II. Распределение часов курса по темам и видам работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Распределение часов курса по темам и видам работ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

 

для студентов специальности

 030301 «Психология»

очной и заочной форм обучения

 

                                                     

 

 

Разработчик: доктор мед. наук,

Яворский А.А.

                  

 

Екатеринбург

2007

               

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

                                                ________________ И.К. Кощеева

                                                        «_________» _____________ 200.

 

                                    СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета социальной психологии

                                                         Гуманитарного университета

                                             ________________ Е.Б. Перелыгина

                                                  «__      » __             2007

 

ПРИНЯТО:

Ученым советом

факультета социальной психологии

Гуманитарного университета

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:

Протоколом заседания кафедры

Общей психологии

   4  от «16»   марта   2007г.

 

 

                                                               © НОУ ВПО Гуманитарный университет

                                                               © Яворский А.А. 2007

  Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности  «030301 – Психология».

Дисциплинаотносится к федеральному компоненту цикла ОПД учебного плана.

 

 

Семестр:                                                       IV
Форма обучения:                                            очная
Общая трудоемкость дисциплины:            60 часов Аудиторная работа                                    32 часа Лекций:                                                         32 часа Самостоятельная работа:                         28 часа Контрольные мероприятия Интерактивный опрос:                                    
Отчетность: зачет                                                             IV семестр      

 

 

Семестр:                                                       IV      V
Форма обучения:                                            заочная
Общая трудоемкость дисциплины:            60 часов Аудиторная работа                                    10 ч Лекций:                                                         10 ч Самостоятельная работа:                         50  ч Контрольные мероприятия Интерактивный опрос:                                                      Контрольная работа                                         1 в V семестре        
Отчетность: зачет                                                             V семестр      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Введение………………………………………………………………….4

II. Учебно-тематический план занятий……………………………………6

III. Содержание дисциплины……………………………………………….7

IV. Учебный словарь  дисциплины…………………...10

V. Самостоятельная работа студентов…………………………………….12

VI. Методические рекомендации по дисциплине………………………....14

VII. Библиографический список…………………………………………….16

VIII. Ресурсное обеспечение дисциплины…………………………………..16

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины.

«Психофизиология» связана с широким распространением в настоявшее время психофизиологических исследований с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека.

Курс дисциплины базируется на обобщении теоретических разработок, существующих в сфере интересов психофизиологов, а именно: нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности; а также межполушарные отношения, механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе.

  Освоение содержания курса позволит студентам грамотно понимать принцип детерминизма как методологического принципа естествознания в целом; материальной природы идеального; психосоматического единства в организации человека и биосоциальной сущности его.

 

1. Цель курса:

Студенты ознакомятся с содержанием основных концепций, теоретических положений и основополагающих понятий, которые используются в мировой и отечественной психофизиологии; обретут знания, которые нашли широкое применение в психофизиологии.

 

2. Задачи курса:

· студенты освоят комплекс знаний о психофизиологических возможностях и особенностях человека при организации его бытия и деятельности во всем их разнообразии;

· студенты ознакомятся с методами и способами психотропных воздействий, которые оказывают достаточно выраженное влияние на психическое состояние, процессы и свойства;

· студенты познакомятся с психофизиологическими методами, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках психических функций;

· студенты увидят роль и место психофизиологических знаний в формировании и функционировании психики и поведения человека.

 

3. Место дисциплины в программе общей и/или специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами.

В структуре учебного плана дисциплина «Психофизиология» соотнесена с такими дисциплинами как «Физиология ЦНС», «Физиология высшей нервной деятельности», «Общая психология», являющимися базой для ее усвоения.

 

4. Характер курса: базовый.

 

5. Требования к уровню подготовки студента:

Для успешного освоения дисциплины студент должен владеть знаниями в области физиологии ЦНС и ВНД, анатомии ЦНС, общей психологии.

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения курса студенты усваивают базовые понятия дисциплины; получают представление об истории появления и развития психофизиологии, ее объекте и предмете; осваивают на теоретическом уровне методы психофизиологических исследований.

