Объект – шире, предмет – уже. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект – шире, предмет – уже.



Соотношение:

Объект – шире, предмет – уже.

Объект более широкое понятие по сравнению с предметом, который, по сути, является его конкретизированной частью. У многих общественных наук объектом выступает именно право и государство. Однако предмет у них разный. Им является определенная сторона государственно-правовой реальности. Если объект выступает общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Любая наука имеет свойственный только ей предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности той или иной науки. Совпадение объекта и частично предмета можно объяснить тем, что все сферы жизни современного общества (духовная, экономическая, политическая) имеют относительную самостоятельность.

Определите понятие политической партии, охарактеризуйте виды политических партий, место.

Политическая партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

По типу идеологии

· либеральные партии: нацелены на минимизацию государственного вмешательства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни;

· демократические партии: выступают за утверждение и развитие народовластия;

· социал-демократические партии: нацелены на участие государства в жизни общества и гос. регулирование экономики при сохранении основных свобод;

· коммунистические партии: выступают за огосударствление экономики на основе общественной собственности, полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью;

· националистические партии: строят свою деятельность на основе идей о господстве той или иной нации в жизни страны;

· клерикальные партии: нацелены на усиление влияния церкви и религиозных идей;

· «зеленые» партии: нацелены на защиту окружающей среды;

· фашистские партии: идеологиястроится на идеях подавления личности, ликвидации свободы.

По отношению к социальной действительности

· революционные партии: нацелены на коренное преобразование общества с использованием средств борьбы;

· реформистские партии:стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств достижения власти;

· консервативные партии: нацелены на сохранение существующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства

· кадровые партии: характерна немногочисленность, свободное членство, опора на профессиональных политиков и активизация деятельности в период выборов;

· массовые (идеологические) партии: многочисленные, нацеленные на политическое воспитание, обладающие разветвленной структурой и систематически принимающие участие в политической жизни;

· централизованные партии: характерны система массового членства и жесткая дисциплина, которая подразумевает выполнение каждым членом партии определенных функций.

По степени участия в осуществлении власти

· правящие партии: находятся у власти в данный момент;

· оппозиционные партии: добиваются власти (легальные, полулегальные и нелегальные, т. е. запрещенные).

По месту в политическом спектре

· левые партии (относят социалистические и коммунистические партии): выступают за проведение реформ, гос. регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований;

· центристские партии;

· правые партии (относят либеральные и консервативные партии): выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности.

Партийная система

Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании структур законодательной и исполнительной власти в государстве.

Партии могут приходить к власти демократическим путем, а также в ходе революций или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Однопартийная система:функционирует только одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Характерна для авторитарных и тоталитарных режимов, искореняющих идеологический и политический плюрализм. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примером страны с однопартийной системой является СССР, в современном мире — Куба, Индия, КНР, КНДР.

Двухпартийная (бинарная) система: существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. При этом в стране могут существовать и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать заметное влияние на политическую жизнь. Характернадля экономически развитых стран, обычно она базируется на мажоритарной избирательной системе.

Примеры стран с двухпартийной системой в современноммире: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

Многопартийная система: существует конкуренция между несколькими влиятельными партиями, которые борются за власть и собирают значительное количество голосов на выборах, но при этом ни одна из них не имеет явного преимущества перед другими. Характерна для развитых демократических государств с большой долей среднего класса в социальной структуре. Многопартийная система обычно формируется на основе пропорциональной избирательной системы.

Примеры стран с многопартийной политическойсистемой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израильи др.

+ роль в № 2
5. Раскройте понятие и содержание методологии ТГП как науки.

Метод – совокупность приёмов и методов, с помощью которых изучается предмет.

Виды методов теории государства и права:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления:

· метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями)

· диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов:

· анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части);

· синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);

· системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

· функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

· Логические приёмы: индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному)

· исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3. Частнонаучные методы (специальные) - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений, конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук:

· конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.) – глубже, по конкретному вопросу;

· статистический – сбор данных;

· кибернетический – сбор данных в электронным виде, систематизация в эл. системе (Консультант +);

· системный- рассмотрение объекта в системе связей.

4. Частноправовые методы – это приёмы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познавать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими. (Является дискуссионным вопросом, так как многие относят данные методы в группу частнонаучных методов.)

· формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.) – сравнение 2- х документов;

· сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств)- то же самое, но больше масштаб (сравнение крупных юр. актов).

6. Определите понятие политической партии и место (роль) в политической системе:

См. №2
7. Соотнесите ТГП с другими юр. науками: ИОГП, ИГПЗС и т. д.

В системе юридических наук ТГП занимает особое место. Общность ТГП и историко-правовых наук: рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Сходство всехобщественных наук с ТГП - объект исследования - государство и право

Различие: (предмет. У каждой науки есть свой предмет исследования) - историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод.

Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).

См. Таблицу во вложении

           Сравнительная характеристика теорий происхождения государства и права                                                                                                 

Теория Представители Суть Достоинства Недостатки
Теологическая теория И. Волоцкий, Ф. Аквинский «О правлении властителей», Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве - Государство создал Бог; - Государство вечно, как и сам Бог; - Люди должны подчиняться правителю – божьему посланнику; - Главная цель – обоснование превосходства церковной власти над светской; доминирование религии над правом; - Неравенство предопределено божьей волей. -Отражает то, что государство появилось вместе с монорелигией; -Власти придавался особый авторитет, который был объяснён теорией; -Сильная сторона теории- вера (в себя, гос-во, правителя и т. д.) -Способствовала поддержанию в обществе порядка, согласия, духовности из-за святости власти.   - Нет доказуемости; - Использовалась для оправдания неограниченной власти монарха; - Отсутствие возможности улучшать государство (государство создано Богом - оно идеально); - Умаляет влияние социально- экономических и других материальных и духовных отношений на государство.
Патриархальная теория Аристотель, Конфуций, Р. Филмер «Патриархия, или Естественная власть короля», Н. Михайловский - Государство- результат разрастания семей, соединения родов в племена, племён в более крупные общности и так до образования государства; - Сопротивление власти невозможно; - Люди стремятся к объединению в семью, а их развитие ведёт к образованию государства; - Власть государя- продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной; - Правитель не выбирается, не назначается и не свергается подданными, так как все его дети. - В государстве царит порядок в результате подчинения «воле отцов»; - Чёткая система ценностей; - Поддерживание веры людей в нерушимость мира, как в семью без ссор и вражды; - Изначальная структура власти сравнивается с первобытной семьёй. - Не объясняет наличие конфликтов и войн; - Упрощает процесс возникновения государственности; - Семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория Софисты Древней Греции; Г. Гроций  «О праве войны и мира»; Т. Гоббс «Левиафан»; Дж. Локк «Два трактата о правлении»; Ж. Ж. Руссо «Общественный договор»; А. Н. Радищев - Государство – продукт договора, создаётся людьми для обеспечения общественных благ; - У правителя и общества появились права, обязанности и санкции за их невыполнение; - До возникновения государства и права люди жили в условиях естественного состояния; - Государство возникает в результате заключения общественного договора; - В случае злоупотребления правителями властью граждане имеют право расторгнуть с ними договор. - Т. Гоббс: люди из- за постоянного нахождения в процессе войны договорились создать государства; - Ж. Ж. Руссо: Государство- изобретение богачей, которые уговорили бедных на соглашение, которое якобы гарантировало реализовать их интересы. - Народ – источник власти, принадлежность суверенитета народу; - Правители- уполномоченные народа, они обязаны отчитываться народу, их могут сместить; - Опора на исторические факты, без религиозной подоплёки; - Демократический характер: свободы и права у человека от рождения, все равны. - Нет доказательств, так как никто не видел этот самый договор; - Не объясняет происхождение государства у разных народов; - Недооценка объективных факторов (соц.-эконом., военно-полит.) в происхождении государства, переоценка субъективных.
Марксистская теория К. Маркс; Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; В. И. Ленин «Государство и революция», лекции «О государстве» - Государству стала необходима сила, которая усмиряла бы людей столкновения антагонистических классов, держала их в границах порядка; -Выполнив свою миссию государство отомрёт вместе с исчезновением класса; - Государство служит экономически господствующему классу (именно при помощи государства он становится господствующим и приобретает новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса); -Социально- экономическая формация, основанная на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Надстроечные явления- политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества; - Структура развития общества: 1. Первобытно-общинная 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4. Капиталистическая 5. Коммунистическая - Основывается на социально- экономическом факторе: изменение форм трудовой деятельности, введение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства. - Излишнее увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке религиозных, военно- политических, этнических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.
Теория насилия Е. Дюринг; Л. Гумплович; К. Каутский - Государство- результат действия военно- политического фактора; -Внутренняя теория насилия (Дюринг): · Возникновение общественных институтов (классов, органов управления и т. д.) обусловлено проявлением насилия между членами общества; · Базис развития общества – внутренние формы властных отношений; · Экономические отношения производны от политических. - Внешняя теория насилия (Гумплович, Каутский): · Законы были призваны упорядочить общественные отношения в государстве; · Появление частной собственности и классов объяснено формированием класса рабов из порабощённого населения; · Государство возникло в результате завоевательных войн и порабощения одного племени другим; · Племя, победившее в войне и поработившее другое племя, устанавливало свои порядки и институты управления, таким образом, возникло государство. - Опора на исторические факты и события; - Наси­лие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. - Степень использования насилия в этом процессе была разная; - Военный фактор – вторичен в достижении цели; насилие не единственный фактор возникновения государства.
Расовая теория Ж. Габино; Ф. Ницше - Люди делятся на высшие и низшие расы (в зависимости от психологических и физических показателей); - Высшие расы господствуют над низшими; -Высшая раса- гении; - Государство- организация управления низшей расой, продукт цивилизации (так как неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации). - Страны мира разнятся по уровню развития - где-то в расцвете постиндустриальное общество, а где-то - родоплеменные отношения. - Научно не доказано различие в умственных способностях представителей разных рас; - Недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами.
Психологическая теория Л. И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд - Государство – результат потребности человека во власти над другими, стремления подчиняться, подражать; - Государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей; - Причина возникновения государства (Л. И. Петражицкий) - определенное состояние психики людей (зависимость человека от авторитарного вождя и т. д., для отклоняющихся создано государство). - Свойства психики людей безусловно важны (восприятие государственно- правовой деятельности). - Психологический фактор вторичен (психолого-эмоциональное состояние формируется под влиянием военно- политических, социально- экономических и других внешних факторов).

