Физиология высшей нервной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиология высшей нервной деятельности



Физиология высшей нервной деятельности

 и сенсорных систем

 

 

Направление

030300.62 Психология

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «31» августа 2011 г.




 

Саранск 2011

 

УМК по дисциплине  «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» включает:

 

1. Титульный лист

2. Описание содержания УМКД

3. Выписку из ГОС ВПО, воспроизводящую основное содержание дисциплины (федеральный компонент)

4. Рабочую программу учебной дисциплины

5. Вопросы текущего контроля СРС

6. Методические рекомендации для подготовки к занятиям

7. Конспекты лекций

8. КИМы

 

Выписка из ГОС ВПО

Направления 521000 Психология от 10 марта 2000 г., номер государственной регистрации № 77 гум/бак, воспроизводящая основное содержание дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» (федеральный компонент)

 

 

ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины 1200
ЕН.Ф.00 Федеральный компонент 900

 

ЕН.Ф.07 Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем 140
  Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности, механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах    

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ

НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Актуальность изучения курса. Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адаптироваться к ним и, тем самым выживать - т.е. сохранять свою жизнь и здоровье, под которым понимается не только физическое, но психическое и социальное благополучие.

Физиология высшей нервной деятельности является базовой академической наукой для развития таких практических дисциплин как психология, педагогика, медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Физиология высшей нервной деятельности и свойства нервных процессов определяет и объясняет возрастные и индивидуальные различия поведения человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

В курсе физиологии высшей нервной деятельности большое внимание уделяется изложению базовых теорий рефлекторности, отражения и системной деятельности, что дает понимание физиологических основ поведенческих реакций животных и человека, тем самым готовит студента к глубокому пониманию всего курса психологических дисциплин. Физиология высшей нервной деятельности дает научное объяснение таким ее свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др.

Нормативное основание. Курс «Физиология ВНД и сенсорных систем» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: является предметом цикла ЕН направления «Психология» (бакалавриат).

Профиль специальностей – педагогический.

Форма организации обучения – дисциплина федерального компонента.

Цель курса – ознакомить студентов с основами классической физиологии ВНД и с основными принципами функционирования сенсорных систем организма человека.

Задачи курса:

· ознакомить студентов с основами условно-рефлекторной деятельности и понятием «рефлекс» в целом.

· сформировать представление о механизмах формирования условных рефлексов и об основных положениях условно-рефлекторной теории И.П.Павлова.

· освоить классические положения о типологии процессов высшей нервной деятельности человека и высших млекопитающих.

· ознакомить студентов с основами физиологии процессов памяти и механизмов сна.

· изучить основные принципы формирования и функционирования второй сигнальной системы человека.

· изучить основные принципы строения и физиологии основных сенсорных систем человека – зрительной, слуховой, соматосенсорной, вкусовой, обонятельной, прорио- и интероцептивной, рассмотреть общие положения теории сенсорных систем.

Форма проведения итогового контроля –комбинированный (устный и письменный) экзамен.

Ожидаемые результаты освоения курса:

·  знание закономерности формирования условных и безусловных рефлексов, их различия и классификацию;

· знание типологии высшей нервной деятельности по И.П.Павлову, о второй сигнальной системе человека и о механизмах сонного физиологического состояния;

· знание анатомо-функциональные особенности всех анализаторов человека;

· знание материалистического субстрата психики и закономерностей его работы;

· понимание особенности работы сенсорных систем.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

030300.62 Психология 

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 126 3
Аудиторные занятия 54  
Лекции 36  
Практические занятия (семинары) -  
Лабораторные работы 18  
Самостоятельная работа 72  
Рефераты -  
Вид итогового контроля: экзамен/зачет   Экзамен

