Место и роль ТГП в системе общественных и юридических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль ТГП в системе общественных и юридических наук



Вопросы на зачет по ТГиП

Предмет ТГиП

Объектом ТГиП являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни

Предмет ТГиП – закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, понятийно-категориальный аппарат юриспруденции (юридическая догматика), научные юридические доктрины, основные приемы, способы и принципы познания в области юридической науки (юр. методология), правовая система, сущность, типы, формы, функции, структура механизмов действия ГиП, юридическая техника

Элементы предмета:

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования ТГиП

· Правовая система, сущность, типы, формы, функции, структура механизмов действия государства и права

· Понятийно-категориальный аппарат юриспруденции

· Совокупность правил юридической деятельности, основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права

· Основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки

Место и роль ТГП в системе общественных и юридических наук

Юридические науки разделяются на:

· Историко-теоретические

· Отраслевые

· Специальные

· Прикладные

· Науки, изучающие зарубежные государственно-правовые системы

· Науки, изучающие международное право

Связь ТГП с отраслевыми, специальными и другими юридическими науками носит двухсторонний, взаимный характер. Из курса теории ТГП отраслевые, специальные науки черпают информацию о сущности и содержании основных юридических терминов.

В свою очередь, из отраслевых, специальных, прикладных дисциплин, наук, изучающих зарубежные государственно-правовые системы и международное право, ТГП получает эмпирический материал, при помощи которого подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

Связь ТГП с философией. Философия научно объясняет общественное бытие в целом, во всей совокупности, взаимозависимости и взаимодействии его сторон, отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, опираясь на данные и выводы науки, определяет место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук.

Функции ТГП

Функции ТГП – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль ТГП и права как науки в общественной жизни и юридической практике

К числу функций ТГП можно отнести: познавательную, методологическую, прогностическую, аксиологическую, организационно-прикладную, идейно-воспитательную

Познавательная функция – предполагает познание государства и права, обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера (дискуссии о реальном соотношении ветвей власти в РФ, о соотношении полномочий Федерации в целом и субъектов Федерации)

Прогностическая – предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие (Прогнозирование дальнейшей внутренней политики РФ, тенденция изменения или мнимая стабильность и развитый бюрократизм)

Методологическая – ТГП выступает в качестве методологической основы для юридических наук, вырабатывает способы и методы познания

Организационно-прикладная выражается в разработке приемов юридической техники, использовании достижений юридической науки на практике

Идейно-воспитательная связана с формированием у обучающихся юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков корпоративной солидарности (Элективные предметы в школах для повышения правосознания молодых людей и т.п)

Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития (аксиология права выражает соотношение права и морали, меру гуманности. Эта мера, как известно, меняется с изменением представлений о добре и зле, нравственном и безнравственном, а также места человека в системе общественных отношений)

Методология ТГП

1. Методология ТГП представляет совокупность взаимосвязанных методов и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки

2. Метод – система принципов, способов, приемов посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений

Общенаучные методы – средства познания, используемые во всех областях научного познания

· Индукция

· Дедукция

· Анализ и абстрагирование

· Моделирование

· Конкретизация и сравнение

При помощи общенаучных приёмов и способов создаётся основа будущих теорий и концепций в области ТГП.

Частноправовые методы – приемы и способы, выработанные той или иной юридической наукой

Частнонаучные – способы изучения, заимствованные из разных дисциплин

· Структурно-функциональный

· Системный

· Психологический

· Исторический

· Социологический

Специальные методы – приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук)

· Формально-юридический

· Сравнительно-правовой

· Конкретизация

· Толкование

 

6. Значение ТГП для профессиональной подготовки сотрудников СК РФ

ТГП одна из немногих юр. научных дисциплин, которая связана с профессиональным правовым сознанием. Именно с ТГП начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего следователя СК РФ, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к социальной ценности. Значение ТГП в процессе профессиональной подготовки заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник правоохранительных органов независимо от занимаемой должности, особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значения таких категорий как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение. Кроме того, изучение ТГП помогает уяснить будущим следователям содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования.

(Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения нормативных правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений)

Патриархальная теория ТГП

Китайский мыслитель Конфуций развивал патриархальную концепцию государства. Государство трактуется им как разросшаяся большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Цель государства и царской власти – накормить народ, обогатить и обучить его. Иерархию, деление на «благородных мужей» и «темных людей» он считает естественной, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве.

Власть государя неограниченная. Сопротивление недопустимо. Глава государства и старшие дети должны заботиться о младших.

Аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности развивалась от простейших форм, которые вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственной власти. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных)

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории как отец или член семьи необоснованно отождествляются соответственно с категориями государь и поданные.