Теория

Практика

Унитарное государство.

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

 

Признаки унитарного государства:

· существование одноуровневой системы законодательства (единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны);

· существование только одного гражданства;

· единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

· одноканальная система налогов;

· единая денежная единица;

· территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

· Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. (Туркменистан).

· Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ. (Испания.)

 

Государственные органы регионального уровня создаются в унитарных государствах – на основе общей конституции.

 

Федеративное государство.

Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой входящие в его состав государственные образования (члены федерации) обладают юридической и определенной политической самостоятельностью. Признаки Федеративного государства:

 1) Территория федеративного государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, республик);

2) Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме и не имеют права одностороннего выхода из союза;

3) Субъекты могут иметь свои конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеративной конституции, не должны ей противоречить.

4) Субъекты имеют свое законодательство, могут издавать законы, указы, которые не должны противоречить ФЗ и имеют юридическую силу только на территории субъекта федерации;

5) Субъекты имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, свою правовую систему.

6) Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином Федерации и гражданином государственного образования.

Система органов государственного управления – совокупность органов федерального уровня, регионального уровня и местных органов власти. Система органов местного самоуправления является самостоятельной и не относится к органам государственной власти.

Федеральные органы власти и их взаимодействия закреплены в Конституции. Местные органы власти закреплены в основном законе субъекта федерации.

Классификация

1) по принципу разделения власти:

· исполнительная;

·  законодательная;

· судебная;

2) по принципу федерализма:

· федеральные органы власти;

· органы власти субъектов федерации;

3) по характеру и объему компетенции:

· органы общей компетенции;

· органы специально-функциональной компетенции;

· органы особой компетенции;

4) по виду государственной деятельности:

· гражданские органы;

·  военные органы;

· правоохранительные органы;

· специализированные органы;

5) по порядку образования:

· легитимные органы власти (образованные в соответствии с установленным законом порядком);

·  нелегитимные органы власти;

6) по формам принятия решений:

· коллегиальные органы власти;

· едино начальные органы власти;

7) по организационно-правовым формам:

· коллективные органы власти;

·  единоличные органы власти (государственный орган представлен одним человеком);

8) по формам и методам осуществления государственных функций:

· политические органы власти;

· административные органы власти;

· фискальные органы власти;

·  «силовые» органы власти;

·  финансовые органы власти;

· карательные органы власти;

·  контрольно-надзорные органы власти;

· консультационные органы власти;

·  координационные органы власти;

9) по особенностям исполнения возложенных полномочий:

· властно-управленческие органы власти;

· вспомогательные органы власти;

10) по территориальному масштабу:

· центральные органы власти

· региональные органы власти;

· местные органы власти;

Буржуазное государство.

Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития капиталистическое государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися.

Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В своем развитии капиталистическое общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии — в период свободной конкуренции — класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общеклассовых интересов и воли. Таким механизмом становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Демократия в данный период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в частности профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития капиталистического общества — период монополистического капитализма — начался в конце XIX — начале XX в. Он характеризуется тем, что наряду с большим числом разрозненных мелких предпринимателей на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала с широким использованием акционирования монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не столь многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополисты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интересы стоящей у власти верхушки государственного или партийно-государственного аппарата. Поэтому в большинстве случаев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Таким образом, власть по-прежнему принадлежит классу буржуазии, и прежде всего его верхушке — монополистической буржуазии. Функции государства осуществляются в интересах главным образом данной части господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам в интересах привлечения голосов избирателей.

В 1930-х гг. капиталистическое общество вступает в современный этап развития, который является переходным к очередной, более высокой общественно-экономической формации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным ростом революционного рабочего движения в 1920-е гг., а с другой — с началом научно-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это в свою очередь повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд, который дает большую прибыль.


41. Определение федеративной формы государства: формы, разновидности, признаки.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Федерация сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки: два уровня государственного аппарата (существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации); возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства (общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации); субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств: Российская Федерация, США, Индия, Швейцария, Мексика, Канада и др.


42. Социалистический тип государства.

Социалистический тип государства. Сама идея такого типа государства первоначально возникла в теории — в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина — как противопоставление, государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется прежде всего для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее для организации всех трудящихся с целью построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Та ким образом, высшей фазой социалистического общества станет коммунизм. По мере перехода к этой фазе государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастет в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Социалистическое государство обнаруживает свою сущность в следующих принципиальных чертах:

• его экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;

• социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих;

• оно имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое другое государство. В социалистическом обществе государством управляют трудящиеся массы.

Большинство вышеперечисленных теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая уравниловка сделала труд в значительной степени принудительным. Определенные достижения в сферах промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и других были достигнуты в немалой степени за счет «силовых» методов, что привело, в частности, к массовым репрессиям.

В конечном счете сформировались общество и государство, основанные на единой государственной собственности. Реальным собственником,, средств производства стала верхушка партийно-государственного аппарата, которая в результате приобрела неограниченную власть.

Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали формальными. Общество приобрело застойный характер, перестало развиваться.

Идея социалистического государства на практике не нашла реального воплощения, осталась утопией. Но все это не отвергает идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях более высокого уровня развития экономики и культуры, науки и техники. Представляется, что первые шаги в данном направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада.


43. Определение понятия форма государственного устройства, виды и их характеристика.
44. Форма государственного устройства: понятие,основные элементы и их характеристика.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Принято выделять три формы государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство; граждане территориальных единиц не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства. Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении и достаточно высокой степенью централизации. Эта форма территориального устройства присуща таким государствам как, Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др. По форме государственного устройства Республика Беларусь также относится к унитарным государствам.

Федерация сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки: два уровня государственного аппарата (существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации); возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства (общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации); субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств: Российская Федерация, США, Индия, Швейцария, Мексика, Канада и др.

Конфедерация представляет собой союз или объединение государств, при котором эти государства, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Конфедерация создается для достижения определенных целей. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами — членами конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации упрощенный – достаточно одностороннего волеизъявления любого государства. Конфедерация относится к непрочным образовани­ям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться (Речь Посполитая, Австро – Венгрия) или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию (США, Германия, Швейцария). В современном мире конфедераций в классическом понимании не существует. Однако, существуют объединения государств, обладающие некоторыми признаками конфедерации,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.106 с.)