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №     Название раздела дисциплины Всего Лек- ции Лабор-атор-ные заня-тия СРС
1 Введение. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности сенсорных систем. 2 2   2
2 Физиология сенсорных систем. 44 16 6 22
3 Закономерности рефлекторной деятельности 14 4 2 8
4 Нейрофизиологические основы памяти и обучения 14 4 2 8
5 Типы высшей нервной деятельности и темпераменты. Развитие нервных процессов и влияние на них генотипа и среды. 14 4 2 8
6 Особенности высшей нервной деятельности человека 12 2 2 8
7 Функциональные состояния. Сон. 12 2 2 8
8 Эмоции и мотивации. Произвольность. 12 2 2 8
  Всего 126 36 18 72

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1 Введение

Предмет Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем. История развития. Место в системе нейронаук и психологии. Методы исследования.

Основная

1.  Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

2.  Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.

 Дополнительная

1. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А. С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991. – 256 с.

2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник /
Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

3. Каминский, Ю. Г. СТРЕСС (вся и др. правда о стрессе…): учеб. для студ. мед. вузов / Ю. Г. Каминский, Е. А. Косенко; под общ. ред. А. Ю. Буданцева [Электронный ресурс]: – Пущино: Электронное издательство «Аналитическая микроскопия», 2004. –
71 с. – № гос. рег. 6072. – Режим доступа: http://window.edu.ru

4. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие /
Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

5. Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Филимонов, В. И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2002.– 958 с.

7. Филипьевич, О. А. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / О. А. Филипьевич, С. П. Ступина. – Высшее образование, 2006. – 320 с.

8. Шульговский, В. В. Основы нейрофизиологии: учебное пособие для студентов вузов./ В. В. Шульговский. М.: Аспект Пресс, 2001. - 277 с.

 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проделайте элементарный опыт для определения собственного поля зрения.

2. С помощью таблицы Сивцева определите остроту зрения.

3. С помощью таблиц Рабкина исследуйте цветовое зрение.

4. С помощью шепотной речи определите остроту слуха.

5. Проделайте опыт исследования костной и воздушной проводимости звука.

6. Дайте определение понятию «бинауральный слух».

7. Определите преобладание отдела вегетативной нервной системы по солярному рефлексу.

8.Определите дермографизм и преобладание отдела вегетативной нервной системы.

9. Как происходит выработка условного мигательного рефлекса у человека?

10. Объясните, как угасает условный мигательный рефлексу человека.

11. Определите объема кратковременной памяти у человека.

12.Проделайте опыт исследования памяти по методу А. Р. Лурия (10 слов).

13. Определите свой тип ВНД по опросникам.

14. Определение типа ВНД по психомоторной реакции (теппинг-тесту).

15.Объясните механизм образования условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека.

16. Какова роль словесных раздражителей в возникновении эмоций?

УЗЛОВЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА

1. Физиология ВНД как наука.

2. Методы исследования ВНД. Метод условных рефлексов.

3. Общие принципы организации сенсорных систем.

Лекционный курс

 

Тема 1 Введение

Предмет Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем. История развития. Место в системе нейронаук и психологии. Методы исследования.

Тема № 1  Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Кодирование информации в нервной системе.

План:

1. Локализация функций в коре головного мозга.

2. Поля Бродмана. Моторная, сенсорная и ассоциативная кора.

3. Функциональные блоки мозга по А. Р. Лурия.

4. Общие принципы организации сенсорных систем.

5. Принцип обратной связи и его значение.

6. Организация коркового звена анализатора.

7. Кодирование информации в сенсорных системах.

8. Сущность рецепции. Виды рецепторов. Свойства рецепторов.

9. Топическая организация сенсорных систем.

Литература:

1. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник /
Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

3. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3 изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.

 

План

1. Гуморальные теории темперамента.

2. Конституциональные теории темперамента.

3. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

4. Типы высшей нервной деятельности.

5. Свойства нервной системы и их измерения.

6. Особенности ВНД подростков.

7. Место темперамента в структуре индивидуальности.

8. Развитие нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.

 

Литература:

1. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов /
А. С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991. – 256 с.

2. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

3. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.

 

Вариант№2.

