этого намерения. Карма ума — это карма намерения, а карма тела и речи — карма, которая проистекает от этого намерения.

 

Негативной кармой является именно негативное намерение ума, а негативные действия тела и речи — это пути кармы. В силу намерения совершаются действия на уровне тела и речи, которые также оставляют кармические отпечатки в сознании. Любое совершаемое вами действие оставляет в вашем сознании те или иные кармические отпечатки, которые проявляются при встрече с соответствующими условиями.

 

Нужно понимать, что карма отличается от кармического отпечатка. Когда мы говорим: «Это проявление твоей кармы», мы имеем в виду кармический отпечаток. Сама по себе карма — одно мгновение намерения. Уже в следующее мгновение это намерение исчезает, оставляя кармический отпечаток.

 

Поэтому с логической точки зрения некорректно говорить: «У меня много негативной кармы». Так можно говорить об отпечатках негативной кармы. Когда говорится об очищении от негативной кармы, речь также идет о кармических отпечатках. Например, если вы убили кого-то, то само это действие уже состоялось и закончилось. Как же вы можете его очистить?

 

Какой бы поступок вы ни совершили, он не исчезает полностью. Любое действие оставляет отпечаток. Кармическим отпечатком называется то, что возникает вследствие действий тела, речи и ума, не является ни сознанием, ни формой[1] и способно при встрече с соответствующим условием дать результат в зависимости от своего потенциала.

 

Проявление кармического отпечатка похоже на воспроизведение записи с DVD-диска. Например, если созревает отпечаток ада, то возникает видение ада. Шантидева говорил: «Не существует плотного ада и реальных адских существ, которые бы резали вас и убивали. Все это — творение вашего ума». Под влиянием негативных эмоций вы создаете негативную карму и, когда этот отпечаток проявляется, испытываете результат, схожий с вашим действием. Если вы кого-то резали, жгли, варили, вы испытаете подобный результат, то есть окажетесь в ужасном месте, где вас будут пытать, варить и тому подобное. Карма преобразует обычную ситуацию и наполнит ее вашими страданиями.

 

У кармы есть четыре характеристики. Первая из них — определенность. Определенность кармы означает, что позитивная карма никогда не даст негативного результата, а негативная карма никогда не может дать позитивного результата, подобно тому, как из семени перца чили не может вырасти яблоня. Это определенно, несомненно. Поскольку мы хотим счастья и не хотим страдать, нам следует понять, что наши счастье и страдание не являются творением Бога. Это творение наших собственных действий. Именно наши негативные действия тела, речи и ума служат причиной всех наших страданий. Соответственно, создавая негативную карму, невозможно обрести счастье. В этом необходимо убедить свой ум, потому что ради обретения счастья мы часто прибегаем к негативным действиям.

 

Проверив свой ум, вы увидите, что ваша внутренняя убежденность в законе кармы очень слаба. Вы не боитесь негативной кармы. Но при этом вы опасаетесь есть испорченную пищу, потому что убежденность в том, что она вредна, у вас есть. Такая же убежденность у вас должна появиться и в отношении закона кармы. Негативные действия подобны сладкому яду. От них можно получить некоторую кратковременную выгоду, но в долговременном плане от них будет только вред.

 

Вторая характеристика кармы заключается в том, что невозможно получить результат, не создав соответствующей причины. Если вы хотите счастья, вы должны создавать причины именно для счастья. К примеру, желая в будущей жизни родиться в богатой семье, нужно в этой жизни заниматься благотворительностью, то есть практиковать щедрость, даяние[2].

 

С другой стороны, если вы не создаете причин для будущих страданий, вы можете быть спокойны за свое будущее: не создав причин, страданий вы не испытаете. Мы часто думаем, что нам могут навредить враги или злые духи. Но если мы сами не создали негативной кармы, любые их попытки нам навредить обернутся нам лишь на пользу. А если мы не создали кармы, чтобы получить помощь от других, даже если люди будут пытаться нам помочь, их действия будут лишь причинять нам вред.

 

Если посмотреть вглубь, то получаете вы пользу или вред — во многом зависит от кармы, а не от ваших друзей или врагов. Поэтому друзья и враги — по сути лишь ярлык. Они не существуют со своей стороны, но лишь в зависимости от вашей кармы. Кто-то к вам добр, потому что выступает условием для проявления вашей позитивной кармы. Но сам он не является причиной счастья во всей полноте. Если у вас возникают те или иные трудности, подумайте, что винить в них можно лишь вашу собственную негативную карму. Не вините в своих проблемах других людей. Если вы понимаете закон кармы, то любой вред извне должен воспринимается вами как случайное падение на землю: «Я сам виноват. Я в прошлой жизни создал эту негативную карму. Как хорошо, что теперь мне об этом напомнили. А ведь я создал еще много неблагой кармы, и от нее необходимо очищаться». Тогда ваш ум останется спокойным. Любое переживание в вашей жизни связано с вашей кармой — важно развить убежденность в этом.

