Загадка и неразбериха с наяваниями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загадка и неразбериха с наяваниями



Итак, другие Национальные Движения больше не считали HOPC Скаут- ским Движением, а его членов —скаутами, — печальный и трагический момент, за что нельзя полностью винить Всемирное Движение, поскольку предлага- лись альтернативы, но они не были приняты.

Но неожиданно все, включая ВАМСД, МББ и различные Национальные Движения, столкнулись с другой группой русских — «перемещенными лицами» в западногерманских лагерях, называющих себя ОРЮР. Никто — ни ВАМСД, ни МББ, ни различные Национальные Движения — не знали, что лидеры из пере- мещенных лиц встречались в Мюнхене. Не знали они также, что было основано еще одно русское движение. С другой стороны, русские лидеры из «перемещен- ных лиц» во время их встречи не могли знать, что Международный Комитет


десятью днями позднее решил исключить HOPC из Всемирного Движения, и, следовательно, их будущее было тоже очень туманным.

Поэтому неудивительно, что, когда внешний мир на более поздней стадии столкнулся с новым именем ОРЮР, он пришел в замешательство и сложилось впечатление, что существовало два движения, тем более что несколько групп HOPC, например во Франции, Австралии и некоторых других государствах, принадлежавших к «свободному миру» во время Второй мировой войны, также осуществляли свою деятельность. Таким образом, на практике существовало два движения русских скаутов в изгнании.

 

Искаюченная HOPC                                                        '

Однако ОРЮР в 1947 году согласилась зарегистрироваться как секция «ска-          0

утского отдела “перемешенных лиц”» Международного Бюро Бойскаутов.

•х
Интересно, знал ли об этом Панттохов? Он, отец и основатель русского ска- утского движения, был очень уважаем всеми русскими скаутами. Он был Глав- ным скаутом как для HOPC, так и для ОРЮР. Можно было ожидать, что, если

бы этот динамичный, популярный человек руководил обоими движениями, их объединение было бы только вопросом времени, но этого не произошло.

Он, несомненно, делал все, что мог, для обеспечения встреч двух сторон, и        0

многие встречи были проведены. Такие обсуждения проводились, когда члены ОРЮР еще были в лагерях «Ди-Пи», не поселившись пока в разных частях мира, где они тут же основывали собственные группы вместо того, чтобы в соответ- ствии с правилами —либо как частные лица, либо как группы —вступить в На- циональные Движения стран проживания. Но все его попытки были тщетны- ми. Разумеется, разочарованный и уставший, в 1957 году он решил уйти в от- ставку как Главный скаут ОРЮР, а его место занял кто-то другой, из уважения к Пантюхову принявший звание старшего скаутмастера вместо Главного скау- та. Пантюхов продолжал работу как Главный скаут HOPC во Франции до самой смерти 25 октября 1973 года.

 

«Скаутский отдел “перемещенных аиЈј”» Международного Бюро Бойскаутов

«Перемещенные лица»-скауты различных национальностей в германских и австрийских лагерях получали всю необходимую помощь, но с самого начала им дали понять, что существуют и неприятные стороны жизни:

а) они никогда не получат признание как Национальные Скаутские Движе- ния на зарубежной земле. Прецеденты, на которые они могли сослаться, были исключены;

6) им было сказано, что, как только они поселятся в новых странах, где действует признанная организация-член, им предоставляется выбор стать чле- ном этой ассоциации (либо как отдельным лицам, либо как группам) или от- казаться от членства;

в) на тот срок, когда они проживали в лагерях для «перемещенных лиц» в Германии, где в то время не было признанного или зарегистрированного гер- манского Национального Скаутского Движения, им разрешалось присоеди- ниться к скаутскому отделу «перемещенных лиц» Международного Бюро Бой- скаутов. Последний (под руководством британца Джона Р. Моннета) был осно- ван в Муассоне, Росни (Moisson, Rosny) во Франции"". Их национальные бюро, руководящие группами в лагерях для «перемещенных лиц» (или, по мнению

«перемещенных лиц», национальные штабы), должны были быть распущены в момент, когда последнее «перемещенное лицо»-скаут поселился в иностранном государстве или вольется в немецкую экономику.

