Валентина Викторовна Гербова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валентина Викторовна Гербова



Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Показатели речевого развития детей

Оценивая речевое развитие дошкольников, педагогам целесообразно обратиться к показателям, составленным сотрудниками кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Н. Аксариной еще в 1970-е годы. Эти показатели приводятся и в более поздних работах по воспитанию детей [2].

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ребенку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются: "Где?", "Когда?", "Почему?".

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Пользование (связная речь). Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи-либо высказывания – словом, определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации.

Интонация. Речь становится все больше эмоциональной.

Рекомендации по организации и проведению занятий

Планы занятий

Август – сентябрь

Во многих дошкольных учреждениях первые младшие группы начинают формировать в конце августа – начале сентября.

Пока стоит хорошая погода, желательно больше гулять с детьми. На прогулке масса возможностей занять малышей, познакомить их друг с другом, помочь адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Приведем примеры.

"Путешествия" (по участку детского сада, по групповой комнате) приобщают детей к совместной деятельности.

Путешествие по комнате

Цель. Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).

Ход занятия

Передвигаясь по группе, дети запоминают, где что хранится, упражняются в наблюдательности. Например, находят новую книжку в книжном уголке; спрятавшегося медвежонка (потом он водит, а прячутся дети); зеркальце, с помощью которого в солнечный день можно ловить солнечных зайчиков; кусочки мягкого цветного провода, из которого каждому малышу взрослый делает браслет или кольцо и т. п.

Игра "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"

Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.

Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.

Ход игры

Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Воспитатель выводит и обнимает ребенка.

Ванечка хороший (Олечка хорошая),

Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

"Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса", – говорит педагог. ("Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…", "Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…")

Расхвалив 5 – 6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится (это не сразу получается). Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться.

Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.

"Замечательные у меня дети, – завершает общение с малышами педагог, – красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю".

Эту игру неоднократно проводят в течение года.

Игра-инсценировка "Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко"

Цель. Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Ход игры

Предлагая вниманию детей игрушки, воспитатель рассказывает им примерно такую историю: "В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала.

Однажды к плачущей Маше подошел Зайка – Длинное Ушко.

– Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.

– Люблю.

– А почему плачешь?

– Не хочу, чтобы мама уходила.

– Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.

– Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.

– Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, все о тебе думает. У нее начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает плакать.

– Ой, – испугалась Маша. – Что же делать?

– Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: "До свидания, мамочка. Я не буду плакать" ("Иди, работай, я не буду плакать").

Появляется Медвежонок. Он плачет: "Э-э-э" ("О-о-о"). Дети спрашивают: "Что случилось? Почему ты плачешь?"

"Мама ушла на работу, – говорит Медвежонок. – Она не может остаться со мной. Мама лечит заболевших медвежат. Ее ждут на работе"".

Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.

Примечание. В следующий раз Зайка – Длинное Ушко "воспитывает" лисенка (тигренка, утенка и т. п.), рассказывает о том, как прощаются утром с мамами дети (2 – 3 примера), которые еще недавно горько-горько плакали, боялись, что мамы забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании говорят: "До свидания, мамочка (мамулечка). Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и игрушки".

Дети, как могут, повторяют фразы. Некоторые малыши иногда называют имена своих друзей, любимые игрушки, хвалятся тем, что не плачут, расставаясь утром с близкими.

В начале года с детьми рекомендуется повторять произведения художественной литературы из репертуара, предназначенного для малышей второго года жизни. Это необходимо делать, потому что многие дети впервые пришли в дошкольное учреждение, и им легче воспринять и запомнить небольшие стихи и песни.

Шагая на прогулку под текст русской народной песни "Большие ноги …", дети топают, изображая шаги больших ног, а потом изображают шаги маленьких ножек (2 – 3 повторения).

Под русскую песенку " Баю-бай, баю-бай…" и под стихотворение "Баиньки" И. Токмаковой легче засыпается.

