Основные тенденции развития культуры в 1990-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития культуры в 1990-е гг.



     Развитие российской культуры в 1990-е гг. происходило на фоне сложных процессов, охвативших экономическую, социальную и политическую сферу. В 1992 г. были утверждены "Основы законодательства РФ о культуре". Государство взяло на себя обязанности разработки и осуществления федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создания условий для развития национальных культур РФ, обеспечения доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечения свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создания условий для самореализации талантов, сохранения памятников истории и культуры, ведения статистики культуры, деятельности по преодолению монополии в области культуры.

     В 1990-е гг. государство утратило монополию на управление культурой. Усилилась самоорганизации культурных процессов, повысилась автономность учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. Эти позитивные перемены сопровождались нарастающим кризисом культуры, который выражался в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и миграции работников культуры за рубеж. Следствием экономических преобразований являлось отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности.

     Значительно сократились в 1990-е гг. расходы на социально-культурную сферу. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом уменьшились в 2,2 раза. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.

Система образования.

     Кризисное состояние системы образования определялось низким уровнем финансирования (в 2000 г. – 40 % от уровня 1991 г.) В 1992 г. был принят "Закон об образовании". Уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. В высшей школе возросло число вузов (до 590 в 2000 г). Большую популярность приобрели такие специальности, как экономист, финансист, менеджер, юрист. Появились негосударственные, преимущественно коммерческие вузы (349 в 2000 г.). Численность студентов в 2000 г. оставила 4 млн человек.

     Основными направлениями реформы образования в 1990-х гг. стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства.

     Осенью 2003 г. Россия и Украина присоединились к Болонскому процессу. В вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет). Россия и Украина стали готовить кадры для Запада.

Новый этап в развитии образования и культуры был связан с информационными технологиями, их использованием в учебном процессе. Российская система высшего образования взяла курс на интеграцию в европейское вузовское и университетское сообщество. Однако научная активность российских вузов за единичными исключениями в XXI в. крайне низкая.

     Современные проблемы образования включают недостаток мест в МДОУ (муниципальное дошкольное образовательное учреждение), падение престижа педагога, несоответствие профессиональной структуры подготовки молодых специалистов в высшей школе потребностям рынка труда.

     В XXI в. возросли государственные расходы на образование. В ноябре 2010 г. на заседании президиума правительства РФ В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 – 2015 гг. будет выделено 137 млрд рублей. В рамках этой программы серьезные средства направлены на поддержку одаренных детей, создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах, обновление материально-технической базы федеральных вузов.

Возросли расходы федерального бюджета на систему образования

       Модернизация системы образования в России осуществлялась с целью перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Изменена система сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. в качестве эксперимента введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который проводился вне стен школы. В 2009 г. ЕГЭ был введен повсеместно, вступительные экзамены в вузы отменили.

     Основным правовым документом в системе образования России в является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

     Новыми тенденциями в системе образования стали сокращения учительского и преподавательского состава, числа вузов. Осенью 2012 г. Минобразования провело оценку 502 российских госвузов, по итогам которой 136 учебных заведений были признаны неэффективными. 1 января 2011 г. Госдума РФ приняла закон, который вводит элементы платного образования в средних школах.

Наука в 1992-2012 гг.

     В 1990-е гг. резко сократилось инвестирование в фундаментальные исследования. Сократилась численность работающих в научно-технической сфере до 800 тыс. в 2000 г. Снизился приток в науку молодых специалистов, повысился средний возраст докторов наук до 60 лет, кандидатов - до 55. К 1996 г. более 70 тыс. ученых покинули страну. В обществе произошла девальвация авторитета научного знания.

     В 1996 г. был принят закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4 % расходной части бюджета. Однако добиться его реализации на практике не удалось.

     В 2002 г. был принят базовый документ, определяющий основные направления развития научно-технологического комплекса страны "Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". В стране в последнее время действует около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 70% этих организаций принадлежат государству.