№1.Где раньше всего происходит морфологическое и функциональное созревание (из перечисленных отделов):

1. в продолговатом и спинном мозге

2. в ганглиях ствола головного мозга

3. в мозжечке

4. в коре больших полушарий

№2. Сделайте множественный выбор. Какие отделы нервной системы относятся к вегетативной нервной системе?

  1. головной мозг
  2. симпатический
  3. спинной мозг
  4. парасимпатический
  5. черепно-мозговые нервы

 

№3. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции гематоэнцефалического барьера:

  1. барьерная
  2. защитная
  3. двигательная
  4. чувствительная
  5. трофическая (питательная)

№4. Миелинизация черепных нервов завершается:

1. в эмбриогенезе

2. к 2-3 годам жизни

3. к 1 году - 1 г 3 мес. постнатальной жизни

4. к 5 годам жизни

№5. Структурно-функциональной единицей нервной ткани является:

1. синапс

2. нейрон

3. нервный центр

4. сегмент спинного мозга

№6. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции клеточной мембраны нейрона:

1. барьерная (защитная)

2. транспортная

3. передача сигналов от одной клетки к другой

4. инактивация медиатора

5. способность принимать раздражения

№7. Сделайте множественный выбор. Структурную основу клеточной мембраны составляют:

1. фосфолипиды

2. углеводы

3. белки

4.соединительная ткань

№8.  Укажите правильное соответствие:

1. В результате работы какого механизма транспорта веществ через клеточную мембрану поддерживается постоянная разность различных ионов внутри и вне клетки? 1. Фагоцитоз
  2. Пиноцитоз
  3. Эндоцитоз
2. В результате какого механизма происходит усвоение жидких питательных веществ мембраной клетки? 4. Работа ионных помп (насосов)
  5. Диффузия
  6. Осмос

 

 

№9. К основным свойствам нервной клетки относят:

1. возбудимость и проводимость

2. возбудимость и торможение

3. проводимость и торможение

4. раздражимость, возбудимость, проводимость

№10. По способу передачи сигнала синапсы делятся на:

1. химические, электрические и смешанные;

2. химические, электрические и метаболические;

3. электрические и метаболические;

4. химические и метаболические.

№11. Продолжите определение. Гомеостаз – это:

  1. поддержание постоянства атмосферного давления
  2. поддержание постоянства внешней среды
  3. поддержание постоянства внутренней среды
  4. поддержание постоянства тонуса мышц

№12. Автором учения о доминанте является:

  1. П.К.Анохин
  2. А.А.Ухтомский
  3. И.М.Сеченов
  4. И.П.Павлов

№13. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по рефлекторной дуге:

  1. эффектор, рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, эфферентный нейрон
  2. рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, афферентный нейрон, эффектор
  3. рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, эфферентный нейрон, эффектор
  4. афферентный нейрон, вставочный нейрон, рецептор, эффектор, эфферентный нейрон

№14. Закончите определение. Неспецифическая нервная система связана с работой:

  1. всех нервных путей и нервных центров
  2. ретикулярной формации
  3. только спинного мозга
  4. только головного мозга

№15. В задних рогах спинного мозга заложены:

  1. клетки вегетативной системы
  2. клетки двигательной системы
  3. волокна чувствительных клеток
  4. вставочные нейроны

№16. Сделайте множественный выбор: серое вещество спинного мозга

состоит из:

  1. скопления тел нейронов
  2. восходящих проводящих путей
  3. нисходящих проводящих путей
  4. чувствительных корешков

№17. Сделайте множественный выбор. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется за счет:

1. восходящих путей спинного мозга

2. чувствительных волокон спинного мозга

3. двигательных волокон спинного мозга

4. нисходящих путей спинного мозга

№18. Укажите, как поступает афферентная информация в спинной мозг:

  1. через передние корешки спинного мозга
  2. через задние корешки спинного мозга
  3. через боковые корешки спинного мозга

№19. На что указывает латерализация головного мозга?