Освоение курса предполагает получение системного комплекса знаний о методах самоконтроля и саморегуляции физического и психического состояния в конкретной ситуации.

Уровень усвоения дисциплины «Психофизиология» характеризуется умением студентов использовать данные психофизиологии при профессиональном отборе, при решении вопросов профессиональной ориентации, при выборе и распределении по специальностям, а также пониманием генеза психической и психосоматической патологии.

 

  7. Методическая новизна курса.

Дисциплина «Психофизиология» в методическом плане включает традиционные и инновационные формы проведения занятий. Программа предусматривает чтение лекций и интерактивный опрос. Кроме того, в рамках изучения дисциплины предполагается творческая самостоятельная работа с написанием каждым студентом реферата, эссе.

 

Очной формы обучения

№№ Наименование темы Всего часов Лекции Самостоятельная работа
1 Предмет, задачи психофизиологии и методы психофизиологического исследования. 6 4 2
2 Методологический подход, изучение аналитико-синтетической деятельности мозга* 8 4 4
3 Психофизиология восприятия 6 4 2
4 Психофизиология эмоционально-потребностной сферы. 8 4 4
5 Психофизиология внимания. 7 4 3
6 Психофизиология памяти и научение. 7 4 3
7 Психофизиология мыслительной деятельности и речевых процессов. 6 4 2
8 Психофизиология движения 6 2 4
9 Психофизиология сознания и бессознательных процессов 6 2 4
  Итого: 60 32 28

Учебно-тематический план занятий студентов

Заочной формы обучения

№№ Наименование темы Всего часов Лекции Самостоятельная работа
1 Предмет, задачи психофизиологии и методы психофизиологического исследования. 6 1 5
2 Методологический подход, изучение аналитико-синтетической деятельности мозга* 8 2 6
3 Психофизиология восприятия 7 1 6
4 Психофизиология эмоционально-потребностной сферы. 7 1 6
5 Психофизиология внимания. 7 1 6
6 Психофизиология памяти и научение. 7 1 6
7 Психофизиология мыслительной деятельности и речевых процессов. 6 1 5
8 Психофизиология движения 6 1 5
9 Психофизиология сознания и бессознательных процессов 6 1 5
  Итого: 60 10 50

* Интрерактивный опрос – тема №2 «Методологический подход, изучение аналитико-синтетической деятельности мозга».

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Литература

Основная: (2) с.11-29.

Дополнительная: (10) с.3-7, с.28-51; (9)  с.11-27.

Литература

Основная: (2) с.6-11.

Дополнительная: (10)  с.12-27; (12)  с.8-19; (9) с. 11-33.

Литература

Основная: (2) с.30-55.

Дополнительная: (10) с.111-126; (12) с. 22-51.

 

Тема 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы.

Потребности и их классификация. Мотивация как фактор организации поведения. Определение и классификация эмоций. Функции эмоций. Субстрат эмоций. Теории эмоций. Лицевая экспрессия и эмоции. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Индивидуальные различия и эмоции. Методы изучения и диагностики эмоций.

Литература

Основная: (2) с.165-213.

Дополнительная: (10)  с.89-106.

Литература

Основная: (2) с.56-100.

Дополнительная: (10) с.126-136.

Литература

Основная: (2) с.101-164.

Дополнительная: (10) с.136-150; (12) с.52-149.

Литература

Основная: (2) с.257-290.

Дополнительная: (10) с.151-182; (12) с.194-204.

Литература

Основная: (2) с.233-251.

Дополнительная: (10) с.183-197.

Литература

Основная: (2) с.296-320.

Дополнительная: (10)  с.198-206; (9) с.33-44.

 

 

IV. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

А

Адаптация – приспособление организма к окружающей среде.

Альфа-ритм – основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя, с частотой в пределах 8-13 Гц и средней амплитудой в 30-70 мкВ.

Аксон – единственный отросток нейрона, по которому возникший при возбуждении нейрона импульс поступает к другим нейронам или мышечным волокнам.

Активация – возбуждение или усиление активности, переход из состояния покоя в деятельное состояние.