     В 2011 г. определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: 1. безопасность и противодействие терроризму; 2. индустрия наносистем; 3. информационно-телекоммуникационные системы; 4. науки о жизни; 5. перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; 6. рациональное природопользование; 7. транспортные и космические системы; 8. энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

     В 2001 г. в России был создан суперкомпьютер (вслед за США и Японией), способный выполнять 1 трлн операций в секунду. Признанием достижений российской науки явилось награждение в 2000 г. Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. В 2003 г. Нобелевскую премию по физике получили А. А. Абрикосов, В. Л. Гинзбург, совместно с Э. Леггетом за вклад в развитие теории сверхпроводимости и сверхтекучести. В 2010 г. К. С. Новосёлов и А. К. Гейм удостоены Нобелевской премии за изучение графена.

Эту достойную оценку уровня фундаментальной академической науки и качества естественно-научного образования в лучших университетах России омрачает тот факт, что Абрикосов, Новоселов, Гейм давно работают за границей. Предотвратить падение эффективности научных исследований и уровня развития российской науки призвана государственная финансовая поддержка развития данной сферы.

Духовное состояние общества

     В 1990-е гг. расширился социокультурный кризис российского и украинского обществ. Он проявился в утрате прежнего социалистического и коммунистического идеала. Распад СССР и утрата статуса великой державы оказали негативное влияние на сознание людей. Засилье массовой культуры обернулось нравственным кризисом большой части общества. На смену ценностям, связанным с коллективизмом, пришли индивидуалистические ценности. Постепенно размывалось представление о таких ценностях, как труд, социальная справедливость. Деформировалась социальная ориентация людей. Росла привлекательность таких профессий, как банкир, предприниматель, шоумен, что было связано с возможностью быстро и легко заработать деньги. В 1990-е гг. размывались представления о социально допустимых нормах поведения, развивались различные формы преступности – от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

     На фоне кризиса в обществе сформировалось несколько субкультур: "высокая" культура творческой интеллигенции, развивающая традицию национальной элитарной культуры; "советская" культура, сохраняющая ценности старшего поколения; западная культура индивидуализма и экономической независимости, охватывающая большую часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов.

     В 1990-е гг. повысилась воспитательная и социальная роль Церкви. Праздник православного Рождества Христова стал нерабочим днем. Возобновились паломничества к святым местам в Иерусалим и Мекку. В многоконфессиональных России и Украины серьезную озабоченность стала вызывать деятельность запрещенных тоталитарных сект, религиозных экстремистов, например ваххабитов на Северном Кавказе.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. Либерализация экономики повлияла на структуру периодических изданий, их объем и содержание. Годовой тираж СМИ сократился в 5,4 раза, т.к. для большинства россиян выписка периодики стала недоступной.

     Заметно выросла роль телевидения. Появились новые общероссийские каналы, сложилась сеть региональных телекомпаний, стал огромным диапазон информационных и развлекательных передач. Для СМИ в целом стали характерны ангажированность, тяготение к сенсационности.

     Отсутствие национальной идеи для современной России вызывало озабоченность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать работу по поиску национальной идеи. Однако задача не решена и поныне.

Российское искусство

     Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX - начале XXI в. стали коммерциализация, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

     Отечественные реалистические традиции в литературе развивали В. Астафьев ("Прокляты и убиты"), В. Распутин ("В одном сибирском городе"), В. Белов ("Повседневная жизнь русского Севера"), Ю. Бондарев ("Без милосердия"). Событием к культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына.

Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты: А. Битов "Улетающий Монахов", Д. Пригов ("Пятьдесят капелек крови"), В. Пелевин ("Чапаев и пустота", "Generation П", "Avion Pa", "Жизнь насекомых"), В. Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"), Л. Петрушевская ("Квартира Коломбины"). Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и "русское фэнтези".