  1. на иерархию нервной системы
  2. на функциональную ассиметрию головного мозга
  3. на проводниковую функцию
  4. на динамическую локализацию психических функций

№20. Какую функцию выполняет наружный слой коры полушарий большого мозга?

1. отвечает за память

2. отвечает за мыслительную деятельность

3. обеспечивает межполушарные и внутриполушарные связи

4. отвечает за двигательную функцию

 

6. Методические рекомендации преподавателю.

Наиболее рациональными по данной дисциплине являются следующие формы лекций: лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция.

Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации по курсу «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», подлежащей осмыслению и запоминанию.

Лекция - визуализация является результатом использования принципа наглядности. Изменение учебной информации по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых сложных нейрофизиологических явлений. Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Необходимо использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний по изучаемой дисциплине.

При изучении материала по высшей нервной деятельности возможно проведение проблемной лекции, когда новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов происходит в сотрудничестве и диалоге с преподавателем. На лекционных занятиях изложение информации можно сочетать с построением опорного конспекта студентами, включая, таким образом субъектов обучения в исследовательский процесс.

 

 

Работа с ресурсами Internet

Основная информация по дисциплине расположена на сайтах:

http://www.bibliotekar.ru/100otkr/83.htm - информация о физиологии нервной системы;

http://histopathology.narod.ru/ - экспериментальная нейрофизиология

- http://dic.academic.ru/ - справочная информация по дисциплине;

- http://nervopatologia.ru/ - патология нервной системы

http://meduniver.com/ - анатомия и физиология нервной системы

http://www.medkursor.ru/ - информация об анатомии нервной системы

     http:// window. edu. ru / window - научная информация по дисциплине.

 

   8.Материальное обеспечение дисциплины: компьютерный и мультимедийный класс на факультете.

 

9.Методическое обеспечение дисциплины.

Литература

9.1 Основная:

1 Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

2 Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.

Дополнительная

1. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А. С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991. – 256 с.

2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник /
Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

3. Каминский, Ю. Г. СТРЕСС (вся и др. правда о стрессе…): учеб. для студ. мед. вузов / Ю. Г. Каминский, Е. А. Косенко; под общ. ред. А. Ю. Буданцева [Электронный ресурс]: – Пущино: Электронное издательство «Аналитическая микроскопия», 2004. –
71 с. – № гос. рег. 6072. – Режим доступа: http://window.edu.ru

4. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие /
Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

5. Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Филимонов, В. И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2002.– 958 с.

7. Филипьевич, О. А. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / О. А. Филипьевич, С. П. Ступина. – Высшее образование, 2006. – 320 с.

8. Шульговский, В. В. Основы нейрофизиологии: учебное пособие для студентов вузов./ В. В. Шульговский. М.: Аспект Пресс, 2001. - 277 с.

 

Глоссарий

Агнозия - утрата знаний. Неспособность субъекта вспомнить о предшествующем событии. Ретроградная агнозия - забывание событий, предшествующих данному моменту времени.

Акинезия - снижение объема движений. Один из симптомов нарушения двигательной функции, например при болезни Паркинсона.

Аксон - отросток нейрона, по которому возбуждение (потенциал действия) проводится от данного нейрона к другой клетке (другому нейрону, мышечной или железистой клетке).

Активная зона - специализированные места цитоплазматической мембраны пресинаптической терминали, в которых происходит освобождение медиатора, упакованного в пузырьки.

Амигдала см. Миндалина.

Асинергия – нарушение содружественных движений. Один из симптомов нарушения двигательной функции, например, повреждении мозжечка.

Ассоциативные области коры - в коре больших полушарий выделяют три ассоциативные зоны: теменно-височную, префронтальную и лимбическую.

Атаксия - расстройства походки и равновесия при повреждении, например, мозжечка или задних столбов спинного мозга.