"Птичку" К. Жуковского малыши не только слушают, но и изображают (внутри небольшого кружка птичка летает, играет, кружится, подлетает к детям, поет (чиви-чив, чиви-чив) и улетает за пределы круга).

"Где же ты, птичка? Где же певичка?" – вместе с воспитателем спрашивают дети.

А воспитатель поясняет:

В далеком краю

Гнездышко вьешь ты:

Там и поешь ты

Песню свою.

Отправляясь в путешествие по участку детского сада, дети могут оказаться в зоопарке, где встречают животных из цикла "Детки в клетке" С. Маршака: слона, тигренка, жирафа, верблюда (3 – 4 игрушки огорожены рейками или жгутами). Дети называют животных, а педагог читает стихотворение:

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не киска.

Октябрь – ноябрь

В октябре – ноябре в быту и на прогулке детей необходимо знакомить с программными стихотворениями, которые легко преобразуются в игры. Например, литовскую песенку ("Бу-бу, я рогатый…" обраб. Ю. Григорьева) можно обыграть следующим образом.

В руках у воспитателя появляется "рогатое, хвостатое" смешное существо (теленок, козленок), бубнящее про то, что его надо бояться:

Бу-бу, я рогатый,

Бу-бу, я хвостатый,

Бу-бу, я ушастый,

Бу-бу, очень страшный,

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю.

"Странное" существо пытается "забодать" стоящих около воспитателя малышей, которые разбегаются, а потом собираются вновь.

Если обнять прибежавшего к воспитателю ребенка и прочитать при этом стихотворение "Лисий хвостик" Н. Пикулевой, около педагога появятся сразу несколько "лисьих хвостиков".

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал,

Вернулся назад -

И рад!

Если взять в руки и побаюкать куклу, негромко читая стихотворение "Больная кукла " В. Берестова, дети с удовольствием пропоют известные им песенки: "Спойте, что ей нравится, и она поправится".

Стихотворение " Приказ " Э. Мошковской уместно, когда после прогулки появляется необходимость заставить "сдаться грязь".

" Федотка " К. Чуковского лучше всех доводов успокаивает огорченного малыша.

Для того чтобы дети запомнили новые программные стихи А. Барто ("Мишка", "Грузовик") и вспомнили произведения, с которыми их знакомили раньше ("Бычок", "Мячик", "Слон"), достаточно в разных местах групповой комнаты и раздевалки разложить игрушки (в грузовик нужно поместить кота, а бычка заставить спускаться по наклонной доске). Обходя игрушки, воспитатель будет читать стихотворения при активной помощи детей.

Укладывая детей спать, можно негромко прочитать им стихотворение С. Капутикян "Все спят" (пер. с армян. Т. Спендиаровой), называя малышей, которые засыпают медленнее остальных:

…Мишка тоже стал зевать.

Не пора ли Маше (Оле, Саше, Диме) спать.

Запомнить стихотворение Г. Лагздынь "Петушок " детям поможет игра-дразнилка, которая проводится следующим образом. Воспитатель читает стихотворение, а ребенок-петушок, возмущенный нелепой просьбой подарить свой гребешок, чтобы кто-то расчесал им свои кудряшки, сердито произносит, наступая на детей: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко". Дети расступаются, петушок победно кукарекает. Воспитатель читает стихотворение уже с помощью детей. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

Октябрь

Занятие 1. Чтение немецкой народной песенки "Три веселых братца"

Цель. Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

Ход занятия

Педагог читает детям песенку "Три веселых братца" (пер. Л. Яхнина), показывает действия, которыми сопровождалась игра веселых братцев.

Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей подражать движениям, о которых в ней говорится. При следующих повторениях текста малыши выполняют движения и договаривают за взрослым некоторые слова и звукосочетания: ник-ник-ник, чик-чик-чик, хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру:

Делали головками -

Ник-ник-ник,

Пальчиками ловкими -

Чик-чик-чик,

Делали ладошками -

Хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками -

Топ-топ-топ!