Анализатор – функциональное образование ЦНС, осуществляющее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих во внешней среде и в самом организме.

Асинхронность – характеристика процессов не совпадающих по времени.

Афферентный синтез – процесс синтеза, отбора различных сигналов об окружающей среде и степени успешности деятельности организма в ее условиях.

В

Возбуждение – процесс, ведущий к генерации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе.

Вызванные потенциалы – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.

Д

Двигательный анализатор – нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения человека и животных.

Двигательная единица – одиночный мононейрон вместе с мышечными волокнами, которые он иннервирует.

Депривация – сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации организма в окружающей среде.

Доминанта – очаг возбуждения в ЦНС, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающей поведению определенную направленность.

К

Колонки коры – группы корковых нейронов, обладающих одинаковыми свойствами.

Л

Локализация функций в коре больших полушарий – психофизиологическая концепция, обосновывающая соотнесение высших психических функций с определенными участками головного мозга и их системными объединениями.

М

Модальность – род ощущений (осязание, зрение, обоняние и т.д.)

Н

Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной системы.

О

Обратная афферентация – процесс коррекции поведения, на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности.

Общий адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

П                                                                        

Потерн – «узор», структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов и т.п.

Порог – минимальная сила раздражения, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение.

Р

Раздражимость – свойство внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов реагировать изменением структур и функций на действия факторов внешней и внутренней среды.
Рефрактерный период – определенный период после возникновения потенциалы действия, в течение которого следующий стимул не может вызвать импульс.

С

Симультанный – одновременный

Стрессоры - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

Сукцессивный – последовательный.

Ф

Фазический - быстро проходящий.

Э

Энграмма –  след, оставляемый в мозге тем или иным событием.

Эндорфины – нейромодуляторы, облегчающие физическую боль.

 

 

V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

1. Примерные вопросы к зачету по психофизиологии

(для очной и заочной форм обучения)

1. Предмет психофизиологии. Психофизиологическая (психофизическая) проблема.

2. Вегетативные показатели, используемые в психофизиологии.

3. Электроэнцефалография (методы регистрации, основные ритмы, анализ).

4.  Вызванные потенциалы.

5. Томографические методы исследования мозга.

6. Практическое использование психофизиологических методов (ауторегуляция на основе биологической обратной связи, детекция лжи, видимая речь).

7. Основные представления о механизмах работы мозга (доминанта А.А. Ухтомского, представление И.П. Павлова, концепция гибких дисков Н.Т. Бехтеревой, голографическая модель К. Прибрама и др.).

8. Локализация высших психических функций (теории локализационизма и эквипотенциализма, теория динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия).

9. Асимметрия функций больших полушарий (основные данные о латерализации функций, исследования расщепленного мозга).

10.  Психофизиология сенсорных процессов (обнаружение, кодирование сигналов, опознавание образов).

11. Уровни построения движений (по Н.А. Бернштейну).

12.  Принципы организации движений (сенсорные коррекции и прямое программное управление). Функциональная структура двигательных актов.

13.  Выработка двигательных навыков.

14.  Схема тела и система внутреннего представления. Феномен фантомов.

15.  Основные психофизиологические теории внимания (теории фильтра и нервной модели стимула).

16.  Ориентировочный рефлекс как психофизиологическая основа непроизвольного внимания.

17.  Психофизиологические характеристики разных видов внимания.

18.  Функциональные состояния и модулирующие системы мозга.

19.  Психофизиологические теории сознания (теория светлого пятна И.П. Павлова, теория прожектора Ф. Крика, теория информационного синтеза А.М. Иваницкого, представления П.В. Симонова о коммуникативной природе сознания).

20.  Психофизиология бессознательного. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие.

21.  Психофизиологические основы памяти. Основные теории памяти.

22.  Энграммы. Механизмы хранения следов памяти.

23.  Множественность систем памяти. Декларативная и процедурная память.

24.  Психофизиология научения. Нейрофизиологические механизмы научения.

25.  Психофизиология мотивации. Виды мотиваций, их общие свойства.

