Онтология «Другого» в экзистенциально-феноменологичесих проектах  Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология «Другого» в экзистенциально-феноменологичесих проектах  Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти.



Обращение к онтологическому проекту Ж. П. Сартра обусловлено тем, что этот проект с самого начала задается таким образом, что мы приходим к идеи видимого и невидимого, с точки зрения которых, только и возможно говорить о бытии. Бытие, по Сартру, предшествует ничто, но ничто может "неантизироваться" (франц. Neant - ничто; неантизирование - калька с термина Хайдеггера "нижтожествование") на фоне бытия. Ничто в онтологическом проекте Сартра оказывается пока еще невидимым, но уже находящимся «под взглядом», регионом бытия, для раскрытия которого необходимо обратиться к понятиям Ничто, феноменального и трансфеноменального, наконец, к понятию взгляда. Сартр отождествляет ничто со свободой. У Хайдеггера "ничто ничтожествует", из него "вытягивается бывающее бытие". 

Основные понятия онтологии у Ж. П. Сартра: бытие и ничто, феноменальное и трансфеноменальное, видимое и невидимое (Сартр Ж. П. Бытие и ничто).

В мире сознание человека является "всегда уже осуществленным", всегда уже продействовавшим и кристаллизовавшим свою работу в виде "тотальностей". Пытаясь прочесть ее, С. вычленяет в мире как феномене "синтетически организованной тотальности", "конкретном" три составляющих его региона. Бытие-в-себе (первый регион) — любая фактическая данность живому сознанию и "есть то, что оно есть". Это — сырые обстоятельства возникновения сознания в их неустранимой случайности, любые эмпирические условия, в которых открывает себя индивидуальное сознание и которые составляют его фактичность (эпоха, географическая, социальная, классовая, национальная принадлежность человека, его прошлое, окружение, место, психика, характер, наклонности, физиологическая конституция и проч.).

Второй регион — живое сознание (бытие-для-себя). Его онтологический статус состоит в том, что, будучи обнаружением и раскрытием данного, сознание является "ничто" (neant), пустотой, отрицанием, неантизацией себя самого и мира, постоянной утечкой, присутствием с миром и с самим собой, "несубстанциальным абсолютом", автономно проектирующим себя в мире к своим возможностям и осознающим свое авторство

Сартр предлагает феноменологическое описание Другого на уровне "фактической необходимости " его присутствия в моем непосредственном, повседневном жизненном опыте. Обнаружив, что структура связи "я — Другой" — "быть видимым Другим", С. разрабатывает феноменологию "взгляда", выявляя при этом напряженную динамику отношений "объектности" и "свободной самости" между ее участниками. Поскольку Другой (как и я сам) есть свобода, трансцендирование (а значит сектор непредвидимости), "я оказываюсь в опасности в мире". Отношения "я — Другой", по С., — конфликт двух свобод, и "скандал множественности сознаний" не устраним в рамках онтологии. И драматизм, и — одновременно — возможность бытийного единства в отношениях между сознаниями связываются С. с проблемой их взаимного признания ("я принимаю и я хочу, чтобы другие придавали мне бытие, которое я признаю").

Проект видимого мира М. Мерло-Понти – это прежде всего проект понимания человеческого существования как разворачивающегося в двух модусах: для себя и для Другого. Такое понимание человеческого существования превращает мир в систему Я-Другой-мир, в которой я обнаруживаю себя телесно инкарнированным. Сам же мир обретает свои смыслы в результате вырисовывания фигуры на фоне, обнаружения того, что я вижу и видим одновременно, что делает мир плотным. Человеческое существование и сосуществование, понимаемые как телесные и речевые, становящиеся и разомкнутые задают предпосылки для понимания мира «изменяющегося бытия». При этом определяющим для этого бытия является возможность и многообразие встреч меня с Другим, тем возможным Другим, взгляд и существование которого и задает «структуру мира». Понятия у М. Мерло-Понти: Я-Другой-мир (анализируются в перспективе видимого и невидимого), тело, язык, Другой, видимый мир По Сартру, появление Другого в мире соответствует, следовательно, фиксированному перемещению всего универсума, смещению центра мира, подрывающему снизу централизацию, которую Я в то же время провожу.

Понятие и идея видимого мира. Видимый мир может быть рассмотрен в качестве одного из ключевых понятий феноменологической философии. Онтологический ракурс выясняет сущность онтологии видимого мира и ставит вопрос о том, можно ли, во-первых, говорить о формировании «новой» онтологии, опираясь на постановку вопроса о бытии 1) в горизонте времени М. Хайдеггер; 2) в горизонте Ничто Ж. П. Сартра; а так же, 3) исходя из «системы» Я-Другой-мир М. Мерло-Понти. Во-вторых, ставит под вопрос саму возможность онтологии в виде феноменологического проекта видимого мира.

Феноменология видимого мира и является, и не является новой теорией познания, и новой онтологией, т.к. стремится избежать и того и другого, чтобы не попасть в их ловушки. Конституирующими моментами такой феноменологии являются проблемы 1) плюрального бытия; 2) человеческого существования; 3) друговости или Другого; 4) встречи, взгляда, взаимодействия; 5) видимого и невидимого или самого видимого мира (как системы Я-Другой–мир), формулируемые на языке феноменологии. Поэтому, если «новая» онтология и возможна, то ее предметом становится существующее и изменяющееся бытие, которое не скрыто от взгляда в некоем мире идей, а только под этим взглядом и существует, что не означает, что оно абсолютно прозрачно и видимо.

