Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 43. Частный обвинитель
1. Частным обвинителем является лицо (потерпевший или его представитель), подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном статьей 318 настоящего Кодекса, и поддерживающее обвинение в суде. 2. Частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными частями четвертой, пятой и шестой статьи 246 настоящего Кодекса. Частный обвинитель сам распоряжается обвинением, поэтому обладает некоторыми аналогичными правами из тех, которыми пользуется государственный обвинитель, и в отношении него не применяются многие меры процессуального принуждения. Неявка частного обвинителя без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления. (ч.4,5,6 ст.246 УПК) « 4. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия. 5. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. 2. Понятие и формы предварительного расследования.
Предварительное расследование — это стадия уголовного судопроизводства, которая проводится по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения и заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию (формированию), исследованию, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, установления лица, совершившего преступление, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: 1. дознание (упрощенная форма) - его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании 2. предварительное следствие (основная форма) - наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок, например, различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д. Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания (формирования), исследования и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д. И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями и пр. Но все же дознание и предварительное следствие — это самостоятельные формы предварительного расследования. Дознание отличается от предварительного следствия следующими особенностями: 1) методом уголовно-процессуального регулирования Производство предварительного следствия является обязательным ( императивным ) по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания, которое при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.
2) субъектами ● Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК, дознание может проводиться следователем. (В частности, по уголовным делам, связанным со специальным правовым статусом подозреваемого или потерпевшего, дознание проводится следователями Следственного комитета РФ, а по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических или сильнодействующих средств, — следователями Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). ● Предварительное следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания. Сроками 1. Для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые к тому же имеют свои пределы, регламентированные ч. 4, 5 ст. 223 и ст. 226 УПК. ● Ст. 223 УПК: 4. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. 5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев ● Ст. 226 УПК: Когда прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, он может принять решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток. Поэтому если дознаватель не может закончить расследование в максимально установленный законом срок, то уголовное дело подлежит передаче для дальнейшего производства следователю. 1. Для предварительного следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК); Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
4) процессуальным статусом лица, подвергающегося уголовному преследованию. ● В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — обвиняемого. В зависимости от характера совершенного преступления и от конкретных обстоятельств уголовного дела привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. По смыслу закона, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого может быть вынесено и в отношении лица, ранее не имевшего статуса подозреваемого. То есть оно может явиться первым процессуальным актом уголовного преследования в отношении данного участника. ● В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого. В связи с этим законодатель предусматривает особую, специфическую процедуру придания лицу статуса подозреваемого, характерную исключительно для дознания, — направление уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК); 5) способом формирования позиции стороны обвинения для последующего судебного разбирательства. ● Предварительное следствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. ● А при расследовании в форме дознания позиция обвинения формируется упрощенно, одноэтапно, и выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвинительного акта или обвинительного постановления.. Эти процессуальные документы (ст. 225 и ст. 226.7 УПК) сочетают элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения; 6 ) соотношением прокурорского надзора и ведомственного контроля (процессуального руководства) Прокурорский надзор: ● Дознание - полномочия прокурора весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и другим положениям закона дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д.
● Следствие - Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, разрешать споры о подследственности, истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК, а также принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, и выполнять некоторые иные надзорные полномочия
Ведомственный надзор: ● Следствие - Ведомственный контроль осуществляет руководитель следственного органа. Он, согласно ст. 39 УПК, наделен очень широким кругом процессуальных полномочий. Так, именно в ведении руководителя следственного органа находятся вопросы координации предварительного следствия, согласования и отмены ряда процессуальных решений и ходатайств следователя, его отводов и самоотводов, продления сроков предварительного следствия и т. д. ● Дознание - осуществляется начальником органа дознания и руководителем подразделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой формы расследования, а также по обеспечению законности и обоснованности решений дознавателя. 7) формами окончания предварительного расследования. Следствие: ● прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК) ● направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением ● направление материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК) Дознание: ● прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК) ● его направление в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. 225, 226 и 2267 УПК). ● смена формы предварительного расследования, т. е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.02 с.) |