Методическая разработка урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка урока



Методическая разработка урока

По истории на тему:

«Гражданская война в России»

                                               Разработала: преподаватель

                                               первой категории Гайдукова Ю.А.

                                              

Г.

Цели:

· Обучающая: усвоить понятия «гражданская война» и «интервенция»; раскрыть причины гражданской войны, изучить периодизации основных этапов гражданской войны в России; охарактеризовать два враждебных лагеря: ''красные'' и ''белые''; показать ожесточенный характер гражданской войны, как одну из её особенностей;

· Развивающая: развивать умения работы с исторической картой, схемами, глоссарием, источниковой базой, совершенствовать умения анализировать исторические факты, давать им личностную оценку и выстраивать гипотезу по проблемным вопросам;

·

  • Воспитательная: показать всю глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследования.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: словесные, наглядно – демонстративные, объяснительно – иллюстрационный, проблемный, частично – поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроэктор, INTERNET  

Методическое оснащение: демонстративные слайды (иллюстрации, схемы, таблицы, карты), фрагменты из  х/ф «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Тихий Дон», аудиофрагменты: речь В.И.Ленина «Как навсегда спасти трудящихся?» (О необходимости создания Красной Армии). Продолжительность аудиофрагмента: 0:56; речь А.Деникина «О причинах победы большевиков» (читает В.Попов). Длительность аудиофрагмента: 0:50; УМК по теме: «Гражданская война».

Учебная литература:  Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования. — М., Академия, 2014.

Межпредметные связи: география, литература, всемирная история.

Внутрипредметные связи: темы: «Приход большевиков к власти», «Утверждение советской власти», «Внешняя политика Советской России. Брестский мир», «Февральская революция».

Здоровьесберегающая среда: достигается через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности учащихся, соблюдение санитарно – гигиенических норм.

Основные понятия: гражданская война, интервенция.

Персоналии: Н. Юденич, П. Врангель, А. Колчак, А. Деникин, Л. Корнилов, П. Краснов, Каледин, М. Алексеев, А. Дутов, Миллер, С. Буденный, М. Фрунзе, В.Чапаев, С. Блюхер, М. Тухачевский.

Структурные элементы урока:

I. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

I I. Актуализация опорных знаний…………………………………………3 мин.

I I I. Изучение нового материала………………………………………….18 мин.

I V. Закрепление новых знаний, умений, навыков ……………………...18 мин.

V. Подведение итогов……………………………........................................3 мин.

V I. Домашнее задание ……………………………………………………..2 мин.                            

Заранее, до начала урока ''загружается'' материал на компьютер и осуществляются другие операции, связанные с информационными технологиями.

Ход урока

I. Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь

II. Учитель: Повторим материал прошлого урока.

Учитель к группе обучающихся:

1. Назовите причины, которые повлияли на революционные события 1917 года. (тяготы, вызванные затянувшейся мировой войной: разруха, угроза голода, продовольственный и топливный кризис, рост цен, недовольство в армии)

2. Что предлагал В.И.Ленин в своих письмах и рекомендациях ЦК партии большевиков? (призывал к незамедлительному захвату власти)

3. В каком году произошел Октябрьский переворот? (с 25 на 26 октября 1917 г.)

4. Вспомните когда был подписан Брестский мирный договор с Германией и назовите его основные положения (3 марта 1918г. отторжение от России Прибалтики, Выплата Россией контрибуции Германии)

III. Учитель: В результате подписания Брестского мирного договора с Германией: великодержавно настроенная часть кадрового офицерства вступила на путь вооруженной борьбы с советской властью, кроме того левые эсеры вышли из всех органов власти, перейдя в оппозицию большевикам. Данное событие привело страну к Гражданской войне. (ПЕРЕХОД)

 И сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение новой темы под названием «Гражданская война».

Пожалуйста запишите тему урока, который вы видите на слайде в свои тетради

Учащиеся записывают тему в рабочие тетради (на слайде)

Учитель: Наша главная задача на уроке сформировать представление о причинах Гражданской войны и интервенции, выделить основные этапы Гражданской войны, а также социальные и политические силы, борющиеся в Гражданской войне, отметить причины поражения или победы, борющихся сторон. (ПЕРЕХОД)

Пожалуйста запишите план урока, который вы видите на слайде

                                     ПЛАН УРОКА:

Причины Гражданской войны

Интервенция

Белые» и «Красные»

Антирелигиозная политика.

Давайте дадим определение Гражданской войны

Гражданская война: (ПОД ЗАПИСЬ)

· это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Гражданская война в России начинается с середины 1918 года а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке. (ПЕРЕХОД)

2. Учитель к классу: А теперь обратимся к основным этапам (периодизации) гражданской войны. Основные этапы гражданской войны представлены наглядно в виде таблицы и продемонстрированы при помощи компьютера, учащиеся фиксируют их в тетрадь.