Жизненный мир, опыт, телесность. Само понятие видимый мир отсылает, исходным образом, с одной стороны, к понятию жизненного мира Э. Гуссерля, с другой, – к понятию опыта мира М. Мерло-Понти. Оказывается, что такой опыт мира возможен как визуальный опыт, руководствующими понятиями – для прояснения которого – становятся понятия восприятия и тела, отношения фигуры и фона, видимого и невидимого и, наконец, понятие художественного опыта. У Мерло-Понти, сознание – это "бытие в отношении вещи при посредстве тела". Соответственно, сущность сознания, по Мерло-Понти, в способности оформлять материю опыта и помещать за потоком впечатлений некий инвариант, а также способность представления себе мира или миров. Согласно, Мерло-Понти, экзистенция – это определенный способ восприятия мира. Оно же (восприятие) есть бытие-в-мире. Такой способ восприятия первичен по отношению к дуализму души и тела, психического и физического. Тело и душа – это разные уровни поведения, наделенные разными значениями. Истина не существует только во внутреннем человека, человек познает себя только присутствуя в мире. Феноменальный мир – это смысл, просвечитвающий на точках пересечения опыта моего и опыта других. Мое тело – моя точка зрения на мир, тело – основное средство обладания миром. Человек свободен и нет инстанции, лишающей его ее. Но его свобода детерминирована миром, в котором он живет и пережитым прошлым. Мы выбираем наш мир, он выбирает нас. Свобода существует потому, что я развернут лицом к миру.

В то же время мой мир и мир Другого сохраняет свою автономность, т.к. невозможно полностью усвоить язык Другого, для этого " потребовалось бы принять в качестве своего мир, который он выражает". Другого, открываемого через интенции желания и речи, я открываю как ситуацию (не мою) культурного мира. Первое же среди культурных объектов - это тело Другого как носитель определенного поведения. Понять таким образом Другого не по силам объективному мышлению, которое мыслит субъект-объектно, т.е. мыслит Другого или как объект среди других объектов, или как равного мне субъекта. Понимание Другого предполагает снятие этого дуализма через понимание "соприродности сознания его телу и миру", что открывает путь к восприятию Другого и множественности сознаний. На видимых телах, поясняет Мерло-Понти, необходимо улавливать формы поведения, которые там вырисовываются, но которые вместе с тем реально там не содержаться. Т.е. они не содержатся, а на самом деле сбываются в пространстве между мной и Другим, которое ими задается. Фон мира и формируется вырисовыванием на нем фигур, которой являются мои отношения с Другими: по сути, Другие, их взаимодействия и скрепляют мир, который не становится единством без пробелов, потому что всегда будет оставаться что-то недопонятое (речь), нереализованное (желание). Таким образом и заявляет о себе плюральный мир, в котором Я и Другой – это случайные ситуации этого мира, принципиально различные ситуации и все-таки тяготеющие друг к другу. Другой есть завершение телесно-духовной системы Я-Другой-мир.

 

Критическую философию М-П. упрекает в сосредоточении на анализе "возможного" ("чистого") сознания, или "чистых сущностей сознания", и игнорировании проблемы "непрозрачности" и сопротивляемости мира, онтологической устойчивости и конститутивности феноменального слоя, разнообразия фактических модусов сознания.

М.-П. ставит своей целью исследовать человеческий опыт в реальном синкретизме рационального (необходимого) и случайного, в его историчности и действительной неоднородности, со всеми его "случайными содержаниями" и тем, что в нем считается "бессмысленным". Человек с необходимостью является "взглядом" на ситуацию, продуцированием ее смысла (значения), что позволяет ему преодолевать созданные структуры, производить новые, отвергать наличное и "ориентироваться по отношению к возможному". Ввести в сознание "коэффициент реальности" и трансформировать трансцендентальную философию посредством интегрирования в ее корпус "феномена реального" М.-П. предполагает на пути разработки феноменологической идеи сознания как "сети значащих интенций", то прозрачных для самих себя, то скорее переживаемых, чем познаваемых. Анализ онтологически первичных "синтезов" опыта, выявление продуктивной деятельности дорефлексивных и допредикативных его форм позволяет, по мнению философа, "растянуть" интенциональные нити, связывающие нас с миром, прояснить их и показать тем самым, как происходит "встреча", "наивный контакт" человека с миром, как рождается, конституируется смысл в глубинах дорефлексивного опыта экзистенции.

Именно перцептивный опыт в его "перспективизме" (акт восприятия всегда выполняется "здесь и теперь", т.е. в определенной перспективе, которая обусловлена местом, телом и прошлым опытом человека, задающими ему его "ситуацию", "точку зрения") является, по мнению М.-П., тем "типом первоначального опыта человека", в котором конституируется "реальный мир в его специфичности". Философское же Я не должно позволять фактическим условиям "действовать без его ведома".

Анализ опыта тела воспринимающего субъекта, его навыков показывает нередуцируемость смыслов феноменального слоя сознания и доказывает его фундаментальный онтологический характе р.

Тело порождает смысл, проецируя его на свое материальное окружение и определяя тем самым горизонт экзистенциального пространства человека, его возможности понимания мира, других и себя самого. Тело открывает субъективности мир, располагая ее в нем.

 

42. Структуралистские и постмодернистские интерпретации категории бытия.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.01 с.)