 

Третья характеристика кармы состоит в том, что карма приумножается. Из одного семечка может вырасти огромное дерево и дать множество плодов. Подобным же образом из одного кармического зерна, когда оно проявляется, может произрасти огромный результат. Поэтому не пренебрегайте даже мелкой позитивной кармой, ведь когда она проявится, результат будет велик. А также не думайте, что мелкая негативная карма — это ерунда, мелочь, потому что, когда негативная карма создана, она каждый день приумножается. Например, если вы в гневе называете кого-то собакой, ваши слова влетят человеку в одно ухо, из другого вылетят. Но кармический отпечаток этого действия остается в вашем уме, и, когда он проявится, вам придется пятьсот раз родиться собакой.

 

Как только вы совершили какой-либо негативный поступок, старайтесь сразу же очистить себя от его последствий. В первую очередь тем самым вы пресечете приумножение этой негативной кармы. Во-вторых, предотвратите проявление ее результата. Очень важно сожалеть о любом совершенном вами негативном действии, потому что раскаяние тут же пресечет приумножение этой негативной кармы.

 

Говорится, что, если мудрый человек создаст даже тяжелую негативную карму, она станет легкой. А если глупец создаст даже легкую негативную карму, она у него наберет тяжесть. Дело в том, что мудрый человек, создав тяжелую негативную карму, сразу пожалеет о ней, и от этого раскаяния она станет легкой. Немудрый человек, создав легкую негативную карму, жалеть о ней не будет, и поэтому день ото дня она будет расти и становиться все тяжелее.

 

Вопрос: Достаточно ли одного сожаления, чтобы остановить негативную карму, или нужно еще дополнительно выполнять практику Ваджрасаттвы?

Ответ: Сожаление остановит приумножение негативной кармы, но только этого недостаточно. Чтобы оградить себя от последствий, необходимо также применить противоядие.

 

Четвертая характеристика кармы состоит в том, что однажды созданная карма не исчезает. За исключением той кармы, от которой, применив противоядия, вы очистились, созданная карма может оставаться в виде отпечатков у вас в сознании миллионы и миллионы лет или кальп, но рано или поздно она обязательно должна проявиться. Она не исчезает. Если зерно, которое вы храните много лет, может испортиться, семена кармы — кармические отпечатки — никогда не портятся. Поэтому старайтесь создавать даже небольшую позитивную карму, потому что она также, несомненно, даст свои результаты. С другой стороны, не использовать противоядия против негативной кармы очень опасно для вас, потому что рано или поздно негативная карма обязательно проявится.

 

Таковы четыре характеристики кармы. Размышляя над ними, вы можете понять сам закон кармы гораздо глубже.

 

Десять негативных карм

В первую очередь нужно знать, какие негативные кармы существуют и как они возникают. Есть десять негативных карм, которые являются источником ваших страданий. Откуда они берутся? Они не прилетают с Юпитера или Марса, не приходят извне от ваших соседей или врагов. Вся ваша негативная карма возникает из ваших собственных тела, речи и ума. Но если вы используете свои тело, речь и ум в благих целях, тогда они являются источниками вашего счастья.

 

Теперь рассмотрим подробнее, какие негативные кармы создаются телом, какие речью и какие умом. Телом создаются три негативных кармы, четыре негативных кармы создаются речью и три — умом.

 

Убийство в буддизме считается самой тяжелой негативной кармой тела. Вы понимаете, насколько драгоценна ваша жизнь. Если кто-то захочет отнять у вас жизнь, какие чувства у вас это вызовет? Точно так же каждое существо считает свою жизнь самой драгоценной. Поэтому не надо никого убивать из сострадания. Еще одна причина, почему не следует убивать, заключается в понимании того, что, если вы будете отнимать жизнь у других, в результате сами потеряете жизнь. Сначала карма убийства ввергнет вас в ад. Когда вы испытаете плоды этой кармы в аду, вернувшись в мир людей, на протяжении многих жизней будете умирать в юном возрасте от рук других.

