Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности изучения служебных частей речи в I - VI классах
Несмотря на разнообразие образовательных программ, все они знакомят и содержат изучение понятия «части речи». Программы русского языка построены концентрически, ступенчато для того, чтобы содержание для учащихся было доступным, также, чтобы знания по языку были обширные и навыки устойчивыми. В начальных и средних классах сначала учащихся знакомят со всеми частями речи, а после переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Это позволяет сравнить части речи на всех этапах их изучения и тем самым более четко выделить основные стороны формируемых понятий. Части речи в курсе русского языка изучается как морфологический и синтаксический материал, параллельно друг другу. Не будем изъяснять содержание программ по русскому языку для начальной и средней школы. Нам необходимо рассмотреть только те положения программы, которые имеют отношение к теме «Служебные части речи» и установить уровень программных требований в отношении знанийу учащихся по данной теме и определить критерии осуществления их учащимися I-VI классов. Кроме того, в условиях существования вариативных программ по русскому языку для учителя трудность состоит в том, что сложно сориентироваться и правильно выбрать необходимое содержание. В первом классе вводятся грамматические понятия о частях речи, которые носят подготовительный, пропедевтический характер при изучении грамматики. «Второй класс является центральным в формировании понятия «часть речи»»(с. 256, Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе. - М.: Просвещение, 1991.-121с.).Во втором классе вводят первоначальные понятия о частях речи, изучают некоторые существенные признаки частей речи. Изучение служебных слов во втором классе предполагает различие предлога и приставки; наблюдение за сочинительными союзами; составление словосочетаний с союзами и предлогами по заданной схеме; предлоги и их принадлежность к самостоятельным частям речи. В том числе раздельное написание частицы «не» с глаголами к концу второго класса, учащиеся должны знать предлоги, союзы, и различать самостоятельные и служебные части речи и производить их разбор в пределах программного материала. Основной методический принцип, используемый во втором классе: изучение частей речи на синтаксической основе, т.е. в строе словосочетаний и предложения. Изучение частей речи постоянно связывается с работой по анализу и составлению словосочетаний и предложений, по введению в речь детей предложений различных конструкций.
В третьем и четвертом классе повторяются и углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; о связи между однородными членами предложения и сложном предложении с помощью союзов. Предлоги изучаются в третьем классе при изучении темы «склонение имен существительных и личных местоимений», а также при различении и противопоставлении приставок и предлогов. В разграничении, в различении частей речи учащиеся могут руководствоваться следующими критериями: 1) Лексическое значение слова; 2) Роль в предложении, синтаксическая функция; 3) Наличие тех или иных категориальных признаков (сочинительные или подчинительные); 4) Неизменяемость(союзы, предлоги, частицы - неизменяемы), (с. 237-238 Львов М., Борецкий В., Сосновская О. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Изд. Центр «Аркадия», 2000. - 472 с.) Учащиеся изучают союзы в сложных предложениях факультативно (без терминологии). Следует отметить, что программы для начальных классов по русскому языку не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на группы. Например, учащиеся узнают, что имя существительное, глагол, наречие, имя прилагательное, местоимения, всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог, частица и союз членами предложения не являются. Специфика изучения служебных частей речи в 5 классе заключается в том, что часть материала является повторением изученного в начальной школе. Такое положение обязывает учителя к строжайшему соблюдению преемственности в обучении. В пятом классе дается уже понятие части речи как самостоятельные и служебные, сообщаются их значение в русском языке и предполагается их различать. Включается в содержание программы изучение сочинительныеи подчинительныеотношения между словами в словосочетании и средства их выражения; сочинительные и подчинительные отношения между частями предложения и роль союзов в выражении сочинительных и подчинительных отношений между частями сложного предложения, также раздельное написание частицы «не» с глаголами.
Уже в шестом классе, при повторении изученного материала, мы вводим представление о «сочинении и подчинении», углубляются знания о морфолого-синтаксических признаках союза и предлога; о связи между частями сложного предложения и средства их выражения с помощью сочинительных и подчинительных союзов. Исходя из анализа образовательных программ русского языка для I-VI классов, следует отметить, что учебная программа в первом классе построена на представления, а в последующих классах на уровне усвоения системы научно-теоретических понятиях о частях речи, их взаимосвязи и условиях их проявления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.) |