Афазия - нарушение речи. Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока, сенсорная афазия - при повреждении зоны Вернике, проводниковая афазия - при повреждении крючковидного пучка, соединяющего зоны Брока и Вернике.

Афферент - нейрон, или путь, который передает сигналы к центральной нервной системе. Например, слуховые афференты, вестибулярные афференты и т.д.

Ацетилхолин - медиатор, выделяющийся в нервно-мышечных синапсах и некоторых центральных синапсах.

Ацетилхолинэстераза - фермент, расщепляющий ацетилхолин на холин и уксусную кислоту.

Базальные ганглии, или Стриатум - ядра больших полушарий мозга. Включают бледный шар, хвостатое ядро и скорлупу. Проводящими путями тесно связаны с черной субстанцией, субталамическим ядром (телом Люиса).

Биогенные амины - группа медиаторов, включающая серотонин, дофамин, адреналин и норадреналин.

Большие полушария - парные структуры головного мозга, особенно хорошо развитые у человека и высших обезьян, связаны между собой мозолистым телом.

Брока зона - область лобной коры, критически задействованная в экспрессивной речи.

Вентральные корешки спинного мозга - образованы аксонами мотонейронов передних рогов серого вещества спинного мозга, а также аксонами нейронов (симпатических) боковых рогов серого вещества спинного мозга грудных сегментов.

Вернике зона - область коры на стыке височной и теменной долей, критически задействованной в сенсорном анализе речи.

Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП) - возникает как сдвиг мембранного потенциала нейрона в сторону деполяризации при одновременном возбуждении большого числа синапсов. При достижении ВПСП пороговой величины в нейроне появляется потенциал действия. Ионный механизм состоит в суммации многочисленных ионных токов, возникающих при срабатывании одиночных синапсов.

Возбуждение нейрона - возникновение потенциала действия.

Волокно мышечное - возникает в процессе развития при слиянии нескольких сотен клеток, поэтому по сути является синцитием. В организме в составе целой мышцы функционирует как одна клетка.

Ганглий - скопление нейронов и глиальных клеток по ходу периферических нервов. Например, межпозвоночные ганглии (узлы) являются скоплением псевдоуниполярных нейронов: один отросток аксона идет на периферию и образует периферические нервы, а другой - в составе заднего корешка входит в серое вещество спинного мозга.

Гематоэнцефалический барьер - состоит из стенок сосудов, выстилок мозговых желудочков и клеток глии. Защищает головной мозг от проникновения инфекций.

Гиперполяризация - увеличение поляризации мембраны нейрона. В покое мембрана клетки поляризована в среднем до -70 мВ (отрицательность в цитоплазме).

Гипоталамус - нижняя часть промежуточного мозга, составляет стенки III желудочка мозга. Входит в состав лимбической системы мозга. Является главной структурой мозга, обеспечивающей биологические мотивации (потребление пищи, половое поведение, поддержание водно-солевого баланса организма и многое другое).

Гиппокамп - структура старой коры на медиальной стороне височных долей. Повреждение гиппокампа приводит к синдрому Корсакова. Он тесно связан с гипоталамусом волокнами свода (fornix).

Гипофиз - нижняя мозговая железа, один из основных эндокринных органов мозга. Имеет в своем составе три доли: переднюю, или аденогипофиз, заднюю, или нейрогипофиз, и промежуточную. Гипофиз связан с гипоталамусом гипоталамо-гипофизарным трактом.

Глия - клетки, входящие в состав нервной ткани. Обычно выделяют астроциты (преимущественно находятся в сером веществе мозга), олигоциты (преимущественно находятся в белом веществе мозга) и микроглию, участвующую в образовании мозговых оболочек.

Гормон - биологически активное вещество, выделяющееся из желез внутренней секреции.

Дендрит - от греч. «дерево». Разветвленный отросток нейрона, на котором оканчиваются синапсами многочисленные аксоны других нейронов.

Деполяризация - уменьшение поляризации мембраны нейрона. В покое мембрана клетки поляризована в среднем до - 70 мВ (отрицательность в цитоплазме).

