Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Определение эмоционального состояния».
А сейчас попробуйте угадать то, какое эмоциональное состояние я буду изображать. Итак, я в роли студента. - Студент сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука). - Студент часто покашливает, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность). - Студент стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль). - Студент переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; грызет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность). - Студент стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита).
Невербальные средства общения являются дополнением речевого общения. Психологами установлено, что от 60 до 80% информации человек получает за счет невербальных средств общения. Невербальные средства помогают регулировать процесс общения, способствуют психологическому контакту между людьми, обогащают значения слов, используются для выражения эмоций и чувств. С помощью невербальных средств общения передается отношение к партнеру, эмоциональное состояние, испытываемое при общении. Если вербальная коммуникация подконтрольна сознанию, то невербальные проявления в большей мере бессознательны. По этой причине имеет смысл обращать внимание на соответствие слов и жестов.
Выделяют пять видов невербальных средств общения:
Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Отсутствие мимики при общении ведет к потере информации. Показано, что при неподвижном лице докладчика теряется до 10-15% информации.
Улыбка является универсальным средством общения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но уже давно означает одобрение, доброжелательность. Улыбка украшает человека, при встрече снимает настороженность первых минут, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению.
Люди улыбаются по-разному. Существует дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. Естественно, что следует помнить о том, что улыбка должна соответствовать ситуации.
«Контакт глаз» или визуальный контакт составляет также важную часть общения. Взгляд – первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть добрым, жестким, колючим, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Имеет значение, куда направлен взгляд, длительность взгляда. Так, при деловом взгляде глаза собеседника обычно сосредотачиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Направляя свой взгляд на этот треугольник, мы способствуем созданию серьезной атмосферы общения. Если взгляд направлен на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта, создается атмосфера непринужденного межличностного общения. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода общения. При этом если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда слушает. При агрессивных отношениях частота интенсивности взглядов резко увеличивается в момент говорения, а в момент слушания нарушается. Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Расширение зрачков свидетельствует об интенсивности чувств. Когда человек с особым вниманием и интересом воспринимает некий стимул, весь его организм активизируется. В частности, увеличиваются зрачки - это результат возбуждения симпатической нервной системы. Сужение и расширение зрачков не подчиняется сознанию, а поэтому их реакция очень четко показывает заинтересованность партнера в вас. Управлять взглядом можно, зрачками - нет. Расширение зрачков показывает усиление интереса к вам, о враждебности расскажет их сужение. Однако подобные явления необходимо наблюдать в динамике, потому что размер зрачка зависит также от освещенности.
Наблюдая за движениями зрачков, можно судить об особенностях обработки информации и обращения к памяти. Когда человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, то, по мнению психологов Д. Гриндера и Р. Бэндлера, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:
Если кого-то попросить представить себе «пурпурного буйвола», то в то время, когда человек думает о вопросе, представляя в своем сознании «визуально созданного» пурпурного буйвола, его глаза повернутся в этом направлении.
Если спросить человека, «какой цвет имел первый дом, в котором ты жил?», то его глаза повернутся в этом направлении, когда он будет думать о вопросе, «визуально вспоминая» цвет дома их детства.
Если кого-то попросить представить себе самый высокий звук из всех возможных, то, когда он будет думать о вопросе, «создавая слуховой образ» звука, которого никогда не слышал, его глаза повернутся в этом направлении.
Если попросить человека вспомнить, как звучит голос его матери, то, когда он будет думать о вопросе, пытаясь вспомнить звук, его глаза повернутся в этом направлении.
Если кому-либо задать вопрос «Можешь ли ты вспомнить запах костра?», то именно в этом направлении повернутся его глаза, когда он будет думать о вопросе, вспоминая запах, ощущения или вкус.
Человек говорит то, в чем уверен. Многие критики считают, что все вышеизложенное - чепуха. Но все это можно проверить. Достаточно составить список вопросов, наподобие приведенных выше, и предложить их друзьям и родственникам, которые сыграют роль подопытных.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.007 с.) |