Выборы в Государственную Думу 1999 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборы в Государственную Думу 1999 г.



    19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Государственную думу третьего созыва. Накануне выборов был сформирован новый "блок власти" - "Единство". Шесть избирательных объединений преодолели 5% барьер: КПРФ (113 мест), "Единство" (73), "Отечество - Вся Россия" (68), СПС (29), "Блок Жириновского" (17), "Объединение «Яблоко" (20). Блок "Единство" сформировал вторую по числу голосов в Думе фракцию, лояльную правительству В. В. Путина. Выборы показали раскол "столица-провинция": на массовое голосование за ОВР в Москве провинция ответила массовым голосованием за "Единство" и КПРФ. Председателем Думы был избран Г. Н. Селезнёв, член КПРФ.

    В процессе работы парламента наметилась консолидация проправительственных сил вокруг президента Путина. Было объявлено о слиянии общественных движений "Единство" и ОВР, что привело к важным изменениям в Думе. Сформировалась новая коалиция большинства в составе фракций "Единство", ОВР, депутатских групп "Регионы России" и "Народный депутат".

Россия в 2000-2014 гг.: внутренняя политика

Президентские выборы 2000 г.

    31 декабря 1999 г. президент РФ Б. Н. Ельцин заявил о намерении уйти в отставку до истечения срока своих полномочий. Назначенный ранее председателем правительства В. В. Путин после отставки Ельцина стал исполняющим обязанности Президента РФ до внеочередных выборов.

    Путин не был напрямую связан с непопулярными у россиян либерально-радикальными реформами 1990-х гг. Он ассоциировался с образом молодого, образованного, самостоятельно мыслящего политика. В своих предвыборных выступлениях он говорил о необходимости укрепления власти, сохранении территориальной целостности, восстановлении позиций России на международной арене. Основным соперником В. В. Путина на выборах стал Г. А. Зюганов, лидер КПРФ. В марте 2000 г. на президентских выборах Путин получил 53 % голосов избирателей, Зюганов - 29, 2 %.

С первым президентством В. В. Путина связывают процесс укрепления государственных институтов, выстраивания вертикали власти. Приоритетными задачами являлись для президента усиление роли федерального центра на местах, совершенствование федеративных отношений, экономическая стабилизация, создание единого законодательного пространства России.

Административные реформы.

      Укреплению роли федерального центра способствовала реформа федеральных округов (2000 г.), направленная на создание вертикали власти и формирование новой президентской "команды" на местах. Были учреждены семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, главами которых назначались полномочные представители Президента РФ.

    В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, одной из двух палат парламента. Отныне членами Совета Федерации становятся не губернаторы, как прежде, а представители, определенные органами исполнительной и законодательной власти субъекта федерации соответственно. В том же году при президенте РФ появился новый совещательный орган - Государственный совет, в которой вошли все губернаторы и руководители субъектов Федерации. Губернаторы по новому закону могли избираться не более чем на два срока.

      Произошло разграничение полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением (децентрализация властных полномочий). Значительная часть функций в сфере социально-экономического развития была возложена на местную и региональную власти, призванные решать насущные проблемы на местном уровне.

Черту под дискуссиями о государственной символике подвели принятые Государственной Думой законы 2000 г. о национальных символах России - государственном флаге, гербе и гимне страны. Идея неразрывности истории Отечества нашла отражение в отдельных элементах символики царской России и Советского Союза, соединенных в новых символах.

В начавшемся процессе совершенствования российской многопартийной системы важным шагом стало принятие в 2001 г. закона "О политических партиях". Под контроль были поставлены вопросы финансирования деятельности партий, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Закон определил, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 г. — сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 г. - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории РФ.

      Принятые меры позволили в первые годы президентства В. В. Путина отчасти стабилизировать политическую систему. Проведенные административные реформы способствовали укрупнению регионов, сократили бюрократический аппарат федеральных служащих, позволили поставить региональную исполнительную власть под контроль правительства.

Экономическая политика.

      По инициативе президента была осуществлена в 2001 г. налоговая реформа. Введен 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Общее число налогов сократилось в 3,6 раза (с 54 до 15). За период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35% до 27,5%. Реформа стимулировала экономический рост и повысила уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом.

      1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс. Налоговая реформа улучшила ситуацию с поступлением налогов в бюджет. 90% расходов бюджета стали покрываться за счет регулярных налоговых поступлений, чего ранее не наблюдалось. С 2002 г. бюджет страны стал профицитным.

      Был принят ряд законов по поддержке малого и среднего предпринимательства. С 2000 г. стали регулярно разрабатываться и уточняться программные документы социально-экономической политики на один и на три года. В 2002 г. было положено начало процессу среднесрочного бюджетного планирования.

      В декабре 2001 г. был принят закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно закону, депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство осуществляло планирование и общее руководство процессом приватизации, президент формировал перечень стратегических предприятий и определял возможность их приватизации. Шло поэтапное разгосударствление ряда отраслей экономики. Продолжилось формирование крупных монополий в газовой и нефтяной отраслях, электроэнергетике.

      Земельный кодекс (2001 г.) и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.) должны были решить проблему формирования земельных отношений.

      Высокие мировые цены на нефть в 2000-х гг. позволили правительству рассчитаться с международными кредитными организациями и решить ряд социальных задач. К концу 2003 г. внешний долг России сократился примерно на 15%. Увеличился приток в экономику страны иностранного капитала с 11 млрд долл. в 2000 г. до 120 млрд долл. в 2007 г.

      Был проведен ряд важных социально-экономических реформ: пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), реформы трудовых отношений. Для повышения уровня жизни увеличивались пенсии по старости, инвалидности, размер минимальной оплаты бюджетников. В 2,5 раза выросли реальные доходы и пенсии. Но их размер оставался еще на достаточно низком уровне. В 2 раза в 2000-2004 гг. сократилась безработица. В бюджете 2002 г. было предусмотрено превышение расходов на образование над затратами на оборону.

      В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию президент Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ с целью обеспечения стабильности экономического развития страны. 1 января 2004 г. Стабилизационный фонд был сформирован.

      Произошли изменения в экономическом положении страны. Наметился экономический рост - в среднем 4-6% прироста ВВП в год. Страна вышла из полосы затяжного финансового кризиса и прекратила внешние заимствования. Тремя важными итогами деятельности нового руководства в 2000-2004 гг. стали: 1) укрепление государственной власти; 2) макроэкономическая стабилизация; 3) наметившаяся консолидация политической элиты на федеральном и региональном уровне.

      Однако новому руководству страны не удалось решить такие экономические проблемы, как создание в стране эффективного малого бизнеса и среднего класса, механизма перелива капиталов из сырьевых, экспортно-ориентированных отраслей в секторы, работающие на удовлетворение внутреннего спроса. Сохранилась зависимость от экспорта сырья и полуфабрикатов. О сохранении черт переходной экономики свидетельствовали: неразвитый рынок труда; низкая заработная плата; неравенство в оплате труда и низкая его производительность; сохранение практики выплат "черных зарплат"; перекос в оплате труда в частном и государственном секторах.

      В 2001 и 2002 гг., когда в стране был собран огромный урожай зерновых, потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров от перепроизводства и падения цен на зерно. Были проведены в 2001-2003 гг. государственные закупочные интервенции, которые позволили урегулировать рынок зерна. Однако сохранялись трудности с экспортом: квоты ЕС на экспорт, проблемы с портовой инфраструктурой, несоответствие национальных стандартов качества зерна международным. Для решения этих проблем были сокращены неадресные дотации сельскому хозяйству, появилось льготное кредитование, увеличились поставки техники селу по лизингу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.01 с.)