Отсутствие государственного финансирования привело к резкому сокращению выпуска фильмов. В 1995 г. было снято только 46 фильмов, что привело к доминированию на кинорынке страны западных лент. Значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", П. Лунгина "Такси-блюз", В. Тодоровского "Страна глухих", А. Рогожкина "Особенности национальной охоты", Э. Рязанова "Старые клячи", С. Бодрова-старшего "Кавказский пленник", В. Хотиненко "Мусульманин". В стране ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи. В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Популярность у молодежи заслужили фильмы А. Балабанова: "Брат" (1997 г.), "Брат-2" (2000 г.). Получил известность режиссер А. Звягинцев. Его картины "Возвращение", 2003 и "Как я провел этим летом", 2010 были удостоены высоких наград Венецианского и Берлинском кинофестивалей.

  Ряд выдающихся деятелей искусства (оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растропович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра "Виртуозы Москвы" В. Спиваков, балерина М. Плисецкая, альтист Ю. Башмет) оказывали помощь своим коллегам, особенно молодежи, в России. Получили мировое признание артисты балета Н. Цискаризде, Д. Вишнева, оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина.

    В 1990-е гг. в русской рок-музыке социальная тематика уступает место песням, отражавшим чувства и переживания молодежи: "Бесконечность" Земфира, "Медведица" "Мумий Тролль", "Нас не догонят" t.a.T.u.

В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.

     В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе.

      Воплощением идеи "минимонументализма" стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге Р. Габриадзе и В. Бухаева.

В 1990-е гг. появилось много ярких театральных постановок. Возникли новые театры и студии: "Мастерская П. Н. Фоменко", "Табакерка" О. Табакова, "Театр Луны" С. Проханова. Возродились спектакли-антрепризы. В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

    В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию.

      Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.

      В эти же годы поднимается и роль религии в обществе, в частности, роль Русской Православной Церкви (РПЦ). Однако, следует признать, что так называемые «традиционные» конфессии (Православие, суннитская ветвь ислама, ламаизм) не смогли эффективно противодействовать росту значения тоталитарных и экстремистских сект, которые во множестве хлынули в СССР пропагандировать свои «учения». Из них следует упомянуть «Белое братство», «Марию Деви Христос», «АумСинрикё» и, особенно, движение ваххабитов, пропагандировавших газават (священная война) против России. Чрезвычайно агрессивно стал действовать ещё один старый враг славяно-православной цивилизации – римско-католическая церковь во главе с очень умным и волевым папой Иоанном Павлом II во главе. Официально называя РПЦ «церковью-сестрой», этот первый славянин (поляк по национальности)на папском престоле на самом деле активнейшим образом поддерживал украинских шовинистов, с помощью насилия и лживой пропаганды насаждавших на Украине, и особенно в Галиции, этой колыбели русской культуры и государственности, униатство. Традиционные конфессии явно проигрывали экстремистам и католикам в сплочённости, решительности, да и в количестве финансовых средств.

    Власти же и десятилетиями не получавший духовного окормления народ, разумеется, часто не понимали внутренней сути этих «волков в овечьих шкурах». Такая «веротерпимость и толерантность без берегов» сделали Россию и Украину настоящим раем для всяческих экстремистов и проходимцев, торгующих именем Божьим. Ваххабизм, к примеру, был официально запрещён, да и то только на территории Республики Дагестан, лишь во времена правления В.В. Путина. Робкие голоса, призывающие каким-то образом конституционно закрепить особое положение Русской Православной Церкви как одного из главных столпов русской культуры и государственности, подобно тому, как это было сделано, к примеру, в Болгарии или Греции, не были услышаны. В явном проигрыше в рассматриваемые годы оказалось и суннитское духовенство. В результате страна получила целый клубок деликатных проблем, распутывать который придётся, видимо, ещё очень долго. Таково было культурное развитие СССР в последние годы его существования и культура России в первые годы складывания её новой государственности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 1751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.029 с.)