26. Мозговые механизмы мотиваций.

27.  Психофизиологические теории эмоций.

28.  Физиологическое выражение эмоций (вегетативные проявления, мимика, пантомимика).

29. Мозговые механизмы эмоций.

30.  Психофизиологические механизмы стресса.

31.  Психофизиология мышления и речи (речевые центры человека, мозговые механизмы речи).

32. Закономерности развития мозга ребенка. Понятие о критических и сенситивных периодах.

 

 

Примерные темы контрольных работ по психофизиологии

(для очной и заочной форм обучения)

 

1. Измерение кожной проводимости и кожных потенциалов ()КГР).

2. Изучение сердечной деятельности в психофизиологии (регистрация ЭКГ, анализ ритма).

3. Метод электромиографии.

4. Метод электроокулографии.

5. Биологическая обратная связь.

6. Метод полиграфии и его практические приложения (детекция лжи).

7. Метод ЭЭГ (принципы регистрации, происхождение ЭЭГ, основные ритмы).

8. Метод ЭЭГ (основные способы обработки: корреляционный анализ и спектральный анализ).

9. Вызванные потенциалы (ВП) и с событием связанные потенциалы (ССП).

10.  Томографические методы исследования (МРТ, ПЭТ).

11.  Психофизиология движений.

12.  Психофизиология внимания.

13.  Психофизиология памяти.

14. Психофизиология мышления и научения.

15. Психофизиология мотивации.

16.  Психофизиология эмоций.

17.  Психофизиология сознания.

18.  Психофизиология бессознательного.

19.  Функциональные состояния.

20.  Психофизиология индивидуальных различий.

 

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

VIII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Схемы, таблицы, плакаты.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

 

для студентов специальности

 030301 «Психология»

очной и заочной форм обучения

 

                                                     

 

 

Разработчик: доктор мед. наук,

Яворский А.А.

                  

 

Екатеринбург

2007

               

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

                                                ________________ И.К. Кощеева

                                                        «_________» _____________ 200.

 

                                    СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета социальной психологии

                                                         Гуманитарного университета

                                             ________________ Е.Б. Перелыгина

                                                  «__      » __             2007

 

ПРИНЯТО:

Ученым советом

факультета социальной психологии

Гуманитарного университета

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:

Протоколом заседания кафедры

Общей психологии

   4  от «16»   марта   2007г.

 

 

                                                               © НОУ ВПО Гуманитарный университет

                                                               © Яворский А.А. 2007

  Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности  «030301 – Психология».

Дисциплинаотносится к федеральному компоненту цикла ОПД учебного плана.

 

 

Семестр:                                                       IV
Форма обучения:                                            очная
Общая трудоемкость дисциплины:            60 часов Аудиторная работа                                    32 часа Лекций:                                                         32 часа Самостоятельная работа:                         28 часа Контрольные мероприятия Интерактивный опрос:                                    
Отчетность: зачет                                                             IV семестр      

 

 

Семестр:                                                       IV      V
Форма обучения:                                            заочная
Общая трудоемкость дисциплины:            60 часов Аудиторная работа                                    10 ч Лекций:                                                         10 ч Самостоятельная работа:                         50  ч Контрольные мероприятия Интерактивный опрос:                                                      Контрольная работа                                         1 в V семестре        
Отчетность: зачет                                                             V семестр      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Введение………………………………………………………………….4

II. Учебно-тематический план занятий……………………………………6

III. Содержание дисциплины……………………………………………….7

IV. Учебный словарь  дисциплины…………………...10

V. Самостоятельная работа студентов…………………………………….12

VI. Методические рекомендации по дисциплине………………………....14

VII. Библиографический список…………………………………………….16

VIII. Ресурсное обеспечение дисциплины…………………………………..16

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины.

«Психофизиология» связана с широким распространением в настоявшее время психофизиологических исследований с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека.

Курс дисциплины базируется на обобщении теоретических разработок, существующих в сфере интересов психофизиологов, а именно: нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности; а также межполушарные отношения, механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе.

