Разминка. Упражнение «Я дрозд, ты дрозд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разминка. Упражнение «Я дрозд, ты дрозд»



Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: «Сейчас у вас будет уникальная возможность побыть чуть-чуть ребёнком, великаном и лилипутом. Сделаем это так: вам нужно разделиться пополам и сделать 2 круга – один внешний, другой внутренний. Стоя напротив друг друга вы говорите слова:

- Я дрозд, ты дрозд.

- У меня есть нос, у тебя есть нос.

- У меня губки алые, у тебя губки алые.

- У меня щёчки красные, у тебя щёчки красные.

- Оба мы 2 друга, любим мы друг друга.

(своим голосом, голосом лилипута, голосом великана).

 

3. Основное содержание занятия

Мы все с вами знаем, что единого мнения в воспитании ребёнка достичь сложно и  каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Просто взрослый должен знать, какую роль он играет  в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Так как в детстве закладываются основы, создаются предпосылки развития гармоничной личности. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

Упражнение «Стиль воспитания» (Презентация, сл.2)

Инструкция: «На схеме (Приложение 1) отметьте тот стиль воспитания, которого вы придерживаетесь при воспитании детей. Что чаще всего присутствует в вашем общении с детьми: запреты или разрешения, тепло или сдержанность».

Стили 1 и 2. Все вы помните стихотворение о мальчике, которого растили «как мимозу в зоологическом саду». Такой сверхзаботливый стиль воспитания, когда родители относятся к взрослеющему уже ребёнку как к маленькому, контролируют каждый его час, утрясают его проблемы (конечно из лучших побуждений, чтобы с ним ничего дурного не случилось, ведь вокруг столько всего, а он у нас такой…) приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность и ответственность.

3 стиль – авторитарный. Это семьи, где повиновение и наказание являются высшими правилами воспитания. Здесь разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «делай, как тебе говорят». Ребёнка часто стыдят, а иногда и унижают оскорбительными словами.

4 стиль – всё допускающий, безразличный. В семьях с таким воспитанием родители часто заняты своим проблемами.

 

Причины не гармоничного воспитания весьма различны: определённые обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Пришло время более подробно остановиться на стилях родительского воспитания  (Приложение 2; Презентация, сл. 3).

Многие работы, посвящённые детско-родительским отношениям, выделяют 4 основных стиля семейного воспитания:

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов – «автократический», «диктант», «доминирование») – все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всём слушаться родителей, не сокращая попыток решать что-то самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твёрдо придерживаются избранного типа родительской власти (Презентация, сл. 4,5).

Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах)

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины и страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах)

 

Демократический стиль (в терминологии других авторов – «авторитетный», «сотрудничество») – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботясь о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение (Презентация, сл. 6,7).

Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах)

Попустительский стиль (в терминологии других авторов – «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») – ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указания родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, они не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявления равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность (Презентация, сл. 8,9).

Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах)

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке)

      Стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребёнка, с другой – к формированию у него тревожности, низкая самооценка, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости, из-за не самостоятельности (Презентация, сл. 10,11).

Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах)

Помимо этих 4-х основных стилей семейного воспитания может присутствовать резкая смена приёмов воспитания.

 

Можно выделить ещё один стиль воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному – и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию у ребёнка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

При этом стиле воспитания подавляется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии чётких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Обсуждение. Родители делятся своими примерами и опытом друг с другом и психологом. (Работа в парах)

Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания:

· уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребёнка. При гиперпротекции родители посвящают ребёнку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипотротекции ребёнок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь, когда случается что-то серьёзное;

· степень удовлетворения потребностей ребёнка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребёнка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребёнка, причём чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (Приложение 3).

Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей.

a. Гиперпротекция: потворствующая и доминирующая.

b. Гипопротекция: потворствующая и доминирующая.

c. Повышенная моральная ответственность.

d. Эмоциональное отвержение.

e. Жестокое обращение.

f. Воспитание в культе болезни.

g. Противоречивое воспитание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.012 с.)