Пример: данная теория может быть применена к Китаю, когда данное государство имело монархическую форму правления. Конфуцианство в Китае получило большое распространение, оказывая влияние на политическую жизнь в том числе. Поэтому власть императора отождествлялась с властью отца в семье.

Теория насилия ТГП

(Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер)

По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов.

Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего воздействия, когда более агрессивное племя подчиняет менее агрессивное, так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение сильнейшими соплеменниками слабейших

В последующем происходит деление на классы, создается принудительный аппарат, который превращается в государство

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств, но с другой стороны важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие стоит рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства. К тому же, военно-политические факторы в ряде регионов играли вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим

Пример: путем насилия был создан город-государство Спарта. После Троянской войны греки-ахейцы, разоренные и утомленные, вернулись к себе домой. В это же время на них с севера совершили набег греки-дорийцы. Они разграбили поселения ахейцев, вынудили их отойти дальше, а сами создали на Пелопоннесе государство Спарта.

Понятие типа государства

Следует различать понятие тип и форма государства.

Тип государства – это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

Форма государства – способ организации и устройства государственной власти, отражающий особенности исторического, экономического, национального развития страны

Из этого следует, что понятие типа шире понятия формы

Допустим, основные подходы к понимаю типов государства – это формационный и цивилизационный. А понятие формы государства включает в себя форму правления, политический режим, государственно-территориальное устройство. Тип и форму можно сравнить как кувшин и его содержание.

Понятие и признаки права

Право в широком понимании право включает не только нормы, но и другие правовые явления, круг которых у разных авторов не одинаков.

Разные подходы:

 - понятием права охватываются нормы права и правоотношения

-Нормы права, правоотношения и правосознание

-Понимают под правом нормы права и их применение

-Нормы права и правопорядок

-Нормы права, принципы права, правотворчество, основные права и обязанности граждан, правопорядок

-Принципы права, нормы права, конкретизирующие положения, вырабатываемые судебной, арбитражной и административной практикой в процессе толкования и применения юридических норм, акты применения права и правоотношения

-Юридическую надстройку определенной общественно-экономической формации

Понятие объективного права в нормативно-позитивистском смысле (узкое понимание)

Право представляет собой систему формально-определенных общеобязательных норм, устанавливаемых государством и обеспечиваемых его силой принуждения, направленных на регулирование значимых общественных отношений

Признаки права:

-Общезначимость и общеобязательность

-Публичность

-Системность

-Формальная определенность

-Обеспечены санкциями и гарантиями

Субъективное право как модель возможного поведения установленная государством включает

· Право лица самостоятельными действиями удовлетворять собственные позитивные интересы

· Право лица требовать от другого субъекта правоотношения осуществления обязанностей, с которыми связывается реализация соответствующих возможностей

· Право лица требовать от компетентных государственных органов объективного разрешения спорной ситуации либо защиты законного интереса

С помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений

Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы. Право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер

Право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости

42. Сущность и содержание права

Сущность права – обусловленная экономическими, социальными политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованная воля стоящих у власти социальных групп, превращенная в государственную волю и выраженная в виде правовых норм.

Двойственный характер сущности права: с одной стороны, право выражает интересы власти – классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества – общесоциальная сущность

Классовая сущность – право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса

Общесоциальная сущность служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Конкретизируется в его понимании как меры свободы.

конкретизируется в его понимании как меры свободы.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно определенные интересы будут доминировать.

Сторонники другого подхода трактуют сущность права как средство компромисса для снятия противоречий в обществе, как средство согласия, уступок. По их мнению, при правовом решении проблем должно быть достигнуто согласие и компромисс и лишь затем применяться принуждение.

Содержание права состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются и которые вместе слагают «порядок», устанавливаемый правом в качестве должного.

Содержание права состоит в системе формально-определенных, общеобязательных и специально-обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах

Содержание права может быть четко определено по принципу «запрещено все, что не разрешено». Такое содержание характерно для норм, действующих в системе управления, определяет отношение власти и подчинения, и все это присуще административному праву. Иной принцип «разрешено все, что не запрещено» действует в имущественной сфере, обуславливая автономию (самостоятельность) договаривающихся сторон.  Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне является его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание определено социально-экономическими, политическими и иными потребностями, и субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а наоборот, произвольно опровергается всей существующей практикой.

Социальное назначение права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем. Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях. Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности. В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства. Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами. Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъектов права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

 Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур. Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания). Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

Право и справедливость

Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым». Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права – это тавтология (Павел, Цельс, II–III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право, как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему.

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой. Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д.

 Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенства людей перед законом и судом и т. д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т. д., Например, в ст. 6 ГК РФ говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно правового характера (ст. 6 УК РФ).

Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного. Справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Данная реакция может выражаться в форме поощрений, вознаграждения, а также наказания и иных мер воздействия негативного характера. Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы. Представления о справедливости у разных народов, в разные эпохи неодинаковы. Считается, что понятие «справедливость» – идеологическое явление. Любой класс или группа, стоящие у власти, стремятся навязать обществу свое представление о справедливости. Это объясняется тем, что одним лишь принуждением нельзя обеспечить власть и исполнение законов. Властвующие стремятся оказывать воздействие на поведение и поступки людей идеологическими средствами, например, с помощью морали, убеждения, религии, искусства и др. Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить, как прогрессивное, демократическое.

1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно должное свойство содержания норм права;

2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение;

3) в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;

4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например, будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования, или предписания;

5) справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств; 6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений. Право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.

Рецепция в праве

Рецепция – один из способов развития национального права. Основанная на заимствовании иностранного правового материала, она отражает тенденцию сближения правовых систем. Рецепция права – универсальная закономерность в историческом развитии права всех стран, основанная на его способности аккумулировать общечеловеческий опыт

Рецепция права является необходимым инструментом развития правовой системы. Как правовое явление, рецепция является самым востребованным (особенно для современности) инструментом модернизации права. Это объясняется, прежде всего, тем, что правовые системы всех стран никогда не существовали и не существуют изолированно. Борьба государства с рецепцией не только права, но и других культурных ценностей вообще оканчивается полнейшим провалом для такого государства, деградацией общества.

Особый интерес представляет феномен полномасштабной рецепции, который позволяет решать глобальные задачи, связанные с внешними и внутренними вызовами государственности. Одним из таких вызовов является кризис государственности, связанный с необходимостью модернизации. Такая необходимость может быть связана с внешней угрозой не только военного, но и экономического характера. Полномасштабная рецепция права в рамках правовых преобразований становится возможной в результате государственно-правового кризиса. В сущности, ее можно определить именно как «кризисную» модель рецепции.

Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных, национальных правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве, с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

Преемственность и обновление — это две стороны одного и того же процесса - процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:

а) собственная логика развития права как социального феномена;

 б) социально-экономический строй общества;

в) религиозно-этические традиции;

г) историческая обстановка;

 д) внешнее влияние;

Болгарский правовед Нено Неновски считает, «что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.

Неновски различает преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств. Болгарский правовед полагает, что рецепция права может рассматриваться как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.

Пример: самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.

Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.

Классификация НПА

Закон – НПА, изданный органом законодательной власти государства или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам

Признаки законов:

-Принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан

-Принимается в порядке общей процедуры

-Содержит наиболее значимые нормы права

-Обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам

Классификация законов РФ: конституция, ФКЗ, ФЗ, кодексы и проч. Законы, законы субъектов

Необходимо иметь в виду, что статус законов могут иметь и акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами

Подзаконные акты:

-Постановления Правительства РФ

-Акты министерств

-Нормативные акты законодательных органов субъектов федерации – законы

-Нормативные акты администрации краев, областей

-Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями

По предмету правового регулирования НПА делят на:

-Регулирующие государственно-правовую сферу

-Уголовно-правовую сферу

-Гражданско-правовую сферу

Подзаконный нормативно-правовой акт – это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).

 Подзаконный нормативный акт – это нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит (С.С. Алексеев).

Вопросы на зачет по ТГиП

Предмет ТГиП

Объектом ТГиП являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни

Предмет ТГиП – закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, понятийно-категориальный аппарат юриспруденции (юридическая догматика), научные юридические доктрины, основные приемы, способы и принципы познания в области юридической науки (юр. методология), правовая система, сущность, типы, формы, функции, структура механизмов действия ГиП, юридическая техника

Элементы предмета:

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования ТГиП

· Правовая система, сущность, типы, формы, функции, структура механизмов действия государства и права

· Понятийно-категориальный аппарат юриспруденции

· Совокупность правил юридической деятельности, основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права

· Основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки

Место и роль ТГП в системе общественных и юридических наук

Юридические науки разделяются на:

· Историко-теоретические

· Отраслевые

· Специальные

· Прикладные

· Науки, изучающие зарубежные государственно-правовые системы

· Науки, изучающие международное право

Связь ТГП с отраслевыми, специальными и другими юридическими науками носит двухсторонний, взаимный характер. Из курса теории ТГП отраслевые, специальные науки черпают информацию о сущности и содержании основных юридических терминов.

В свою очередь, из отраслевых, специальных, прикладных дисциплин, наук, изучающих зарубежные государственно-правовые системы и международное право, ТГП получает эмпирический материал, при помощи которого подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

Связь ТГП с философией. Философия научно объясняет общественное бытие в целом, во всей совокупности, взаимозависимости и взаимодействии его сторон, отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, опираясь на данные и выводы науки, определяет место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.085 с.)