Все это было достаточно ясно, но, когда эти «перемещенные лица» все-таки покинули лагеря и поселились в других местах, они не ликвидировали свое


движение, не распустили национальные штабы и не присоединились к Нацио- нальным Движениям стран своего проживания. Они продолжали деятельность как Национальные Движения на зарубежной земле и настойчиво просили при- знания у Международного Движения (см. главу І.).

Особенно большое число «перемещенных лиц» покинули лагеря в период с 1948-ro по 1950 год°’ "". Только небольшая группа «перемещенных лиц»-скаутов была оставлена в Германии, и 30 июня 1950 года скаутский отдел «перемещен- ных лиц» был закрыт.°‘.

Всемирное Движение было терпеливым, но не отступало от своих решений. Переговоры продолжались долго, и проблема всегда остро стояла на повестке

дня всех Международных Конференций и встреч Международного Комитета

0 вплоть до 18-й Международной Конференции в Лиссабоне (Португалия) в 1961

•х
году. «Перемещенным лицам»-скаутам сказали, что хорошего понемножку и с это- го момента Всемирное Движение прекращает всякую связь с ними. Это значило, что они больше не получали официальную информацию и журналы, больше не могли участвовать в международных мероприятиях, больше не могли использо- вать возможности Гилвелла для обучения, официальные лагеря и т.д. и т.п. Фак- тически их больше не считали скаутами, и признанные Национальные  Скаут-

0 ские Движения больше не относились к ним как к скаутам. Все кончилось. За-

вершилось все так же и для русских скаутов обоих движений в изгнании.

До рокового 1961 года русские еще могли послать один патруль своих пред- ставителей в составе германского контингента на 7-е Всемирное Джамбори в Бад Ишл (Bad Ischl), Австрия, в 1951 году. Когда Скаутское Движение праздновало

свою 50-ю годовщину в 1957 году с J I М (9-м Всемирным Джамбори + Indaba + Ровер Мутом) в Саттон Fолдфилд (Sutton Goldfield), Англия, для участия был при-

глашен небольшой контингент, руководимый Пантюховым-отцом. Небольшая делегация была допущена на 10-e Всемирное Джамбори в 1959 году на rope Маки- линг (Makiling), Филиппины. Это все было частью работы, проводимой Всемир- ным Движением, чтобы дать изгнанникам (и не только русским) возможность определиться, быть ли им скаутами и членами Всемирного Движения, но на уста- новленных условиях, а не как Национальные Движения на зарубежной земле.

Однако после 1961 года (см. главу 1) все кончилось, хотя лоббирование все еще продолжалось. Русские и другие скауты-изгнанники всегда были в подве- шенном состоянии между Международными и другими Конференциями более поздних лет, всегда надеясь, что их присутствие и контакт с делегатами изменит их положение. Но все напрасно.

Движения в изгнании медленно были преданы забвению, и о них мало кто знал. У Национальных Движений стран, где они жили и действовали, не было возможности их забыть, но в других странах Движения в изгнании, а также их членов скоро забыли. Если в 70-x и 80-x годах преданные друзья упоминали их, говоря о русских и других скаутах в изгнании, то их ждало изумление, когда они слышали следующий ответ: «Как же, но ведь на самом деле не существует рус- ских (или других) скаутов!»

Это так опечалило автора, что в 1987-1988 годах он решилосвежить память о них в Национальных Движениях мира, чтобы снова привлечь к ним внимание, спасти и вырвать их из забвения. Он провел исследование и написал работу, названную

«Забытые движения». Большая часть работы была проделана перед тем, как упал

«железный занавес». Были посланы копии в ВОСД в Женеве и WAGGGS вЛондоне, которым впериод неожиданного возрождения скаутов в Восточной и Центральной Европе очень понравилась обзорная информация, содержащаяся в ней°“.