  Освоение содержания курса позволит студентам грамотно понимать принцип детерминизма как методологического принципа естествознания в целом; материальной природы идеального; психосоматического единства в организации человека и биосоциальной сущности его.

 

1. Цель курса:

Студенты ознакомятся с содержанием основных концепций, теоретических положений и основополагающих понятий, которые используются в мировой и отечественной психофизиологии; обретут знания, которые нашли широкое применение в психофизиологии.

 

2. Задачи курса:

· студенты освоят комплекс знаний о психофизиологических возможностях и особенностях человека при организации его бытия и деятельности во всем их разнообразии;

· студенты ознакомятся с методами и способами психотропных воздействий, которые оказывают достаточно выраженное влияние на психическое состояние, процессы и свойства;

· студенты познакомятся с психофизиологическими методами, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках психических функций;

· студенты увидят роль и место психофизиологических знаний в формировании и функционировании психики и поведения человека.

 

3. Место дисциплины в программе общей и/или специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами.

В структуре учебного плана дисциплина «Психофизиология» соотнесена с такими дисциплинами как «Физиология ЦНС», «Физиология высшей нервной деятельности», «Общая психология», являющимися базой для ее усвоения.

 

4. Характер курса: базовый.

 

5. Требования к уровню подготовки студента:

Для успешного освоения дисциплины студент должен владеть знаниями в области физиологии ЦНС и ВНД, анатомии ЦНС, общей психологии.

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения курса студенты усваивают базовые понятия дисциплины; получают представление об истории появления и развития психофизиологии, ее объекте и предмете; осваивают на теоретическом уровне методы психофизиологических исследований.

Освоение курса предполагает получение системного комплекса знаний о методах самоконтроля и саморегуляции физического и психического состояния в конкретной ситуации.

Уровень усвоения дисциплины «Психофизиология» характеризуется умением студентов использовать данные психофизиологии при профессиональном отборе, при решении вопросов профессиональной ориентации, при выборе и распределении по специальностям, а также пониманием генеза психической и психосоматической патологии.

 

  7. Методическая новизна курса.

Дисциплина «Психофизиология» в методическом плане включает традиционные и инновационные формы проведения занятий. Программа предусматривает чтение лекций и интерактивный опрос. Кроме того, в рамках изучения дисциплины предполагается творческая самостоятельная работа с написанием каждым студентом реферата, эссе.

 

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

Учебно-тематический план занятий студентов

Очной формы обучения

№№ Наименование темы Всего часов Лекции Самостоятельная работа
1 Предмет, задачи психофизиологии и методы психофизиологического исследования. 6 4 2
2 Методологический подход, изучение аналитико-синтетической деятельности мозга* 8 4 4
3 Психофизиология восприятия 6 4 2
4 Психофизиология эмоционально-потребностной сферы. 8 4 4
5 Психофизиология внимания. 7 4 3
6 Психофизиология памяти и научение. 7 4 3
7 Психофизиология мыслительной деятельности и речевых процессов. 6 4 2
8 Психофизиология движения 6 2 4
9 Психофизиология сознания и бессознательных процессов 6 2 4
  Итого: 60 32 28

Учебно-тематический план занятий студентов

Заочной формы обучения

№№ Наименование темы Всего часов Лекции Самостоятельная работа
1 Предмет, задачи психофизиологии и методы психофизиологического исследования. 6 1 5
2 Методологический подход, изучение аналитико-синтетической деятельности мозга* 8 2 6
3 Психофизиология восприятия 7 1 6
4 Психофизиология эмоционально-потребностной сферы. 7 1 6
5 Психофизиология внимания. 7 1 6
6 Психофизиология памяти и научение. 7 1 6
7 Психофизиология мыслительной деятельности и речевых процессов. 6 1 5
8 Психофизиология движения 6 1 5
9 Психофизиология сознания и бессознательных процессов 6 1 5
  Итого: 60 10 50

* Интрерактивный опрос – тема №2 «Методологический подход, изучение аналитико-синтетической деятельности мозга».

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.159 (0.156 с.)