Универсальные принципы управление А. Файоля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальные принципы управление А. Файоля.



1. Разделение труда.  

2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4. Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5. Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством.

6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов – общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах – задачей руководителя является их примирение.

7. Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую степень централизации, а крупные – меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.

9. Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь – это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена).

10. Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место – для всего все на своем месте».

11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12. Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. В процветающей компании управленческими персонал является стабильным.

13. Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14. Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии ("единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

                Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Особенностями классической школы управления являются:

· Рациональное управление предприятием «сверху».

· Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные.

· Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.

· Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности.

· Разработка вопросов общего управления.

· Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности.

· Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства.

Однако, любое научное течение, может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным чертам административного подхода к управлению организацией относят:

· Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования;

· Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера;

· Разработка целостной системы управления организацией;

· Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия;

· Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху.

К отрицательным чертам административного подхода к управлению организацией относят:

· Невнимание к социальным аспектам управления;

· Невнимание к человеческому фактору на предприятии;

· Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

Административная школа управления получила подобное название в связи с тем, что А. Файоль и все его последователи относились к администрации организаций. Однако, очень часто, административную школу управления также называют классической, потому что управление не просто было выделено как отдельный вид деятельности, а – Файоль, классически раскрыл содержание управленческой деятельности. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор, используем в управлении организацией – это: планирование, организация, мотивация, контроль и руководство.

Школа психологии: школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время) (школа психологии)

Период функционирования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.009 с.)