 

CCCP и Скаутинг

Власть в CCCP была убеждена в том, что в 1926 году она искоренила Скау- тинг и все его следы. Конечно же было не так, поскольку некоторые скауты


остались незамеченными, избежали удара и им удалось выжить, храня Скау- тинг в своем сердце. Это доказывается фактом, что, как упоминалось ранее, во время немецкой оккупации западных регионов CCCP некоторые смельча- ки втайне возродили Скаутинг. Кроме того, уже упоминалось, что в лагерях для «перемещенных лиц» были лидеры, которые жили в CCCP между 1922-м и 1941-м годами и никогда не принадлежали к Движению в изгнании Пантюхова.

Нет страны и правительства, которые бы не старались писать свою исто- рию в наиболее благоприятном свете. Нет историка, который был бы полно- стью прав или не прав, но Советы были мастерами подделывать и искажать историю. События и люди неприемлемые, неподходящие к системе, те, кото- рые нужно забыть, были как «никогда не существовавшие» или «никогда не про- исходившие» просто вычеркнуты из официальных исторических книг и офи- циальных энциклопедий.

•х
Такая судьба постигла и Скаутинг, и Гайдинг, близкие по духу. Однако, хотя та- ких организаций в России якобы и не существовало, даже большевики не могли отрицать, что движения все-таки существовали вне CCCP. Но тогда было сказано:

«Скајтское Движение, основанное английские генералом Баден—Пајэллом, — это один из ме—

тодов npaвя ttt eй бјржуазии отвлечь внимание молодежи от боръбъt рабочего класса против               0

эксплјататоров. Посредством фтъtппаых лозунгов, призъtвов к патриотизму и братству человечества Скаутское Движение вводит в заблуждение юношеское мъtиіление».

Когда в 1953 году умер Иосиф Сталин, террор в какой-то мере стих. Его пре- емник был более снисходителен и открыто критиковал покойного Сталина. Поэтому в 1954 году случилось так, что Национальный штаб Скаутской Ассо- циации Объединенного Королевства вЛондоне спросили —кихудивлению, — не смогут ли они подготовиться к встрече группы высокопоставленных пионер- ских вожаков из CCCP, которым бы хотелось изучить Скаутинг более подробно. Они приехали, им показали Скаутинг в действии, они провели свое исследова- ние и уехали домой.

25 ноября 1957 года Центральный Комитет комсомола разрешил внедрить в CCCP трехуровневую систему со значками мастерства!

Официальный тон также изменился. В Большой советской энциклопедии 1956 года издания, том 39, страницы 216 — 217, было признано, что в дореволю- ционной России Скаутское Движение существовало, но:

*... СТО}ШCK tf e ОШрЯ$ Ъt СОСШ О8 ЛЯЛ tt 1-t P3HOК If ШeЛЪ1-tЪtЙ TtрО If,eHШ М ОЛЪЧ НК O8, 8 ОСНОВНОМ

из бЈДжуазаъtх семей и семей cлfжaщ,ux».

«В период иностранной интервенции и Гражданской войнъt в CCCP (1918— 1920 годов) многие скаутские организации действовали на стороне «белых» армий».

Была также дана ссылка на эксперимент ЮК, или «юков»:

«Попъtтки воскрешения Скаутского Движения в Советской республике под видом так назъtваемъtх «краснъtх скаутов» не зашли далеко. Само понятие приспособления Скајтизма к задаче воспитания строителей нового коммјнистического общества бъіло нереалистичнъtм».

В издании 1976 года дано больше информации в отношении русского Скау- тинга. Также признано, что Н.К. Крупская, жена Ленина, в своей работе «PKCM и Бойскаутизм» отметила «преимущества использования в практической рабо- те коммунистических организаций некоторых форм скаутской деятельности, отвечающих интересам подростковой возрастной группы».

Но что из этого? Ни одного хорошего слова о Скаутском Движении —оно все еще оказывало дурное влияние на молодежь мира.