 

Как только у вас зарождается намерение убить, это намерение моментально создает негативную карму. Если вы с таким намерением совершите действие на уровне тела, значит, вы создадите карму убийства — негативную карму тела. Если же вы, не имея намерения убивать, идете, и у вас под ногами гибнут насекомые, то это не убийство, потому что фактор намерения убить здесь не присутствует.

 

Следует знать о четырех факторах негативной кармы убийства. Если при совершении этого действия имеют место все четыре фактора, создаваемая негативная карма будет тяжелой. А если хотя бы один из этих четырех факторов отсутствует, тогда негативная карма не становится столь тяжелой.

 

Первый фактор — это основа, т. е. живое существо, которое убивают.

 

Второй фактор — это помысел, который бывает трех видов: 1) узнавание — основа должна быть распознана безошибочно (если вы хотели убить одного человека, а по ошибке убили другого, этот фактор не присутствует); 2) мотивация — это желание убить; 3) омрачение — во время убийства омрачением может служить сильный гнев, привязанность или неведение. Например, животных часто убивают из-за привязанности к их мясу. Убийство из-за неведения возможно, например, когда люди встречаются с ложной религией, которая учит их ради решения своих проблем совершать кровавые подношения.

 

Третий фактор — это само действие — когда вы режете чье-то тело, мучаете этого человека, а потом убиваете его.

 

Четвертый фактор — это завершение. Когда умирает животное или человек, возникает четвертый фактор. В завершение вы радуетесь или испытываете удовлетворение от совершенного действия. Вы говорите: «Наконец-то я отомстил!» Если вы порадовались совершенному вами действию, значит, вы тем самым его завершили. Когда убийство сопровождается всеми четырьмя факторами, это самая тяжелая негативная карма убийства.

 

Кроме того, для того чтобы совершить убийство, не обязательно самому кого-то убивать. Вы можете заказать убийство или приказать убить, и с вашей стороны это тоже совершение убийства.

 

Вторая негативная карма тела — воровство. Основой, или объектом, воровства является вещь, которая вам не принадлежит. Причем если украденная вещь, к примеру, чашка, принадлежала одному человеку, у вас возникает кармический долг перед одним человеком, а если она принадлежала какому-то обществу, основа этой кармы весомее, потому что много людей весомее, чем один. Объект воровства должен быть безошибочно узнан вами. Далее, у вас должна присутствовать мотивация украсть эту чашку. И в качестве омрачения во время воровства у вас наличествует либо гнев, либо привязанность, либо неведение. Третий фактор кармы — это само действие. Вы либо сами крадете что-то, либо просите кого-то украсть для вас, либо вы просите что-то в долг, но не собираетесь этот долг возвращать. Последней составляющей кармы воровства является завершение, то есть чувство удовлетворенности от того, что вы что-то украли.

 

Третья негативная карма тела — сексуальная распущенность. Ее объектом является лицо противоположного или того же пола. Что касается помысла, первое — это узнавание, или осознание. Оно должно быть безошибочным. Мотивация — это желание разврата. Если вы вступаете в половую связь с женатым мужчиной или замужней женщиной, то это относится к сексуальной распущенности. Туда же относятся сексуальные извращения, совокупление перед алтарем, совокупление со своими родственниками, принуждение кого-то к сексуальным отношениям против его воли и тому подобное. Омрачением является либо гнев, либо привязанность, либо неведение. Действие — это вступление в половую связь. Завершением становится удовлетворенность от такого поступка, например от того, что вы увели чью-то жену. Все проблемы и печали, которые мы испытываем в своей семейной жизни, берут начало в сексуальной распущенности.

 

Первая негативная карма речи — это ложь. Здесь две основы. Первая — тема, предмет лжи. Вторая — тот объект, которому сообщается ложная информация. Говорить, что знаете, если не знаете, говорить, что поняли, если не поняли, что видели, если не видели — это основы лжи, связанные с темой. Объект, на который направлена ложь, — это человек или иное существо, способное понять ваш язык. Узнавание здесь заключается в том, что человек, который осознает, что он чего-то не знает, говорит, что он это знает. Если бы он полагал, что он что-то знает, и говорил об этом, а на самом деле он этого не знает, тогда имеет место ошибка.

 

Мотивацией в карме лжи является желание солгать. Это основная карма лжи. Поймите, что, если вы хотите солгать насчет чего-то, но, допустим, не встретили того человека, которому хотели солгать, вы все равно создали карму лжи. Она не завершена, но создана, потому что у вас возникло намерение солгать. Вы лжете либо из привязанности, либо из гнева, либо из неведения — это помысел, связанный с омрачением. Затем собственно действие — это акт лжи. Ложь — это негативная карма речи, но вы так же можете солгать, кивая головой или жестикулируя. Завершающий фактор кармы — это чувство радости или удовлетворения от того, что вы солгали.