Воспитатель приглашает к себе трех мальчиков – трех веселых "братцев". Повторяет песенку, а "братцы" в такт выполняют соответствующие движениям и произносят нужные звукоподражания. Затем педагог приглашает других детей.

Занятие 2. Дидактическая игра "Поручения". Дидактическое упражнение "Вверх – вниз"

Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их.

Ход занятия

На столе воспитателя следующие игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.

Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям), педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий:

– Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок "рычит", "отворачивается", проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)

– Поставь матрешку на маленький кубик.

– Посади маленького медведя на большой куб.

– Неваляшку напои чаем из синей чашки.

– Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.

Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: "Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать" и т. п.

Ребенок воспроизводит действие и объясняет: "Я дал миштке меда в синей чашечке". (Выполняется 4 – 5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: "Мы с Илюшей сейчас…")

Воспитатель убирает игрушки и строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: "Вверх – вверх – вверх… Трудно!" и спускается: "Вниз – вниз – вниз – прыг! Легко!" Упражнение повторяется 4 – 5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.

Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: "Вверх – вверх – вверх – наверху, вниз – вниз – вниз – и на улице".

Занятие 3. Повторение сказки "Репка". Дидактические упражнения "Кто что ест?", "Скажи "а" "

Цель. Напомнить детям сказку "Репка"; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а, небольшие фразы.

Ход занятия

"Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?"

По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие игрушки (фигурки из набора для настольного театра). Он расставляет фигурки и предлагает детям вместе закончить сказку: "Мышка за… (кошку). Кошка за… (Жучку)". И так далее.

По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: "Сладкая репка! Сладкая!")

"Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: "Очень-очень вкусная репка". Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)

Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: "Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску!" (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: "Грызи, Жучка, косточку!" Мышке – корочку сыра: "Неси, мышка, сыр мышаткам!"" (Хоровые повторения.)

Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: "Дед, бабка и внучка едят сладкую репку"; "Кошка ест колбаску и лакает молоко"; "Собака Жучка грызет косточку"; "Мышка лакомится корочкой сыра".

Воспитатель прячет игрушки и посуду, из которой ели Жучка и кошка. Достает куклу-врача (Айболита). Кукла "говорит": "Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна, – обращается Айболит к воспитателю, – откройте пошире рот и скажите: "А-а-а-а"". "А-а-а-а", – произносит воспитатель. Затем педагог (вместе с Айболитом) подходит к каждому ребенку, предлагает широко открыть рот и громко произнести а-а-а. "Все здоровы, и все умеют произносить звук а ", – говорит Айболит и прощается с детьми.

Вторую часть этого занятия можно провести иначе. Цель этой части занятия – оживить в памяти детей сказку, заметить несоответствие текста и рисунка.

Выяснив, что дед и бабка сделали с репкой, воспитатель сообщает детям, что покажет им забавную картинку "Дедка за репку" [6].

Дети рассматривают картинку, радуясь яркому рисунку.

"Здесь все правильно? – интересуется педагог. – Дедка за репку, бабка… Где бабка? ("Нет бабки", – удивляются малыши.)

Посмотрите, может быть художник еще что-то напутал? (Вместо внучки репку тянет внук, нет Жучки. А в хвост кошки вцепился колючий еж.)

Вот какая смешная картинка, путаница-перепутаница. Даже солнышко улыбается, наблюдая, как большущую желтую репку тянут-потянут дед, внук, кошка да еж", – завершает занятие педагог.

Занятие 4. Дидактические игры "Поручения", "Лошадки"

Цель. Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчетливо произносить звук и.

Ход занятия

На столе воспитателя лесенка из кубов. У ее основания и на верхней ступеньке стоят матрешки. Рядом с лесенкой размещаются две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик.

Воспитатель вызывает ребенка и просит: "Помоги матрешке спуститься с лесенки". (Ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были видны всем.)