 

 

Были ли советские люди абсолютно незнакомы со Скаутингом? Во-первых, у них, несомненно, были другие проблемы, а во-вторых, внушение и изоляция


лишали их настоящей дальновидно- сти. Однако люди не верили всему, че- му их учила партия. Многие слушали такие радиостанции, как Радио сво- бодная Европа, Foлoc Америки и Бри- танская радиовещательная корпора- ция (ВВС), вещающие на русском и обращающие внимание на многие об- щие темы, включая Всемирный Скау- тинг, во время проведения больших

мероприятий (джамбори и т.д.).

0    У обитателей «рая рабочих» были

•х
сомнения во многих областях, но они не могли открыто их выражать. Нако- нец, все же были некоторые среди ста- реющих людей, которые еще помнили русский Скаутинг.


 

 

     
 

 

 

         
 

 

 

Значок, въtпjщеннъtй р јсскими изгнаннинка— ми после 1928 года, исп олъзовавшими эскиз 1910—1914 rr. Вверх j находится эмблема


0     Перестройка  и  гласности                                НЦ Ж? НttЯ, Nринятая в 1928 году.

11 марта 1985 года Горбачев был избран Генеральным секретарем коммуни- стической партии CCCP и стал самым могущественным человеком в Союзе. Ни внешний мир, ни советские граждане не знали, что в финансово-экономическом плане огромная страна балансировала на краю пропасти. Хотя вначале едва кто-либо это замечал (или обращал на это пристальное внимание). За «желез- ным занавесом» начались перемены, и после того как Горбачев начал пере- стройку и объявил гласность, быстрые и захватывающие дух изменения стали настолько очевидны, что изумленный мир переходим от одной исторической вехи к другой, от одной неожиданности к другой. Невероятные вещи, которых нельзя было ожидать, все же случились, повлияли и изменили мир, включая скаутский.

 

Едва кто-либо во Всемирном Скаутском Движении и Движении Гайдов в по- следние десятилетия обращал внимание на страны за «железным занавесом». Движения их скаутов в изгнании были исключены почти тридцатью годами раньше и с того времени были благополучно забыты большинством человече- ства. Так же, как и остальной мир, Скаутинг и Гайдинг были удивлены и потря- сены тем, что происходило в различных странах Восточного Блока. Этого ни- кто не ожидал, поэтому ни Скаутское Движение, ни Гайдинг не были готовы встретить и отреагировать на то, что им предстояло. Таким образом, многие (кроме некоторых историков и информированных людей) в Движениях по все- му миру удивились и изумились, когда обнаружили, что. как только такие стра- ны, как Венгрия и Чехословакия, вырвались из удушающей хватки коммунизма, Скаутинг и Fайдинг были возрождены «после сорока лет небытия», иногда даже всплывая на поверхность перед тем, как коммунистические режимы оконча- тельно рухнули. Еще более удивительным было то, что Движения были возрож- дены еще и в таких странах, как Эстония, Латвия и Литва, где организации были запрещены и распущены в 1940 году, почти 50 лет назад, А тот факт, что Движения скаутов и гайдов возродились в России (и Украине) через целых семь- десят лет, был не только удивительным, но и являлся лучшим доказательством того, что эти организации нельзя уничтожить и, что бы ни случилось, несмо- тря на самые жесткие притеснения, идеи и идеалы остаются и всплывают в тот момент, когда появляется возможность.


ІЗримечания

 

1. Олег Иванович Пантюхов.

Так как русские буквы полностью отличаются от тех, что используются в большинстве западных и европейских языков, то не всегда легко преобразовать их для написания западных алфавитом. Преобразование русских имен, таким образом, также вызывает множество проблем.

Когда русским, селившимся в других странах, при въезде приходилось ре-

гистрироваться у иммиграционных властей, часто случалось, что имена писа- лись фонетически: так. как слышал их ответственный чиновник. Несмотря на

то, обращали его внимание на написание имени или нет, он просто записывал                   0

что-то, и с этого момента русскому приходилось жить с новым, несколько из- мененным именем в новой стране. В результате русские имена часто пишутся латинскими буквами по-разному, в зависимости от используемого языка.