 

Однако в буддизме не говорится, что в любой ситуации нужно говорить только правду. В некоторых ситуациях сказать человеку не правду, а то, что ему будет полезно услышать, это не ложь, но искусная речь.

 

Вторая негативная карма речи — злословие. Это некие слова, которые вносят раздор, разлад в отношения между людьми. Основой злословия являются два человека, которые либо находятся, либо не находятся в близких отношениях. Вне зависимости от того, правдива ваша речь или нет, если ваша мотивация — поссорить этих людей, то, даже если вы говорите правду, вы совершаете негативную карму злословия. В качестве омрачения здесь выступает либо гнев, либо привязанность, либо неведение. Действием же является правдивая или неправдивая речь.

 

Например, вы видели мужа соседки с другой девушкой. Затем соседка спрашивает вас: «Не видел ли ты моего мужа?» Захотев создать своему соседу проблему, вы скажете его жене правду. Вы не солгали, но, тем не менее, создали негативную карму, потому что ваше намерение — внести дисгармонию в семью. Так, позитивны или негативны действия тела и речи — во многом зависит от вашего намерения.

 

Некоторые люди злословят без мотивации внести раздор между людьми, они просто болтают и тем самым вносят раздор невольно. Эта карма менее тяжелая, но все равно это негативная карма злословия. В завершение своего поступка вы должны почувствовать радость, удовлетворенность от того, что сегодня внесли раздор между какими-то людьми, поссорили их.

 

Люди часто критикуют друг друга потому, что думают, что, унижая других, можно самому возвыситься. Но это примитивный способ мышления.

 

Некоторые думают, что злословие — это тонкий политический инструмент. Но это не искусная речь, это опасный яд. Из-за такой причины из жизни в жизнь вы не сможете найти надежных людей, верных друзей. Даже находясь наедине с собой, вы не сможете обрести внутренней гармонии. Выходя на улицу, вы будете хотеть вернуться домой, а дома вас будет тянуть на улицу. Куда бы вы ни отправились, там все будет не так, хотя никаких видимых помех там не будет. Это результат внесения дисгармонии в отношения других людей.

 

Третья негативная карма речи — грубая речь. В отличие от злословия и лжи, объектом грубой речи может быть не только человек, даже не только живое существо. Если вы ударились о колонну, разозлились на нее за это и выругались, то эта колонна становится объектом вашей грубой речи. Вне зависимости от того, поймут вас или нет, расстроится ли тот, кому адресованы ваши грубые слова, все равно вы создаете негативную карму. Здесь также должно присутствовать безошибочное узнавание, мотивация грубить и одно из трех омрачений. Собственно действие — произнесение грубой речи. В заключение, если вы кому-то нагрубили и порадовались, карма становится завершенной.

 

Четвертая негативная карма речи — пустая болтовня. Основой, или объектом, является бессмысленная речь. Тот, к кому обращена пустая болтовня, — это либо живое существо, либо неодушевленный предмет. Узнаванием здесь служит тот факт, что вы осознаете то, что говорите; мотивацией является желание болтать все эти пустые слова; омрачение, в силу которого вы болтаете, — это в основном либо привязанность, либо гнев. Например, в силу сильной привязанности к своему «я» вы рассказываете о том, какой вы умный, как вас уважают, — это пустая болтовня. Действие — это и есть сама пустая болтовня. Завершением здесь служит чувство удовольствия.

 

Четыре негативных кармы речи чаще всего проявляются, когда вы находитесь в обществе, поэтому Атиша рекомендовал ученикам в окружении других людей быть особенно осторожными со своей речью.

 

Первая из трех негативных карм ума — алчность. Основой здесь является имущество и богатство других людей. Например, если вы в Москве или в каком-то другом городе идете на рынок, видите там много всяких вещей и думаете: «Как было бы здорово, если бы у меня было это, если бы у меня было то!», в этом случае в вашем уме с каждой минутой возрастает алчность, вожделение. Если вы хотите такую же машину, как у соседа, — это тоже алчность. И желание обрести чужого мужа или чужую жену — алчность. В силу алчности у вас появляется много других негативных эмоций. Из-за алчности в вашем уме постоянно возникает вопрос: «Почему у них это есть, а у меня нет?» Как следствие приходит зависть. Узнавание объекта должно быть безошибочным, мотивацией является желание завладеть той или иной вещью, омрачением является, главным образом, привязанность. Собственно действие — это укрепление желания завладеть чем-то. В завершение вы должны радоваться появлению такого желания.

