Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Психофизиология движения. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Строение двигательной системы. Классификация движений. Принципы построения движений. Механизм инициации двигательного акта. Функциональная организация произвольных движений. Автоматизированные произвольные движения. Электрофизиологические корреляты организации движения. Функциональные кортикальные колонки. Нейронные коды моторных программ.
Литература Основная: (2) с.233-251. Дополнительная: (10) с.183-197. Тема 9. Психофизиология сознания и бессознательных процессов. Психофизиологический подход к определению сознания. Проблема сознания в клинической психофизиологии. Теории сознания. Бодрствование. Переходные состояния. Сон. Особые состояния. Физиологические условия осознания раздражителей. Сознание и память. Сознания и межполушарная асимметрия мозга. Мозговые центры и сознание. Информационный подход к проблеме сознания. Понятие о бессознательных процессах.
Литература Основная: (2) с.296-320. Дополнительная: (10) с.198-206; (9) с.33-44.
IV. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ А Адаптация – приспособление организма к окружающей среде. Альфа-ритм – основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя, с частотой в пределах 8-13 Гц и средней амплитудой в 30-70 мкВ. Аксон – единственный отросток нейрона, по которому возникший при возбуждении нейрона импульс поступает к другим нейронам или мышечным волокнам. Активация – возбуждение или усиление активности, переход из состояния покоя в деятельное состояние. Анализатор – функциональное образование ЦНС, осуществляющее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих во внешней среде и в самом организме. Асинхронность – характеристика процессов не совпадающих по времени. Афферентный синтез – процесс синтеза, отбора различных сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях. В Возбуждение – процесс, ведущий к генерации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. Вызванные потенциалы – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.
Д Двигательный анализатор – нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения человека и животных. Двигательная единица – одиночный мононейрон вместе с мышечными волокнами, которые он иннервирует. Депривация – сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации организма в окружающей среде. Доминанта – очаг возбуждения в ЦНС, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающей поведению определенную направленность. К Колонки коры – группы корковых нейронов, обладающих одинаковыми свойствами. Л Локализация функций в коре больших полушарий – психофизиологическая концепция, обосновывающая соотнесение высших психических функций с определенными участками головного мозга и их системными объединениями. М Модальность – род ощущений (осязание, зрение, обоняние и т.д.) Н Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной системы. О Обратная афферентация – процесс коррекции поведения, на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности. Общий адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. П Потерн – «узор», структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов и т.п. Порог – минимальная сила раздражения, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение. Р Раздражимость – свойство внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов реагировать изменением структур и функций на действия факторов внешней и внутренней среды. С Симультанный – одновременный Стрессоры - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.
Сукцессивный – последовательный. Ф Фазический - быстро проходящий. Э Энграмма – след, оставляемый в мозге тем или иным событием. Эндорфины – нейромодуляторы, облегчающие физическую боль.
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Примерные вопросы к зачету по психофизиологии (для очной и заочной форм обучения) 1. Предмет психофизиологии. Психофизиологическая (психофизическая) проблема. 2. Вегетативные показатели, используемые в психофизиологии. 3. Электроэнцефалография (методы регистрации, основные ритмы, анализ). 4. Вызванные потенциалы. 5. Томографические методы исследования мозга. 6. Практическое использование психофизиологических методов (ауторегуляция на основе биологической обратной связи, детекция лжи, видимая речь). 7. Основные представления о механизмах работы мозга (доминанта А.А. Ухтомского, представление И.П. Павлова, концепция гибких дисков Н.Т. Бехтеревой, голографическая модель К. Прибрама и др.). 8. Локализация высших психических функций (теории локализационизма и эквипотенциализма, теория динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия). 9. Асимметрия функций больших полушарий (основные данные о латерализации функций, исследования расщепленного мозга). 10. Психофизиология сенсорных процессов (обнаружение, кодирование сигналов, опознавание образов). 11. Уровни построения движений (по Н.А. Бернштейну). 12. Принципы организации движений (сенсорные коррекции и прямое программное управление). Функциональная структура двигательных актов. 13. Выработка двигательных навыков. 14. Схема тела и система внутреннего представления. Феномен фантомов. 15. Основные психофизиологические теории внимания (теории фильтра и нервной модели стимула). 16. Ориентировочный рефлекс как психофизиологическая основа непроизвольного внимания. 17. Психофизиологические характеристики разных видов внимания. 18. Функциональные состояния и модулирующие системы мозга. 19. Психофизиологические теории сознания (теория светлого пятна И.П. Павлова, теория прожектора Ф. Крика, теория информационного синтеза А.М. Иваницкого, представления П.В. Симонова о коммуникативной природе сознания). 20. Психофизиология бессознательного. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. 21. Психофизиологические основы памяти. Основные теории памяти. 22. Энграммы. Механизмы хранения следов памяти. 23. Множественность систем памяти. Декларативная и процедурная память. 24. Психофизиология научения. Нейрофизиологические механизмы научения. 25. Психофизиология мотивации. Виды мотиваций, их общие свойства. 26. Мозговые механизмы мотиваций. 27. Психофизиологические теории эмоций. 28. Физиологическое выражение эмоций (вегетативные проявления, мимика, пантомимика). 29. Мозговые механизмы эмоций. 30. Психофизиологические механизмы стресса. 31. Психофизиология мышления и речи (речевые центры человека, мозговые механизмы речи). 32. Закономерности развития мозга ребенка. Понятие о критических и сенситивных периодах.
Примерные темы контрольных работ по психофизиологии (для очной и заочной форм обучения)
1. Измерение кожной проводимости и кожных потенциалов ()КГР).
2. Изучение сердечной деятельности в психофизиологии (регистрация ЭКГ, анализ ритма). 3. Метод электромиографии. 4. Метод электроокулографии. 5. Биологическая обратная связь. 6. Метод полиграфии и его практические приложения (детекция лжи). 7. Метод ЭЭГ (принципы регистрации, происхождение ЭЭГ, основные ритмы). 8. Метод ЭЭГ (основные способы обработки: корреляционный анализ и спектральный анализ). 9. Вызванные потенциалы (ВП) и с событием связанные потенциалы (ССП). 10. Томографические методы исследования (МРТ, ПЭТ). 11. Психофизиология движений. 12. Психофизиология внимания. 13. Психофизиология памяти. 14. Психофизиология мышления и научения. 15. Психофизиология мотивации. 16. Психофизиология эмоций. 17. Психофизиология сознания. 18. Психофизиология бессознательного. 19. Функциональные состояния. 20. Психофизиология индивидуальных различий.
VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.018 с.) |