Пожалуйста запишите этапы Гражданской войны, которые представлены на слайде в виде таблицы

Большинство историков выделяют пять этапа гражданской войны (ПОД ЗАПИСЬ)

Этапы События
1 этап: март – октябрь 1918 г наступление интервенции стран Антанты, сформировалось белое и красное движения
2 этап: ноябрь 1918г. – февраль 1919г. широкая интервенция стран Антанты во главе с Англией, на юге против «красных» выступили – Деникин (Кубань), Краснов (Дон), на севере – Миллер, на северо – западе Юденич
3 этап: март 1919 – февраль1920г. Юденич дважды пытался овладеть Петроградом. В марте 1919 г. наступление Колчака (Восточный фронт). В начале 1920 г. колчаковцы были разбиты красной армией под командованием Каменева и Фрунзе. Летом 1919 г. шла борьба с армией Деникина.
4 этап: весна – ноябрь 1920г. советско – польская война и разгром в Крыму армии генерала Врангеля.
5 этап: 1921 –1922 гг. установлена Советская власть в Средней Азии и Закавказье, на Дальнем Востоке.

При помощи мультимедийного проектора обратимся к карте «Гражданская война и интервенция в России» (1918-1922 гг) и выделим основные фронты Гражданской войны

Из первого и второго этапов Гражданской войны мы видим, события связанные с интервенцией стран Антанты (Англия, Франция) во главе с Англией, которые желали раздробить Россию, ослабить её в экономическом и военном отношении, рассчитывали вернуть царские долги, ослабить советское государство как будущего политического и экономического конкурента. (ПЕРЕХОД)

3. Учитель к классу: запишите пожалуйста третий пункт плана под названием Интервенция.

Инициатором интервенции против Советской России выступал один из видных и влиятельных мировых политиков Уинстон Черчилль (слайд), много лет занимавший пост премьер – министра Великобритании. Если бы его планы осуществились, очень трудно предсказать, что было бы с будущим России? 

Были и другие планы по отношению к Советской России. Например, план американского дипломата Буллита. В чем была суть плана Буллита?

Я предлагаю заслушать сообщение «План Буллита»

IV. Учитель:

1. Работа с картой обратимся к карте «Гражданская война и интервенция в России» (1918-1922 гг)

2. Работа учащихся с программами «красного» и «белого» движения. (в разделе ДОКУМЕНТЫ)

V. Учитель к классу: Итак, мы с вами на уроке изучили причины Гражданской войны, выделили основные этапы Гражданской войны, дали определение понятию интервенция, познакомились с лидерами «Белых» и «Красных», раскрыли причины побед и поражений основных участников войны.

1. Давайте вспомним причины Гражданской войны.

2. Покажите по карте фронты Гражданской войны.

3. Дайте определение понятию интервенция.

4. Кто составлял основу белого и красного движения

5. Назовите лидеров движения

6. Вспомните чья программа оказалась привлекательной

Мы закончили с вами урок. Перейдем к домашнему заданию.

VI. Учитель: Домашнее задание вы должны выполнить, заполнив таблицу.

Период войны Белые Красные Интервенты
       
       
       
       
       

Сейчас я отмечу наиболее активных учащихся на уроке и выставлю оценки.

Урок окончен, все свободны!

Рекомендуемая литература

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (15-е изд.) (в электронном формате), 2016.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы: учебное пособие для студентов учреждений среднего и профессионального образования. – М.: 2017.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.doc20vek.ru Гражданская война. Документы ХХ века

2. http://www.shpl.ru Государственный архив Российской Федерации

3. http://imperiya.net История государства Российского в документах и фактах

4. http://www.rusempire.ru Правители России и Советского Союза

5. http://militera.lib.ru Революция и Гражданская война: исторический проект

6. www.ruareevolution.info Революция и Гражданская война: интернет-проект

7. www.rodina.rg.ru Родина: российский исторический иллюстрированный журнал

8. http://www.worldhist.ru Российский электронный журнал «Мир истории»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДЕКРЕТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ДОБРОВАЛЬЧЕСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ 15(28) ЯНВАРЯ 1918 ГОДА

Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистическойреволюции в Европе.

I

Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет:

организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях:

1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.

2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации:

войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.

II

1) Воины Рабоче-Крестьянской Красной Армии состоят на полном государственном довольствии и сверх сего получают 50 руб. в месяц.

2) Нетрудоспособные члены семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются всем необходимым по местным потребительным нормам, согласно постановлениям местных органов Советской власти.

III

Верховным руководящим органом Рабоче-Крестьянской Красной Армии является Совет Народных Комиссаров. Непосредственное руководство и управление армией сосредоточено в Комиссариате по военным делам, в созданной при нем особой Всероссийской коллегии.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В.Ульянов (Ленин).