•х
В различных архивах и других источниках можно найти множество вари-

антов написания фамилии Олега, таких, как Pantiukhov. Pantjuchow, Pantukoff, Pantukhov, Pantohoff, Pantuhoff и т.д.

Когда Олег, Нина и их сын Олег въезжали в США в 1922 году,  их фамилию              0

записали как Pantiukhov. Олег-младший, с которым автор вел обширную пере- писку, подписывал письма как Pantuhoff. И поэтому, из уважения, а также для удобства, было решено в данном исследовании использовать этот вариант. Олег Иванович Пантюхов служил в одной из Белых Армий, но в конце концов ему пришлось покинуть страну и уехать в Константинополь (Стамбул) с семьей. Он созвал Съезд скаутов в Константинополе (22 марта 1921 года), создав русское Движение в изгнании, которое было признано ВАМСД (30 августа 1922 года). Общим посланием, датированным 11 сентября 1922 года, он дал русскому Дви- жению в изгнании официальное название, но в это время, покинув Константи- нополь (5 сентября 1922 года) со своей женой и сыном, он был на пути в Нью- Йорк, куда и прибыл 11 октября 1922 года. В 30-с годы семья жила в Вест Нам Бич, Флорида, и вернулась в Нью-Йорк в 1940 году, где его преданный друг и жена Нина умерла 12 января 1944 года. Через некоторое время после окончания Второй мировой войны он покинул Соединенные Штаты и жил во Франции.

Олег Иванович Пантюхов родился 25 марта 1882 года и умер во Франции 25 октября 1973 года. Его похоронили на русском кладбище в Ницце. Нина Михай- ловна Пантюхова родилась 15 декабря 1883 года и умерла в Нью-Йорке 12 января 1944 года. После смерти Олега Олеговича ее останки были перенесены в могилу сына. Олег Олегович Пантюхов, сын основателя, родившийся в 1910 году, по- следние годы жизни провел в Мейплевуд (Maplewood), Нью-Джерси, США, где и скончался 20 октября 1995 года. Он был скаутом всіо свою жизнь и, наверное, испытывал большую радость от того, что ему суждено было стать одним из тех, кто содействовал возрождению Скаутского Движения в России. Маловероятно, что за свою долгую жизнь, отданную служению Скаутскому Движению, он ду- мал, что сможет вернуться в Россию скаутом и снова приехать в Павловск, где он и российский Скаутинг родились.

Примечательной частью его биографии было то, что во время Второй миро- вой войны —под официально зарегистрированным псевдонимом полковника Джона Л. Бейтса (john L. Bates) — он служил официальным русскоязычным пе- реводчиком генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра—Fлавнокомандующего Союзных Армий в Европе. (В этой должности бывал в CCCP, дважды был в блокадном Ленинграде, присутствовал на Ялтинской конференции. Знай НКВД, что он сын «белого» эмигранта, Старшего Русского Скаута, не сносить бы ему тогда в CCCP головы, и оказался бы он там же, где и шведский дипломат Рауль Валле- берг. Ред.).


Олег и Нина были отцом и матерью российского Скаутинга—людьми, кото- рых глубоко уважали и которыми восхищались все, кто их знал, включая близ- ких друзей —семью Баден-Пауэлла.

 

2. Павловск (ныне Пушкин) с любовью вспоминали русские скауты по всему миру. Русское движение в изгнании, ОРЮР (штаб находился в Нью-Йорке), на- звано свой центр подготовки и проведения лагерей в США Новым Павловском. В дальнейшем город вспоминался во многих песнях.