Педагог одобряет действия малыша, если они верны, просит детей повторить (показать рукой), как матрешка спускалась со ступеньки на ступеньку: "Вниз – вниз – вниз… и внизу!"

Затем воспитатель предлагает детям следующие задания:

– Помоги матрешке подняться по лесенке. (Педагог учит детей сопровождать движения матрешки рукой и словами: "Вверх – вверх – вверх… и наверху".)

– Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу, умывает ее водой из тазика (воображаемая ситуация) и приговаривает: "Водичка, водичка, умой кукле личико". Вытирает лицо куклы полотенцем.)

– Куклу в розовом платье уложи в люлечку (кроватку) и покачай. (Дети могут при этом напевать: "Баю-баю-баю-бай!")

– Матрешку, которая стоит около лесенки, покатай на грузовике: "Вперед-назад, вперед-назад". (Дети выполняют задание и проговаривают эти слова.)

Далее задания повторяются. Воспитатель вызывает тех детей, которые еще не научились дослушивать поручение до конца и нуждаются в помощи. Им легче выполнить знакомое действие.

Педагог демонстрирует детям игрушечную лошадку. Объясняет, как кричит лошадка: "И-и-и" (2 – 3 хоровых повторения).

Воспитатель предлагает поиграть в "заводных лошадок". Он "заводит" ребенка-лошадку ключиком, и тот произносит: "И-и-и". Если у ребенка что-то не получатся, настаивать не следует, можно сказать детям, что игрушка сломалась.

Занятие 5. Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Спала кошка на крыше"

Первый вариант

Цель. Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания ид.

Ход занятия

Воспитатель читает детям рассказ Л.Н. Толстого. Просит изобразить спящую кошечку. Уточняет, почему птичке не стоит сидеть рядом с кошкой, даже когда она спит.

Педагог читает рассказ еще два раза, поощряя попытки детей проговаривать последнюю фразу: "Не сиди близко, птичка, кошки хитры".

Воспитатель показывает детям ослика (игрушку или картинку). Малыши часто путают ослика с лошадкой, поэтому педагог объясняет: "Ослик меньше лошадки и у него длинные уши. И кричат ослик и лошадка по-разному. Лошадка кричит… (и-и-и, и-го-го), а ослик кричит: "И-a, и-a, и-а".

Воспитатель превращает детей в заводных осликов. Он заводит их "ключиком" и ослики кричат: "Иа-иа".

Второй вариант

Цель. Учить детей рассматривать картину.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку "Спала кошка на крыше" [7]. Педагог выслушивает реплики малышей, не комментируя их.

"Как я поняла, вы не одобряете поведение птички, не так ли? – начинает беседу педагог. – А почему? (Кошка не спит. У нее один глаз открыт. Птичка сидит близко.)

Кошка вам нравится? Какая она? (Очень большая. Полосатая. Выпустила когти. Хитрая.)

Почему встревожены птички, сидящие на дереве? Они во все глаза смотрят на птичку, которая слишком близко подошла к котике". (Они боятся за нее.)

Педагог дважды читает рассказ Л.Н. Толстого, а дети, обращаясь к птичке, проговаривают: "Не сиди близко, птичка, кошки хитры".

Занятие 6. Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Был у Пети и Миши конь"

Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о двух братьях – Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. "Как вы себе представляете этого коня?" – интересуется педагог и заслушивает ответы детей. "И вот однажды, – продолжает разговор воспитатель, – дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?"

Педагог читает рассказ три раза.

Затем воспитатель спрашивает: "Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?" Заслушивает и корректирует ответы детей.

Занятие 7. Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки "Разговоры"

Цель. Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям куклу доктора, напоминает, как Айболит проверял, не болят ли у детей горлышки: "Покажите, как вы открывали рот и произносили: "А-а-а"". (Хоровой и 3 – 4 индивидуальных ответа.)

