Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По отношению к отраслевым юридическим наукам тгп выступает как обобщающая категория.
Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию. Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, изучающим общество, его субъекты, структуру и многообразные связи. Они различаются от других общественных наук объектом познания. + 1. ТГП использует данные и достижения иных общественных наук. Например, достижения политологии можно использовать, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, чтобы гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества. 2. Общественные науки использует теоретические выводы и обобщения сделанные в ТГП. Например, политология может использовать выводы ТГП, связанные с понятием, признаками, формой и функциями государства, соотношением политического и государственно-правового режимов и т.п. 3. ТГП иобщественные науки взаимообогащают друг друга, применяя как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др. ТГП, ИОГП, ИГПЗС - основа, фундаментальная база, на которой строятся другие юридические науки. ИОГП - это дисциплина, в которой изучается последовательность исторических фактов возникновения, становления и развития государства как общественной организации и его правовой системы. ТГП посвящена чисто юридическим аспектам - понятиям правовой нормы, законодательства, право применения, правовых национальных систем и т.д.
Однако эти науки изучают становление и развитие права, юридических норм, государства. Политическая система - комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Элементы политической системы:
Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и формы правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных; 2. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 3. Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности); 4. Обладает монополией на правотворчество; 5. Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта); Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем: * Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы; * Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы; * Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства. В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.
Роль государства в политической системе: · Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления; · Регистрирует их соответствующими органами (как правило, Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; · Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения; Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство. Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные людисоздавали объединения. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины, племена. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Их власть базировалась исключительно на авторитете, уважении старших членов рода, храбрости охотников и воинов. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.007 с.) |