 

3.
•х
Основанный и построенный царем Петром Великим в 1703 году, Санкт- Петербург был сначала известен как Петербург. Под влиянием немцев имя из- менилось и он стал Санкт-Петербургом, но во время Первой мировой войны (1914-1918) был подорван авторитет немцев, и поэтому город изменил свое на- звание, став Петроградом. Решающие события революции марта 1917 года и большевистского переворота октября 1917 года произошли в этом городе, сто- лице Империи и Республики. В честь Ленина, большевистского лидера, кото- рый умер в 1924 году, было решено с 1924 года город именовать Ленинградом. Во время свободных выборов летом 1991 года перед распадом Советского Соіо-

0 за, население города потребовало возвращения названия Санкт-Петербург. 5

сентября 1991 года Верховный Совет CCCP принял это изменение, это не было исключением —многие города и поселки вернули себе старые названия и рас- прощались с большевистскими.

 

4. В русском Скаутинге с самого зарождения, во время изгнания и при воз- рождении имелись две тенденции в отношении перевода английского слова

«скаут». Некоторые использовали слово «скаут», русифицированное иностран- ное слово, другие предпочитали слово «разведчик». Последнее лучше всего можно перевести как pathfinder, что сравнимо с немецким pfadfinder или гол- ландским padvinder В соответствии с официальной публикацией Всемирной Организации Скаутского Движения 1999 года («The Essential Characteristics of Scouting») «Само название движения «скаутинг» естъ элемент символической основъt, одобренной Баден-Пајэллом тогда, когда он писал «Скаутинг для малъников», призван- ный вдохновлятъ молодежь его вpeмeни. Под термином «скаутинг» подразјмевается дея- телъностъ и качества обитателя лесной глуши, исследователь, охотника, моряка, лет- чика, первооткръівателя, колониста. Скаутинг олицетворял собой приключения, сило—

й e HHЪt e 8p'f TlTtЪt, рО38 If 8ОЛ HO$ЛЮ$OШeЛЪ1—t ОСШЪ, HOXO$Ч It 8ОСШЪ If N рОСШО TI ptt} ПОЛ К:S$OрО8ОЙ

жизни на природе — все те качества, которъіе Бaдeн—Пауэлл стремился воспитать j под— ростков.» (Приз. перев.)

5. Российская империя включала в себя более 100 национальностей. Ее граждане говорили более чем на 100 языках. Считая русских угнетателями и колонизаторами, разные народы, которые были далеки от того, чтобы считать себя русскими, делали все возможное, чтобы сохранить свой язык, культуру, религию и обычаи.

Скаутинг, некогда известный в этих регионах, считался средством укрепле- ния национального духа. Национальные движения основывались, процветали и расширялись на российских территориях Польши, Балтийских государств, Украины и некоторых других стран. У этих движений совсем не было желания вступать в российское скаутское движение. Последнее, действующее как «на- циональное общество», никогда не оказывало давления на них. Существовало даже некоторое сотрудничество.

 

6. Значки «Бобров» (А + Б) использовались исключительно этим отрядом и, видимо, никогда не использовались другими.


7.
•х
Империя, помимо того, что она была самодержавным государством, была еще и теократическим государством, где признанная, или государственная, Церковь (Русская Православная Церковь) пользовалась большим влиянием и авторитетом. Те, кто не исповедовал религию этой Церкви, исповедовал какую- нибудь другую религию или совсем никакой, во многом подвергались дискри- минации: для них была закрыта государственная служба огромной страны, в то время как в обществе их сторонились. Многочисленная еврейская община пе- реживала тяжелые времена и часто была козлом отпущения. Если что-то было не в порядке —урожаи, экономическая ситуация или еще что-нибудь — во всем винили евреев, которые ощущали на себе последствия этого. Они подвергались гонениям, иногда спонтанным, иногда спровоцированнымвластями. Скверное и пугающее слово «погром» —это русское слово. Неудивительно, что некоторые евреи, в надежде улучшить свое положение, в отчаянии присоединялись ко все- возможным революционным движениям, целью которых было свержение су- ществующего правительства. Некоторые члены большевистского руководства были евреями. Но позднее в CCCP выяснилось: в том, что касается еврейского вопроса, практически ничего не изменилось. Евреев обвиняли и преследовали, и большинство партийных лидеров-евреев были казнены Сталиным.