Далее педагог рассказывает, что когда люди гуляют в лесу, собирают грибы, ягоды, они, чтобы не потеряться, кричат друг другу: "Ау-у". (Хоровые и несколько индивидуальных повторений.)

Воспитатель расставляет елочки, между которыми "ходит" кукла Аленка и собирает грибы.

"Как бы Аленка не заблудилась", – говорит педагог и предлагает покричать: "Ау! Ау!" Малыши зовут Аленку хором и индивидуально. Воспитатель следит за тем, чтобы дети достаточно громко, а главное, слитно произносили звуки (а-а-ау-у-у).

Воспитатель показывает детям игрушечный паровоз, объясняет, как он гудит (у-у-у-у – произносится достаточно громко и протяжно), и просит малышей погудеть.

Педагог организует игру "Позови паровоз".

"У-у-у-у", – гудит ребенок, и паровоз "едет" на этот звук. Если малыш гудит тихо или "песня" получается очень короткой, паровоз может "не услышать" ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть погромче или подольше. К детям, которые не произносят звукосочетание, паровоз, естественно, не приезжает.

Воспитатель читает детям чувашскую песенку "Разговоры" (пер. Л. Яхнина):

Кукушка кукует:

– Ку-ку! Ку-ку!

Голубь воркует:

– Гу-гу! Гу-гу!

Петух зорюет:

– Ку-ка-ре-ку!

Филин кричит

В ночи:

– Угу!

А рыба молчит -

Ни гу-гу.

Педагог повторяет песенку (1 – 2 раза), побуждая детей проговаривать звукоподражательные слова.

Декабрь – январь – февраль

В зимние месяцы следует продолжать путешествовать с детьми по участку детского сада. Во время этих прогулок можно навестить елочку, березку, поприветствовать их, спросить, не замерзли ли они и т. д.

Если деревья и кусты покрыты снегом, есть основание восхититься их красотой и прочитать детям отрывок из стихотворения С. Есенина "Береза":

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Комментировать стихотворение не надо. Пусть останется магия стихотворных строк.

Если падает легкий снежок, кстати придется четверостишие из стихотворения И. Сурикова "Зима":

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Собирая детей на прогулку, уместно прочитать стихотворение Н. Саконской "Где мой пальчик" (в сокращении). На следующий день следует повторить его.

Затем на прогулке, когда около педагога оказывается 2 – 4 ребенка, нужно вновь прочитать стихотворение, называя вместо имени Маша, имя находящегося рядом ребенка. Оценив ситуацию, ребенок вступает в диалог, снимает варежку и проговаривает текст:

Маша варежку надела.

– Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

– Поглядите-ка, нашла!

Это стихотворение вместе с педагогом дети (2 – 3 девочки) могут читать на новогоднем празднике. Ни детей, ни родителей не смущает, что малыши рассказывают одно и то же стихотворение. Для ребят выступление на празднике – новое и волнующее событие, для родителей любое выступление ребенка на празднике – счастье.

Если воспитатель решит, что к Новому году нужны праздничные стихи, детям можно предложить следующие произведения:

Елка

Елка наряжается -

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

Я. Аким

Наша елка

Наша елка

Высока.

Достает

До потолка.

А на ней

Висят игрушки

От подставки

До макушки.

Е. Ильина

Зимой на прогулке у детей много интересных занятий: можно покататься с горки, покапать снег, сделать снеговика, цветные льдинки и т. д. Все эти действия сопровождаются речью воспитателя, который сообщает малышам что-то новое, или высказываниями детей, которые спешат поделиться своими наблюдениями.

Когда появляется необходимость заставить детей подвигаться, можно воспользоваться русской народной песенкой "Заяц Егорка…":

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Когда надо успокоить детей, поможет стихотворение И. Токмаковой "Медведь":

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь!

Перед дневным сном полезно пропевать малышам колыбельные:

Баю-баюшки-баю,

Я про гулюшек спою.