 

Вторая негативная карма ума — злонамеренность. Объектом злонамеренности может являться либо живое существо, либо неодушевленный предмет. Например, если вы разозлились на дом, у вас может возникнуть желание его разрушить. Мотивацией злонамеренности служит желание причинить вред. Действие — это укрепление злонамеренности в уме. Когда усиливается желание вредить, то это и есть сам акт злонамеренности. Завершением является окончательное решение навредить. В этом случае у ваших тела и речи уже не остается никакого другого выхода. Они становятся рабами ума, охваченного желанием вредить. Тогда негативная карма ума порождает также негативную карму тела и речи.

 

Третья негативная карма ума — ложные воззрения. Их объектом являются четыре благородные истины, Три Драгоценности, прошлая и будущая жизни. Представление о том, что всего этого не существует, является основой ложных взглядов. Убежденность в том, что нечто существующее не существует — это основа ложных взглядов. Мотивация — это представление о том, что подобного не существует. Омрачением служит, в основном, неведение либо привязанность к собственным догматическим взглядам. Когда ваша уверенность в ложных взглядах укрепляется — это само действие. Завершением является решимость: «Это окончательно и бесповоротно так!»

 

Постарайтесь делать все возможное, чтобы не совершать эти десять негативных карм. Даже если вы совершаете ту или иную негативную карму, постарайтесь, чтобы в ней не присутствовали все четыре фактора.

 

Получая учение о карме, смотрите в него, как в зеркало. Думайте, что раньше вы совершали такие низкие поступки, проявляли неуважение. Вы поступали так из-за неведения, поэтому вам не было стыдно. У вас должно возникнуть некоторое отвращение к подобного рода действиям, тогда вам будет легко решительно отказаться от такого поведения.

 

Результаты негативной кармы

Различают три вида результатов:

  • Первый — действительный результат кармы.
  • Второй — результат, подобный причине.
  • Третий — результат, связанный с окружением.

 

Действительный результат кармы заключается в том, что тяжелая негативная карма приводит к рождению в аду, средняя негативная карма ведет к рождению в мире голодных духов, а легкая — к рождению в мире животных. Карма является тяжелой, когда в ней присутствуют все четыре фактора, и она побуждается сильным омрачением — привязанностью, гневом или неведением. Например, убийство с сильным гневом — тяжелая негативная карма. А средняя негативная карма — это, например, если вы у кого-нибудь украдете имущество. В результате проявления легкой негативной кармы, например когда вы обзывали кого-то собакой, вы перерождаетесь в мире животных.

 

Результат, подобный причине, называется так потому, что он подобен совершаемому вами действию. Здесь есть два раздела:

  • Результат подобного ощущения.
  • Результат подобного действия.

 

Когда действительный результат кармы убийства — перерождение в аду — полностью проявится и исчерпается, вы снова родитесь человеком, но поскольку вы убивали в прошлом, вы в этой новой человеческой жизни либо рано умрете, либо вас убьют. Это называется результатом подобного ощущения.

 

Результат подобного действия кармы убийства заключается в том, что у вас с самого детства будет стремление убивать. Поскольку вы раньше убивали, в силу этого отпечатка вы в своей следующей жизни будете иметь склонность к убийству. Это очень опасно. Ведь когда у вас проявляется такой негативный результат подобного действия, вы в силу этой привычки опять начинаете создавать негативную карму, ведущую к рождению в низших мирах.

 

Результат, связанный с окружением, — это если вы, допустим, в прошлом убивали, то, даже обретя человеческое тело в следующей жизни, вы родитесь в каком-то очень опасном месте, где постоянно идут войны, где люди живут в страхе за свою жизнь. Например, сейчас вы боитесь терроризма — это результат вашей собственной негативной кармы. В результате воровства вы рождаетесь там, где все вокруг крадут, и так далее.

 

Поэтому скажите себе: «Раньше я создавал негативную карму по неведению. Но теперь, когда я знаю, в чем состоят негативные кармы, каковы их факторы и каковы последствия, совершать такие действия было бы безумием».

 

Когда вы хорошенько обдумаете результаты негативной кармы, у вас пропадет желание совершать такие действия, потому что одно негативное действие приносит целых три результата. Сначала это рождение в дурных уделах. А потом, когда этот результат исчерпается, и вы опять родитесь человеком, вам придется испытать еще два результата той же самой кармы — подобный причине и связанный с окружением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.068 с.)