Российский Скаутинг, будучи полностью открытой организацией,  прини-          0

мал мальчиков и девочек —если они того желали —всех национальностей и ве- роисповеданий, включая евреев. Этого не понимала и не принимала еврейская община.

 

8. Особенно в больших российских городах, где находились правитель- ственные, коммерческие и торговые центры, морские порты и т.д., существова- ли общины подданных царя нерусской национальности. Детей, принадлежав- ших к этим меньшинствам, также привлекал Скаутинг, и они хотели участво- вать в нем. Если число молодых людей одной национальности было достаточно большим, то основывался специальный отряд, который впоследствии присое- динятся к Национальному Движению их родной страны. Но если этого не слу- чалось, то как отдельные лица они всегда приветствовались в русских отрядах. Поскольку большинство русских (а также власти) не считали меньшинства пол- ноправными гражданами, отношение русских скаутов, принимающих детей из таких меньшинств, не всегда понималось и принималось. Русские скауты это понимали и придерживались статьи 4 старого скаутского закона.

 

9. В ранние годы Скаутского Движения такое противодействие военных не было необычным или искліочительным. Почти подобная ситуация сложилась в Имперской Германии между 1910-м и 1914 годами. Немецкое скаутское движе- ние было основано доктором Александром Лионом (по прозвищу «Der All»), армейским врачом, и Максимилианом Байером, офицером пехоты. Их братья- офицеры, включая кайзера Вильгельма, считали Скаутинг неподходящим для немецкой молодежи по двум причинам. Во-первых, Скаутинг родился в Велико- британии, а перед 1914 годом Германия, не исключая кайзера (который был также внуком королевы Великобритании Виктории), из-за своего комплекса неполноценности и зависти презирала Британию и все британское —отноше- ние, которое привело к Первой мировой войне. Во-вторых, немецкие военные считали Скаутское Движение слишком мягким и недостаточно военным. Что касается последнего, то они были абсолютно правы. Однако Александр Лион и Максимилиан Байер, хотя и были военными (как Баден-Пауэлл, Пантюхов и многие другие), отвергли введение военных методов и муштры в Скаутинг. Они отказались поддаться давлению. В конце концов эти два немца были преданы военному суду и с позором выгнаны из вооруженных сил без выплаты пенсии. Основатели, однако, были поддержаны педагогическими органами, и когда


Скаутинг, несмотря на оппозицию военных, рос и расширялся, некоторые из противостоящих офицеров изменили свое мнение и отношение. Пapy лет спу- стя изгнанных основателей реабилитировали, снова позволили вернуться в армию, продвинули по службе, правда, не меняя точки зрения. Даже кайзеру пришлось уступить и милостиво посетить немецких скаутов.

 

10. Святой Георгий — покровитель не только Англии, но и России. Однако если в Англии и в Скаутском Движении по всему миру день Святого Георгия празднуется 23 апреля, то в России после календарной реформы 1918 года он празднуется 6 мая по гражданскому календарю.

 

11. Двумя основными лидерами, имеющими к этому отношение, были На- полков и Фомисюк. Когда искоренение Скаутского Движения достигло своей последней стадии, они оказались лишними и были казнены в Киеве весной 1926 года.

•х        12. Те, кто противостоял большевикам и Красной Армии, разделились. Од- ни боролись за восстановление старого имперского режима, другие —за демо-

0 кратическую республику, основанную в марте 1917 года. Единство в белой оп-

позиции было хрупким, что способствовало успеху Красной Армии.

 

13. Термин «всероссийский» означает «охватывающий скаутов-россиян», включая и все национальности помимо русских, живущие в этой огромной стране.

 

14. Как, когда и откуда Пантюховы покинули Россию, до сих пор не извест- но, но, поскольку они приехали в Константинополь, предположение, что они приехали из Крыма, кажется оправданным (см. примечание 1).