А люлюшки, люлюшки,

Прилетели гул юшки,

Стали гули ворковать,

Стали думать и гадать,

Как Сереженьку качать.

Русская народная песенка

Уж ты, ветер-ветерок,

Прилетай на наш порог,

Ты свернись клубком,

Укачай наш дом.

Баю-бай, запевай,

Сон да дрему навевай.

Н. Крандиевская

Ходит сон у колыбели,

Баюшки-баю…

Чьи тут глазки спать хотели,

Баюшки-баю…

Ты не три их кулачками,

Сон не прогоняй -

Он тебе расскажет сказку,

За-сы-пай…

Н. Пикулева

Декабрь

Занятие 1. Дидактические игры на произношение звуков м – мь, п – пь, б – бь. Дидактическая игра "Кто ушел? Кто пришел?"

Цель. Формировать умение четко произносить звуки м – мь, п – пь, б – бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание.

Ход занятия

Воспитатель выкладывает на мольберте картинки или поочередно предъявляет детям игрушечных животных: корову (теленка), козу, кошку (котенка), мышку (мышат), барана (овцу). Просит детей назвать животных.

Затем рассказывает: "Однажды была очень сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром, а все эти животные оказались далеко от дома. Негде было им спрятаться от грозы. И они так испугались, что забыли, кто как голос подает. Надо им помочь? Конечно надо! Сначала поможем коровке (теленочку): "Коровка, помычи: Му-у-у-у, му-у-у-у" (хоровой и 2 – 3 индивидуальных ответа). Мму-у-у, – говорит коровка. Вспомнила, как ей надо голос подавать. Она вам вечером или завтра молока в подарок пришлет. Коровье молоко очень полезно! А теперь кому поможем?"

Поочередно все вместе и индивидуально дети просят: "Козочка, помекай: "Ме-е, ме-е"", "Киска, помяукай… а еще помурлычь…", "Мышатки, попищите…", "Барашек, скажи: "Бе-е, бе-е!""

"Бим-бом! Бим-бом! – продолжает рассказ воспитатель. – Это бьют часы. Громко, мелодично бьют. Можете воспроизвести их бой? Они предупреждают животных о том, что гроза кончилась и им пора домой. Как думаете, кто уйдет первым? Зажмурьте глаза, не подглядывайте. (Убирает какую-нибудь игрушку.) Открывайте глаза. Что скажете? Опять закройте глаза. (Вновь убирает игрушку. В следующий раз можно поменять животных местами или добавить новую игрушку, например, ослика и т. п.)

Примечание. Чтобы закрепить произношение звуков м, бь в словах и звукосочетаниях, доставить удовольствие мальчикам, играющим в машинки, советуем прочитать (пропеть) следующее стихотворение:

У нас машины разные,

Би-би, би-би!

И желтые, и красные,

Би-би, би-би!

Машины за машинами,

Би-би, би-би!

Шуршат своими шинами,

Би-би, би-би!

Л. Миронова

При повторном чтении дети с удовольствием бибикают.

Занятие 2. Инсценирование сказки В. Сутеева "Кто сказал "мяу"?"

Цель. Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки.

Ход занятия

Чтобы инсценировка сказки удалась, воспитатель должен хорошо знать текст.

Педагог, не торопясь, рассказывает сказку, меняя картинки в соответствии с ее содержанием. (Можно использовать фланелеграф.)

Завершая занятие, воспитатель приглашает малышей к фланелеграфу, на котором расположены картинки с изображением героев сказки (щенок помещен в углу, остальные герои сказки размещены произвольно). Педагог наблюдает, как дети самостоятельно играют в сказку.

Примечание. На следующий день в книжный уголок желательно поместить книжку "Кто сказал "мяу"?" с рисунками автора; напомнить детям о вчерашней "встрече" со сказкой и показать им книжку, похвалив чудесные рисунки. ("Вы обязательно в течение дня рассмотрите рисунки и скажите мне, кому какой рисунок особенно понравился".)

