Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности; ее понятие, основные признаки, задачи и цели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности; ее понятие, основные признаки, задачи и цели.



Этапы становления:

· До революции 1917 г. эта дисциплина преподавалась как самостоятельная не во всех юридических учебных заведениях: здесь данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных полномочиях сообщались студентам в рамках других дисциплин — гражданского и уголовного процесса. Однако такой подход устраивал не всех. Тогда и созрело понимание, что при подобной организации учебного процесса "теряется" многое из того, что нужно знать юристу о судах и работающих бок о бок с ними органах. Это обстоятельство и продиктовало необходимость введения еще в те времена самостоятельной дисциплины под названием "Судоустройство".

· В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Ее наименование было прежним "Судоустройство".

· И такое наименование в тех условиях являлось вполне оправданным, поскольку существовав­шее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламен­тировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а рав­но некоторых других органов. Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг.

· Это произошло в середине 50-х гг., когда вместо "Судоустройства" в учебные планы юридических вузов была включена дисциплина "Организация суда и прокуратуры в СССР".

· Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг., когда ее наименование еще раз изменили и стали называть "Суд и правосудие в СССР".

· Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно — "Правоохранительные органы в СССР". В 1992 г. по известным причинам из него "исчезло" упоминание СССР. Несколько позже начались "ностальгические" эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода. "Изобретаются" и другие наименования — "Судоустройство и правоохранительные органы", "Организация судебной власти в Российской Федерации", Правоохранительная система" и т.д.

 

Связь с юридическими дисциплинами:

· Связь с изучением уголовного судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. (Т.е. с уголовно-процессуальным правом).

· Связь с конституционным правом в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения «Права и свободы человека и гражданина» и «Судебная власть» Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности органов государственной власти.

· Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти.

· Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным налагать административные взыскания и процедуре их наложения.

· "Правоохранительные органы" как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом "Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс "Арбитражный процесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

· Прокурорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины "Правоохранительные органы" — темы, посвященной прокурорскому надзору и прокуратуре, о методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

· Не изолирована дисциплина "Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как "Общая теория государства и права" и "Отечественная история государства и права". Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом.


 

Общая характеристика правоохранительных органов. Система государственных органов и негосударственных организаций, осуществляющих правоохранительную деятельность. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами и организациями.

Гос. органы:

— судебные органы (Конституционный Суд РФ и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды);

— прокуратура РФ;

— Следственный комитет РФ;

— МВД России;

— ФСБ России;

— Совет Безопасности РФ;

— Минюст России (и его территориальные органы);

— ФССП России;

— ФСИН России;

— таможенные органы РФ;

— ФНС России;

— Росфинмониторинг;

— Федеральное казначейство;

— органы записи актов гражданского состояния;

К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами-обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК.

Признаки:

1) представляет собой часть единого механизма государственного управления;

2) предполагает существование нескольких однородных по своей специализации государственных органов, занимающих свое место в государственном аппарате и выполняющих определенную работу по государственному управлению;

3) указанные государственные органы обладают самостоятельностью;

4) имеет в своей структуре особую ролевую функцию по государственному управлению;

5) ей присущи определенные организационные качества, без которых она не могла бы быть определенной структурой и тем более — системой;

6) для нее характерны специфические формы, методы и процедуры деятельности.

 

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.


 

 

Структура Верховного Суда Российской Федерации. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики и их значение. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации.

 

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

 

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов республик, краевых, областных, городских судов, суда автономной области и судов автономных округов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ

4) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, а также о толковании законов;

5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ уведомляются не позднее, чем за тридцать дней до заседания.

Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному прокурору РФ и Министру юстиции РФ не позднее, чем за десять дней до заседания.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или Министром юстиции РФ, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать члены Научно-консультативного совета или лица, приглашенные на заседание Пленума.

В необходимых случаях для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Секретарь Пленума наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.


 

Полномочия

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.


 

Третейские суды и их полномочия. Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Третейские суды при иных торгово-промышленных палатах и организациях. Порядок их формирования и полномочия.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации

Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений, который рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

•   общеевропейский третейский суд;

•   федеральный третейский суд;

•   местный третейский суд.

Третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

- корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

•   о принадлежности акций;

•   долей в уставном капитале;

•   об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

- договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

- финансовыми отношениями между компаниями;

- защитой деловой репутации.

•   третейский суд сам определяет пределы своих полномочий; в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

Требования и порядок формирования третейских судей:

1. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

2. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

3. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

6. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

7. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Статья 10 ФЗ:

1. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

2. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

3. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

 

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России — самостоятельное постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся частью правового института международного коммерческого арбитража. представляет собой негосударственные, (третейские) коммерческие арбитражные суды, специально предназначенные для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которым выступают лица разной государственной принадлежности (иностранные фирмы и организации). Эти органы следует также отличать от другого типа третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами — субъектами международного публичного права.

 

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — один из старейших и известных в мире специализированных постоянно действующих арбитражных (третейских) судов, является одним из крупнейших центров по разрешению международных споров. Деятельность МАК курируется непосредственно Президентом ТПП РФ

Разбирательство споров в МАК осуществляется арбитрами (третейскими судьями), избираемыми сторонами спора по каждому делу из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МАК. Арбитры не являются представителями сторон. Они должны быть независимы и беспристрастны при выполнении своих функций. ТПП РФ утверждает сроком на 6 лет

Сегодня наряду с традиционными спорами из договоров перевозки грузов, фрахтования судов, морского страхования, спасания, столкновения между судами, рыболовецких операций, предметом разбирательства Комиссии могут быть споры, вытекающие из брокерских и агентских соглашений, ремонта судов, судового менеджмента, осуществления промыслов и многообразных иных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания.

Торговая палата — форма самоуправляемых общественных организаций и добровольных некоммерческих объединений, в рамках которых участвующие в ней коммерческие организации и другие предпринимательские объединения.

Деятельность третейских судов в ТПП:

1 выработки общих правил коммерческой деятельности

2согласования экономических стратегии

3 разрешения коммерческих споров

Цель ТПП:

1. обмена экономической информацией между организациями-членами

2. лоббирования общих интересов деловых кругов в законодательных органах и правительствах

3. нахождения рынков сбыта

 

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры, их компетенция и структура. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры. Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководству подчиненными органами прокуратуры, порядок их назначения на должность.

Транспортные прокуратуры.

Транспортные прокуратуры состоят из двух звеньев. Верхним звеном выступают межрегиональные транспортные прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. Сфера деятельности указанных прокуратур распространяется на территорию нескольких субъектов РФ. Межрегиональным транспортным прокурорам подчиняются региональные транспортные прокуратуры, приравненные к районным (городским) прокуратурам. Данные прокуратуры создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и постах.

 

Транспортные прокуратуры осуществляют:

– надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за законностью издаваемых нормативных правовых актов в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере;

– надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и в таможенных органах;

– координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, в таможенной сфере, по борьбе с преступностью;

– участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.


 

 

Полномочия прокурора

Они включают в себя:(Основное)

1)проверочные полномочия (полномочия, которые направлены на выявление нарушений законодательных актов);

2)полномочия по реагированию (направлены на устранение нарушений закона);

3)профилактические полномочия (направлены на предупреждение нарушений нормативно-правовых актов).

Некоторые источники объединяют вторую и третью группу, что является обоснованным, так как они задействуются после проведения проверочных мероприятий.

 

Примеры конкретных полномочий:

1)По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных объектов

2)Иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов

3)Проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона

4)Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения закона;

5)Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов предоставления необходимых документов, статистических и иных сведений

6)Проводить прокурорские проверки и ревизии.

 

Предварительное расследование: понятие, назначение и формы. Предварительное следствие и дознание: сходства и различия.

Предварительное расследование: понятие, назначение и формы.

Это урегулированная законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.

Предварительное расследование — это стадия уголовного судопроизводства, которая проводится по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения и заключается в деятельности по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях:
1. установления обстоятельств, имеющих значение для дела;
2. установления лица, совершившего преступление;
3. выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления.

А также принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д.)