Децеребрационная ригидность - активация мышц-разгибателей (антигравитационной мускулатуры) при удалении больших полушарий мозга (хирургический разрез на межколликулярном уровне) или мозжечка. Различают два вида ригидности: альфа-ригидность, возникающую при возбуждении мотонейронов передних рогов спинного мозга, и гамма-ригидность, появляющуюся при активации гамма-мотонейронов передних рогов спинного мозга.

Дисметрия - нарушение размерности движения. Например, при повреждении мозжечка человек с закрытыми глазами не может указательным пальцем точно дотронуться до кончика собственного носа.

Дорсальные корешки спинного мозга - составлены центральными отростками псевдоуниполярных нейронов межпозвоночных ганглиев. Занимают задний (дорсальный) канатик спинного мозга.

     Канал ионный- белковая молекула, занимающая место в мембране; при определенных условиях способен пропускать определенный тип ионов. Различают натриевый, калиевый, кальциевый, хлорный и некоторые другие каналы.

Комиссура - группа аксонов, соединяющих отдельные структуры мозга. Например, самая большая комиссура-мозолистое тело, которое соединяет большие полушария.

Кора больших полушарий, или Плащ (palium) - покрывает большие полушария преимущественно (95%) новой корой (имеет в своем составе 6 слоев), но также старой (трехслойная кора) - около 2,5% и древней корой (слои нейронов выражены неясно).

Лимбическая система - группа структур мозга, связанных между собой тесными связями. Участвует в обеспечении мотивационно-эмоциональной деятельности организма. Одной из главных структур лимбической системы является гипоталамус, которым большинство структур объединены в целостную систему, регулирующую мотивационно -эмоциональные реакции человека и животных на внешние стимулы.

Миндалина - группа ядер, локализованных в глубине переднего полюса височной доли мозга. Имеет тесные связи с гипоталамусом, гиппокампом, таламусом, с обонятельной системой. Является частью лимбической системы мозга. Координирует эндокринные ответы и реакции автономной нервной вегетативной системы, связанные с эмоциями.

Модальность - близкая группа ощущений. Например, зрительная модальность объединяет ощущение света, темноты, цвета и другие характеристики зрительного стимула. Термин «модальность» часто употребляют для обозначения стимула; например, слуховая модальность - стимулы, адресованные слуховому анализатору.

Мозг спинной - самая каудальная (задняя) часть центральной нервной системы. Имеет сегментарное строение. Обеспечивает двустороннюю связь туловища и ЦНС; способен к автономной деятельности по рефлекторному принципу, например способен осуществлять многие двигательные (коленный, сухожильный и ряд других) и вегетативные (просвет периферических кровеносных сосудов, потоотделение и ряд других) рефлексы.

Мозговой ствол - включает продолговатый мозг, мост и средний мозг. Содержит в своем составе ядра черепных нервов, ретикулярную формацию.

Мозжечок - (лат. Cerebellar - малый мозг) - находится над мостом; состоит из двух полушарий и червя между ними, в глубине полушарий находится четыре пары ядер (ядра шатра, округлое, пробковидное и зубчатое). Мозжечок участвует в управлении движениями.

Мозолистое тело - многочисленные нервные волокна, соединяющие между собой симметричные точки коры больших полушарий.

Мышечное веретено – является собственным (проприорецептором) рецептором мышцы. Состоит из группы очень тонких мышечных волокон (интрафузальных волокон), собранных в структуру, напоминающую веретено. Мышечное веретено получает два типа волокон: сенсорные волокна, по которым информация о состоянии веретена передается в спинной мозг, и моторные волокна (аксоны гамма-мотонейронов), возбуждение по которым управляет длиной мышечного веретена.

Насосный канал - белковая молекула, обеспечивающая специальным механизмом перекачку ионов между цитоплазмой и межклеточной средой.