Принимали ли они участие в транспортировке архивов Движения на юг перед приходом Красной Армии, также не известно, но известен факт, что од- нажды архивы пришлось оставить в южнорусском порту (предположительно Одессе) непосредственно перед тем, как люди, которые до того момента охра- няли и переносили их, были вынуждены покинуть страну. Перед этим архивы были спрятаны в доме надежных людей — возможно, скаутов, — которые не со- бирались бежать из страны. В одну из ночей 1933 года в доме была облава, устро- енная органами безопасности. Архивы нашли, жильцов арестовали и увезли в неизвестном направлении. Больше о них никто не слышал. Нетрудно догадать- ся, какая судьба их постигла. Дом был опечатан, служба безопасности и аресто- ванные покинули место. Было еще темно, когда прибыло несколько армейских грузовиков, и офицеры приказали грузить архивы. Когда дело было сделано, грузовики исчезли в темноте. На следующий день прибыла служба безопасно- сти с несколькими грузовиками, чтобы забрать архивы, но место уже было пу- стым. Несомненно, это вызвало некоторое смятение, и необходимо дать объяснения.

Когда Коммунистическая Партия была еще у власти, но перестройка уже начата Горбачевым и введена гласность, с 19-го по 26 января 1990 года делегация ВОСД по приглашению правительства CCCP была с визитом в Москве. Шли обсуждения с правительством и партийными чиновниками, а также молодеж- ными лидерами по поводу возможного возрождения Скаутского Движения. Во время менее формальной части этой процедуры представитель Министерства обороны удивил всех присутствующих, проинформировав делегацию ВОСД о том, что, если у нее вызовут интерес старые архивы скаутов, то они будут предо- ставлены в распоряжение делегации в подвалах Министерства обороны, где они хранились все эти годы. Было добавлено, что архивариус будет рад предо-


ставить доступ к документам всем, кому это интересно. Интересно, кто были эти офицеры Красной Армии, которые увели архивы из-под самого носа служ- бы безопасности?

 

15. В царское время многие русские уехали из страны и обосновались во Франции, которая всегда была безопасным местом для подобных беженцев и где не всегда ограничивалась их политическая деятельность. В 1917 году во вре- мя мартовской революции многие возвратились в Россию, тогда как другие по- кинули Россию и поселились во Франции. 19 декабря 1920 года скаутский лидер А.Л. Кошовский основал русский отряд во Франции, что вскоре сделали и дру- гие, объединившись в Association Nationale Des Scouts Russes, которая позже

стала французским отделом первого Движения в Изгнании Пантюхова. Неко-               0

•х
торые —по-видимому, два отряда во Франции —не могли согласиться с централь- ным руководством, введенным Пантюховым, и предпочли продолжить авто- номную систему отрядов, которую они знали в России. Поэтому они откололись и стали действовать самостоятельно —один как Национальная организация русских разведчиков (русское сокращение — HOPP), а второй —как «Витязи». Как долго они просуществовали, выяснить не удалось.

16. Металлические значки были достаточно дорогими, но поскольку число                членов было не очень большим, каждому новому члену выдавали по одному. Эта

ситуация кардинально изменилась, когда Скаутское Движение было возрожде- но в России после 1989 года и русское движение в изгнании, ОРЮР (находящее- ся в Нью-Йорке) основано собственные группы, где с самого начала выдавались металлические значки. Однако вскоре запас иссяк и обнаружилось, что произ- водство новых вызывало финансовые трудности. Тогда ассоциации коллекцио- неров значков (Badgers' Clubs) Франции, Италии и Испании предложили за- платить и проследить за производством эмблем из ткани. Первая партия из 50 000 таких эмблем была предоставлена русским в Нью-Йорке одним испанским коллекционером. Конечно, жаль, что очень привлекательный, желанный для коллекционеров металлический значок исчез, но жестом испанских, француз- ских и итальянских коллекционеров можно только восхищаться, тем более что они оказывают подобные услуги многим другим возрожденным движениям Восточной Европы и Африки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.088 с.)