Занятие 3. Инсценирование сказки В. Сутеева "Кто сказал "мяу"?"

Цель. Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлекать детей к воспроизведению диалогов между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза.

Ход занятия

Воспитатель, используя фланелеграф и картинки, инсценирует сказку. Он просит детей помочь ему рассказать о встрече Щенка с различными животными.

Педагог приглашает к себе кого-нибудь из детей (по желанию). Убирает картинки, оставив только щенка и петуха, и ведет диалог от имени Щенка, помогая малышу, если потребуется:

– Это ты сказал "мяу"?

– Нет, я говорю: "Ку-ка-ре-ку-у-у!"

– А больше ты ничего не умеешь говорить?

– Нет, только "ку-ка-ре-ку".

Второй ребенок ведет диалог от имени Пчелы, третий воспроизводит слова Лягушки.

"Так кто же все-таки сказал "мяу""? – интересуется воспитатель, завершая занятие.

Занятие 4. Дидактические упражнения на произношение звука ф. Дидактическая игра "Далеко – близко"

Цель. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям небольшую игрушечную собачку, говорит, что ее зовут Фунтик и предлагает послушать, как лает собачка. Педагог объясняет: "Чтобы получилось красивое аф, надо широко открывать рот" (повторно воспроизводит звукоподражание). Дети сначала все вместе, а затем по очереди произносят звукоподражание.

Собачка "подходит" к берету (или панаме), лежащему на столе, и пытается лечь на него. Воспитатель грозит собаке пальцем и строго говорит: "Фу-у, Фунтик, фу-у". Собака еще раз пытается лечь на берет. Дети повторяют запрет хором и индивидуально (3 – 4 повторения).

Воспитатель убирает головной убор и показывает детям большую собаку. Объясняет, что большая собака лает громко, а маленькая тише. Затем спрашивает, как лает большая собака и как лает Фунтик. (Хоровые ответы чередуются с индивидуальными.) Педагог добивается, чтобы все дети правильно, четко и с разной громкостью произносили звукосочетания.

"Смотрите, – продолжает разговор педагог, – наши собаки кого-то увидели". Обращает внимание детей на стоящего поодаль пингвина (утенка, лягушку или любую другую заводную игрушку). Просит предупредить собак, чтобы они не лаяли на пингвина, не пугали его: "Фу-фу, нельзя лаять!" (Индивидуальные повторения.)

Педагог отодвигает стол, освобождая площадку, и заводит пингвина. "Его зовут Филя, – поясняет педагог. – Он хочет познакомиться с вами. Красивый пингвин? Хотите рассмотреть его получше? Тогда попросите, чтобы он подошел поближе. Скажите: "Филя, подойди ближе"".

Пингвин останавливается. "Дети, протяните руки и погладьте пингвина, – предлагает педагог. – Со стульев не вставайте. Можно его так достать? Почему?" Подтверждает: "Да. Он далеко стоит. Скажите: "Далеко стоишь"". (Хоровые и несколько индивидуальных высказываний.)

Затем несколько детей (3 – 4) поочередно просят пингвина подойти ближе. Филя охотно откликается на каждую просьбу. Он подходит к детям. "Видите, как близко подошел пингвин к Оле (Диме, Игорьку), – говорит педагог. – Теперь они могут его погладить. Не спеши, Настенька. Пингвин и к тебе подойдет. Дима, ты теперь смог дотянуться до пингвина? А почему? (Он близко, стоит рядом.) Теперь пингвин пойдет к другим детям, чтобы все смогли его погладить".

Воспитатель убирает пингвина, а затем предлагает детям изобразить пингвинов. "Пингвины" уходят гулять, возвращаются, рассказывают воспитателю о том, что видели, когда ходили далеко-далеко, к морю.

Занятие 5. Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке "Кто сказал "мяу"?". Повторение песенки "Пошел котик на торжок…"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.231 с.)