Верховный главнокомандующий Н. Крыленко.

Народные комиссары по военным и морским делам:

Дыбенко и Подвойский.

Народные комиссары: Прошьян, Затонский и Штейнберг.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Влад.Бонч-Бруевич.

Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов.

Декреты Советской власти. Т. 1. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/rkka.htm

 

Методическая разработка урока

По истории на тему:

«Гражданская война в России»

                                               Разработала: преподаватель

                                               первой категории Гайдукова Ю.А.

                                              

Г.

Цели:

· Обучающая: усвоить понятия «гражданская война» и «интервенция»; раскрыть причины гражданской войны, изучить периодизации основных этапов гражданской войны в России; охарактеризовать два враждебных лагеря: ''красные'' и ''белые''; показать ожесточенный характер гражданской войны, как одну из её особенностей;

· Развивающая: развивать умения работы с исторической картой, схемами, глоссарием, источниковой базой, совершенствовать умения анализировать исторические факты, давать им личностную оценку и выстраивать гипотезу по проблемным вопросам;

·

  • Воспитательная: показать всю глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследования.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: словесные, наглядно – демонстративные, объяснительно – иллюстрационный, проблемный, частично – поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроэктор, INTERNET  

Методическое оснащение: демонстративные слайды (иллюстрации, схемы, таблицы, карты), фрагменты из  х/ф «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Тихий Дон», аудиофрагменты: речь В.И.Ленина «Как навсегда спасти трудящихся?» (О необходимости создания Красной Армии). Продолжительность аудиофрагмента: 0:56; речь А.Деникина «О причинах победы большевиков» (читает В.Попов). Длительность аудиофрагмента: 0:50; УМК по теме: «Гражданская война».

Учебная литература:  Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования. — М., Академия, 2014.

Межпредметные связи: география, литература, всемирная история.

Внутрипредметные связи: темы: «Приход большевиков к власти», «Утверждение советской власти», «Внешняя политика Советской России. Брестский мир», «Февральская революция».

Здоровьесберегающая среда: достигается через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности учащихся, соблюдение санитарно – гигиенических норм.

Основные понятия: гражданская война, интервенция.

Персоналии: Н. Юденич, П. Врангель, А. Колчак, А. Деникин, Л. Корнилов, П. Краснов, Каледин, М. Алексеев, А. Дутов, Миллер, С. Буденный, М. Фрунзе, В.Чапаев, С. Блюхер, М. Тухачевский.

Структурные элементы урока:

I. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

I I. Актуализация опорных знаний…………………………………………3 мин.

I I I. Изучение нового материала………………………………………….18 мин.

I V. Закрепление новых знаний, умений, навыков ……………………...18 мин.

V. Подведение итогов……………………………........................................3 мин.

V I. Домашнее задание ……………………………………………………..2 мин.                            

Заранее, до начала урока ''загружается'' материал на компьютер и осуществляются другие операции, связанные с информационными технологиями.

Ход урока

I. Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь

II. Учитель: Повторим материал прошлого урока.

Учитель к группе обучающихся:

1. Назовите причины, которые повлияли на революционные события 1917 года. (тяготы, вызванные затянувшейся мировой войной: разруха, угроза голода, продовольственный и топливный кризис, рост цен, недовольство в армии)

2. Что предлагал В.И.Ленин в своих письмах и рекомендациях ЦК партии большевиков? (призывал к незамедлительному захвату власти)

3. В каком году произошел Октябрьский переворот? (с 25 на 26 октября 1917 г.)

4. Вспомните когда был подписан Брестский мирный договор с Германией и назовите его основные положения (3 марта 1918г. отторжение от России Прибалтики, Выплата Россией контрибуции Германии)

III. Учитель: В результате подписания Брестского мирного договора с Германией: великодержавно настроенная часть кадрового офицерства вступила на путь вооруженной борьбы с советской властью, кроме того левые эсеры вышли из всех органов власти, перейдя в оппозицию большевикам. Данное событие привело страну к Гражданской войне. (ПЕРЕХОД)

 И сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение новой темы под названием «Гражданская война».

Пожалуйста запишите тему урока, который вы видите на слайде в свои тетради

Учащиеся записывают тему в рабочие тетради (на слайде)

Учитель: Наша главная задача на уроке сформировать представление о причинах Гражданской войны и интервенции, выделить основные этапы Гражданской войны, а также социальные и политические силы, борющиеся в Гражданской войне, отметить причины поражения или победы, борющихся сторон. (ПЕРЕХОД)

Пожалуйста запишите план урока, который вы видите на слайде

                                     ПЛАН УРОКА:

Причины Гражданской войны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.085 с.)