Формирование окончательного перечня отходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование окончательного перечня отходов



При формировании окончательного перечня отходов могут возникнуть вопросы, решение по которым лучше принимать на уровне высшего руководства, представив соответствующие комментарии и обоснования (например, отсутствует контрагент для передачи отхода; фактически данный отход не будет образовываться в течение ближайших нескольких лет; через год данный отход не будет образовываться в принципе; отходы образуются в крайне малых количествах и крайне редко; при определенных условиях отход может являться побочным продуктом или сточными водами).

При отнесении той или иной «субстанции» именно к побочному продукту, а не к отходам, равно как и при отнесении хозяйственно фекальных стоков именно к сточным водам, а не к жидким отходам, могут возникнуть определенные споры с надзорными органами ввиду отсутствия в действующих нормативных правовых актах четких норм в отношении их идентификации. В связи с этим при намерении учитывать какой-то объект как побочный продукт или сточные воды, а не как отходы, прежде всего надо определиться со способом его удаления, чтобы он не попадал под регулирование Федерального закона № 89-ФЗ, а потом ужеподкреплять свою позицию соответствующими документами.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В качестве примера можно ознакомиться со свежим судебным решением: в ходе судебного разбирательства Обществу удалось отстоять свою позицию о том, что фосфогипс является побочным продуктом, а не отходом (см. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2019 по делу № А63-7933/2019).

При формировании окончательного перечня отходов следует учитывать фактически сложившуюся на предприятии ситуацию по передаче отходов в целях дальнейшего обращения с ними (см. бухгалтерские документы, договоры, акты). Целесообразно также сопоставить полученные сведения со сведениями, представленными в другой природоохранной документации предприятия.

В окончательный перечень отходов не включаются отходы, не попадающие под регулирование Федерального закона № 89-ФЗ, но которые могут быть выявлены в ходе инвентаризации:

• медицинские отходы — все виды отходов, в т.ч. анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Обязательные требования к обращению с такими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

• биологические отходы — трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, рынках, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, организациях торговли и других объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения;

• радиоактивные отходы — не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в т.ч. отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ.

Радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.

Все эти отходы следует отразить в текстовой части результатов инвентаризации.

Окончательный перечень отходов целесообразно группировать по классам опасности.Составляется он с учетом проведенных исследований, принятых управленческих решений, экономической целесообразности и уменьшения рисков.

Дополнительно можно отметить особенности обращения с отходами, внесенными в перечень, сразу сделать привязку к местам накопления, указать возможные варианты удаления (учитывая, что в отношении отдельных отходов может действовать запрет на захоронение) —- все это нужно для того, чтобы организовать правильные потоки и избежать рисков неправильного накопления, а также для организации внутреннего производственного контроля.

Представим рекомендуемую форму окончательного перечня отходов, образующихся на предприятии (Пример 3).

 

ПРИМЕР З

Окончательный перечень отходов

№ п/п Наименова-ние отхода по ФККО Код по ФККО Отходообра-зующий процесс Подразде-ле­ния, в которых образуется отход Особенности

Отходы 1 класса опасности

1 Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства 47110101521 Замена отработан­ных ртутьсодер-жащих ламп типа ЛБ 18, ДРЛ 250 Эксплуатацион­ный отдел Требования к месту накопления (Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681). Передача на обезврежи­вание специализированной организации
         

Отходы IV класса опасности

8 Мусор от офисных и бытовых помеще­ний организаций несортированный (исключая крупно­габаритный) 73310001724 Уборка и очистка офисных и бытовых помещений Хозяйственный отдел Требования к месту накопления (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039). Обязательный договор с региональным опера­тором. Передача региональному оператору
         

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В текстовой части результатов инвентаризации приводятся:

• описание процессов образования отходов с изложением всех их основных классификационных признаков;

• принятые допуски учета отходов под тем или иным наименованием;

• обоснование нецелесообразности выделять виды отходов, образующихся в незначительном количестве;

• способы фактического учета и удаления отходов;

• результаты и реквизиты проведенных исследований;

• полученные разъяснения уполномоченных органов;

• обоснование отсутствия тех или иных отходов;

• нюансы учета отдельных отходов, перехода в побочную продукцию;

• ответственность подрядчиков и др.

Отдельно стоит указать отходы, образующиеся на предприятии, но не попадающие под действие Федерального закона № 89-ФЗ (медицинские, биологические, радиоактивные), и процессы обращения с ними.

Результаты инвентаризации отходов для объектов I и II категорий будут входить в раздел «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» ПНООЛР, поэтому отдельной их фиксации в принципе не требуется.

При это в дополнительной пояснительной записке для высшего руководства (в свободной форме в рамках внутреннего документооборота) следует прописать все возможные риски, связанные с принятыми решениями (чтобы в дальнейшем можно было управлять этими рисками, а выявленные проблемы или спорные ситуации не были упущены при проведении последующих актуализаций результатов инвентаризации), и обозначить контрольные точки для потенциальной актуализации результатов инвентаризации.

Например, скоро в целях дальнейшего обращения с отходами I и II классов опасности необходимо будет заключить договор с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, что может привести к пересмотру и корректировке перечня отходов, изменению условий договоров с контрагентами и др.

Для объектов III и IV категорий результаты инвентаризации можно оформить отдельным документом, в котором четко обосновать отсутствие тех или иных отходов, указать принятые допущения по учету отходов и контрольные точки для потенциальной актуализации результатов инвентаризации.

Текстовое описание результатов инвентаризации может включать:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Информацию об исполнителях (если привлекается сторонняя организация).

4. Общие сведения о хозяйствующем субъекте:

• наименование организации, юридический и почтовый адрес;

• характеристики объекта НВОС (код, местонахождение);

• коды статистики;

• основной вид деятельности;

• основные характеристики производственного процесса (плановая, фактические мощности);

• перечень структурных подразделений и объектов (с кратким описанием характеристик).

5. Сведения о хозяйственной деятельности и описание отходообразующих процессов по подразделениям.

6. Итоговый перечень отходов.

7. Рекомендации по актуализации.

Актуализация результатов инвентаризации проводится при изменении технологического процесса, замене сырья и материалов, замене или модернизации оборудования (в т.ч. очистных установок), при изменении законодательства в области обращения с отходами и др.

Результаты инвентаризации отходов —- это документ прежде всего для внутреннего пользования, понимания реальной ситуации и рисков. Необходимо помнить, что ответственность за полноту и достоверность инвентаризации лежит на природопользователе.

Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 10, 2019 г.

Ссылка https://www.profiz.ru/eco/10_2019/soderjanie_10_2019/

*****************************************************


 

*****************************************************

Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году

Н.В.Бирюкова

Важное в статье



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.02 с.)