Теории происхождения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения государства



См. документ к № 15

 

7-12.

7. Структура, форма государства, ее элементы.

Форма государства

а) порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

б) совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Структура формы государства — устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым. Включает в себя:

· форму правления,

· форму государственного устройства,

· форму политического (государственного) режима.

Структурные элементы государства:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – оражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Форма государства определяет:

· порядок формирования органов государственной власти;

· структуру государственных органов;

· особенность территориальной самостоятельности населения;

· характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

· специфику отношений государственных органов и населения;

· приемы, способы, методы осуществления политической власти.

Форма правления — порядок образования и организации высших органов власти в государстве.

 

Форма государственного устройства — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом.

 

Форма политического режима — порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами.

 

 

Содержание гос. суверенитета с указанием вида, его особенностей.

Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.

Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство внутри страны и внешнюю – независимость на международной арене.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

· в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части;

· в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

· в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

· в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений;

· в осуществлении самостоятельной внешней политики;

· в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Виды суверенитета. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:

· народный,

· национальный,

· государственный.

Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.

 

Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.

Абсолютен ли суверенитет государства? В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством, например, ради достижения определенных, общих для нескольких государств целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Государственный режим.

Политический режим –это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе.

признаки политического режима:

· Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

· Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности;

· Соотношение между законодательной и исполнительными ветвями власти;

· Политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

· Характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти и управления;

· Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

· Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

· Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении государственной власти.

Тоталитарный политический режим - при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения, органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни.

Признаки тоталитарного политического режима:

· Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

· Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

· «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

·  Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистски

Демократический режим основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

· выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов

· разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.

· гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

· равноправие - все имеют равные гражданские и политические

· права и свободы, а также гарантии их зашиты;

· плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

· согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения.

Государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

К демократическим режимам относят:

· президентские республики

· парламентские республики

· парламентские монархии.

Авторитарный режим возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Основные признаки авторитарного режима:

· Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

· Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

·  Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

· Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

· Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство вовне политические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В число авторитарных режимов включают:

· абсолютные и дуалистические монархии;

· военные диктатуры, или режимы с военным правлением;

· теократию;

· персональные тирании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.024 с.)