Нейрон - главная клетка нервной ткани. Состоит из тела (сомы) и двух отростков: многочисленных дендритов и одного аксона. Способен возбуждаться и по аксону проводить возбуждение к другим клеткам организма.

Нервное волокно - аксон нейрона, который находится в составе периферического нерва.

Перехват Ранвье - регулярные (для периферических волокон в среднем через 1,5 мм) места аксона, не покрытые миелином. Это связано с тем, что миелиновый чехол образуется обворачиванием вокруг аксона отдельных глиальных клеток. На стыке между отдельными клетками и образуется перехват Ранвье.

Порог абсолютный - наименьшая сила стимула, вызывающая реакцию. Порог дифференциальный (разностный) - минимальное приращение стимула, изменяющее реакцию.

Потенциал действия - электрический потенциал амплитудой примерно 120 мВ, который возникает в нейроне и распространяется по аксону по принципу «все или ничего». Потенциал действия и возбуждение часто используют как синонимы.

Пропазогнозия - неспособность распознавания лиц.

Ретикулярная формация - (от лат. reticulo - сетчатый) - скопление диффузно расположенных нейронов в сердцевине мозгового ствола и медиальных частях таламуса.

Рецептор сухожильный - (Гольджи) - находится в сухожилии, которым мышца прикрепляется к кости. При сокращении мышцы сухожильный рецептор возбуждается пропорционально возникшей силе, т. е. является измерителем силы.

Рефлекс - реакция организма на воздействие. Характеризуется порогом (наименьшей силой стимула, которая способна вызвать данный рефлекс), рецептивным полем (полем тех рецепторов, стимуляция которых пороговым стимулом вызывает рефлекс) и латентным периодом (временем от стимула до начала рефлекса).

Саккада - (от франц. «хлопок паруса») - быстрое скачкообразное движение глазного яблока.

Синапс - контакт аксона с мембраной другой клетки (нейрона, мышечной, железистой и др.).

Сухожильный рецептор - (Гольджи) - находится в сухожилии, которым мышца прикрепляется к кости. При сокращении мышцы сухожильный рецептор возбуждается пропорционально возникшей силе, т. е. является измерителем силы.

Таламус - дорсальная (верхняя) часть промежуточного мозга. Содержит ядра (скопления нейронов), в которых возбуждение переключается на кору. Образно говоря, таламус является коллектором (собирателем и распределителем) импульсации, поступающей к коре больших полушарий.

Томография - неинвазивный (без проникновения) метод исследования структур головного мозга. Наиболее распространены рентгеновский, позитрон-эмиссионный и магнитно-резонансный методы томографии.

Центральная нервная система - (ЦНС) - включает в свой состав спинной и головной мозг. Противопоставляется нервной периферической системе.

Центральный нейрон - нейрон ЦНС.

Эндокринный орган - (железа), или Железа внутренней секреции - выделяет секреты в среду организма; специальные протоки отсутствуют.

 

Примерные темы для подготовки рефератов

 

1. Онтогенез нервной системы.

2. Научная деятельность И.П. Павлова.

3. Методы исследования высшей нервной деятельности.

4. Процессы торможения и их виды.

5. Характеристика различных условных рефлексов.

6. Функциональная мозаика коры.

7. Гематоэнцефалический барьер.

8. Системный принцип регуляции. Функциональные системы по П.К. Анохину.

9. Функции клеточной мембраны нейрона. Механизмы транспорта веществ.

10. Гомеостаз организма.

11. Ассоциативные временные связи и их роль в процессе коркового синтеза.

12. Условные рефлексы на комплексные раздражители.

13. Специфические особенности ВНД человека.

14. Особенности иррадиации и взаимной индукции нервных процессов человека

15. Типы ВНД.

16. Сон и гипноз.

17. Изменения ВНД при умственной работе.

18. Патологические изменения ВНД.

19. Влияние условий питания на ВНД.

20. Изменения ВНД при воздействии фармакологических средств

21. Влияние кровосн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.134 (0.193 с.)