Предварительное следствие проводится следователями:

· Следственного комитета РФ

· Федеральной службы безопасности РФ

· Органов внутренних дел РФ

Дознание представляет собой несколько упрощённую форму предварительного расследования по уголовному делу, например при производстве расследования в форме дознания, лицо, подозреваемое в совершении преступления, обычно не привлекается в качестве обвиняемого, а по окончании расследования дознаватель составляет обвинительный акт, который по своей сути заменяет процедуру привлечения в качестве обвиняемого и по юридической технике проще, чем обвинительное заключение в предварительном следствии.

Дознание производится:

· Дознавателями

· Органов внутренних дел РФ

· Пограничных органов ФСБ РФ

· ФС судебных приставов

· Органов гос. пожарного надзора Федеральной противопожарной службы

· Следователями СК РФ  

· Таможенных органов РФ

Формы производства предварительного расследование
1.Дознание

2.Предварительное следствие

Предварительное следствие и дознание: сходства и различия.

Сходства заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Предварительное расследование производится дознавателем или следователем по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления и, в случае необходимости, в другом месте.

Основные различия форм предварительного расследования заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определённых случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объёме процессуальных полномочий следователя и дознавателя, в сроках производства дознания и следствия и т. д.


 

46. История отечественного предварительного следствия: основные этапы и их содержание. Организация предварительного расследования за рубежом.

Формы дознания

Дознание в России осуществляется в трех формах: 1) полная, 2) сокращенная, 3) в виде производства неотложных следственных действий.

Проведение предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). По полной форме дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания.

Сокращенная форма дознания применяется по ходатайству подозреваемого.

Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю. Когда производство предварительного расследования по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. По выполнению неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю.

Центральный аппарат

Центральный аппарат Следственного комитета РФ не только осуществляет общее руководство деятельностью Следственного комитета РФ, но и организует предварительное расследование наиболее важных уголовных дел, входящих в компетенцию Следственного комитета РФ. В центральном аппарате Следственного комитета создаются главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений); отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений); отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета РФ, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их перечень, сфера деятельности и полномочия. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, гарантии их осуществления.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

5. Таможенных органов Российской Федерации.

6. Службы внешней разведки Российской Федерации.

7. Федеральной службы исполнения наказаний.

 

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность вправе (ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»):

· проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности;

· устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

· использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

· использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств организаций, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

· создавать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации, необходимые для решения задач, установленных законом.

 

ЗАДАЧИ ОРД

1)выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;                                               

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;                                                     

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. (статья 2 Федерального закона «Об ОРД»)

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРД: ЗАКОННОСТЬ; КОНСПИРАЦИЯ; СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ И НЕГЛАСНЫХ МЕТОДОВ

— заключается в осуществлении ОРД таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы, методы, силы и средства подготовки и совершения оперативно-розыскных мероприятий.

— прежде всего это нужно для того, чтобы избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации.

данный принцип лучше других отражает разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, и отличает ее от других государственно - правовых форм борьбы с преступностью.

 

ПРИНЦИП НАСТУПАТЕЛЬНОСТИ

Состоит в направленности оперативно – разыскных мероприятий на поиск сведений о признаках преступлений деятельности и выявление не известных ранее лиц, намеревающихся совершить преступление

Органы внутренних дел, их система и основные направления (функции) деятельности. Министерство внутренних дел РФ (МВД России): его структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.

Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:

· Органы внутренних дел субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;

· Органы внутренних дел городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;

· линейные управления и Органы внутренних дел на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;

· ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;

· территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

· образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел.

На органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

·разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

·организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

·Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами массовой информации.

 

МВД России является фед. органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке гос. политики в сфере миграции.

 

В структуру МВД РФ входят следующие подразделения:

1.Главное командование внутренних войск.

2.Следственный департамент.

3.Департамент государственной службы и кадров.

4.Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

5.Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

6.Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

7.Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

8.Договорно-правовой департамент.

9.Организационно-аналитический департамент.

10.Контрольно-ревизионное управление.

11.Организационно-штатное управление.

12.Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

13.Главное управление вневедомственной охраны.

14.Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

15.Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.

16.Главное управление по противодействию экстремизму.

17.Главное управление собственной безопасности.

18.Главное управление на транспорте.

19.Главное управление уголовного розыска.

20.Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

21.Национальное центральное бюро Интерпола.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.16 с.)