Некомпетентное руководство предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некомпетентное руководство предприятия



В некоторых случаях высшее руководство предприятия оказывается нечистоплотным или некомпетентным (или и тем, и другим одновременно). Как правило, при реструктуризации выявляются либо обескровливающие предприятие "левые" финансовые потоки, либо факты принятия неверных решений или отторжения позитивных идей. Решения, которые должны быть предложены в такой ситуации, будут означать соответственно пере­крытие "левых" потоков, а также замену или по крайней мере ограничение полномочий высшего руководства. Это неизбежно вызовет резкое непри­ятие рекомендаций по реструктуризации со стороны руководства. Встает вопрос: зачем вообще такие руководители инициируют процесс реструкту­ризации? Причины могут быть разными. Например, таким способом пытаются:

• продемонстрировать свою состоятельность как руководителя;

• устранить неугодных лиц в руководстве предприятия;

• получить дополнительный аргумент в переговорах с кредиторами;

• получить кредиты (целевое финансирование), которые дают под реструктуризацию;

• по возможности осуществить отдельные локальные улучшения под флагом реструктуризации, не копая при этом слишком глубоко.

Наконец, многие руководители просто не задумываются над тем, что может выявить и к каким последствиям может привести реструктуризация, а когда узнают, пытаются спустить процесс на тормозах.

Пример 1. Химический завод принял участие в проекте реструктуризации, фи­нансируемом международной финансовой организацией. Совокупный результат дея­тельности завода был отрицательным. Декларированной целью руководства завода было решить путем реструктуризации проблему повышения эффективности финан­сово-хозяйственной деятельности, а недекларированной — получить кредит, кото­рый предоставлялся под проведение реструктуризации. В ходе разработки проекта выяснилось, что причины убыточности завода хорошо известны менеджерам: некото­рые виды производимых продуктов нерентабельны, хотя из-за искажения калькуля­ции себестоимости их нерентабельность была скрыта. Оказалось, что причины про­должения производства нерентабельных продуктов также не являются большой тай­ной: часть продуктов производится, потому, что за них платят "живые" деньги, а часть — потому, что в их продаже по убыточным ценам материально заинтересова­ны некоторые руководители завода.

В результате программа реструктуризации, предусматривающая в том числе ликвидацию убыточных производств, которая уже одна давала ощутимый экономи­ческий эффект, была положена под сукно. Кредит, взятый под реструктуризацию, завод вернуть не в состоянии. Международная финансовая организация вправе в су­дебном порядке забрать у завода пару цехов.

Пример 2. Нефтяная компания заказала проект по реструктуризации. Объек­тивно сложную задачу еще более затрудняла необходимость постоянного согласова­ния конфликтующих интересов и амбиций высших руководителей предприятия, ко­торые фактически являлись в совокупности основным собственником компании. Ис­пользование тех или иных рекомендаций служило средством политической борьбы в руководстве компании. Однако, пока руководители выясняли отношения друг с дру­гом, контрольный пакет акций компании оказался в собственности банка, который сменил ее руководство.

Криминальные группы

 

Криминальные группы могут оказаться среди собственников предпри­ятия либо монополизировать снабжение или сбыт предприятия, но в любом случае они будут выкачивать денежные средства из предприятия. Будучи собственниками, они действуют так же, как и банки, навязывая свои условия снабжения или сбыта, которые приводят к неэффективности производства. Любые действия, устраняющие подобное положение, встре­чают яростное сопротивление этих групп в характерной для них манере. Проведение полноценной реструктуризации в таких условиях становится весьма рискованным делом.

Пример. Химический завод производил ряд нерентабельных продуктов. При ана­лизе выяснилось, что причина нерентабельности заключается в неоправданно завы­шенной цене закупаемого исходного сырья. На предложение провести маркетинг сырья по более подходящей цене консультантам посоветовали исключить этот вопрос из рассмотрения. Как оказалось, часть прошлой задолженности завода была выкуплена криминальными структурами, которые контролируют еще и предприятие — постав­щика сырья. Эксклюзивная закупка сырья по завышенной цене — это способ расчета по этим долгам, навязанный заводу. Тогда консультанты порекомендовали заводу про­дать нерентабельное производство своим "контрагентам", а случае отказа вывести его в отдельное предприятие с последующим неизбежным банкротством. Однако в силу деликатности проблемы вопрос был отложен.

Профсоюзы

Реструктуризация в большинстве случаев предусматривает ликвидацию убыточных производств в той или иной форме. Такие действия вызывают активное противодействие профсоюзов. Профсоюзные деятели и рядовые члены по-прежнему руководствуются уравнительной психологией: пусть будет плохо, но всем одинаково. Они не хотят признавать тот факт, что ликвидация даже половины рабочих мест означает спасение другой поло­вины. Методы, которыми пользуются профсоюзы для отстаивания своей точки зрения, в сущности мало отличаются от методов криминальных структур: в обоих случаях имеет место силовое давление, а иногда и угрозы в адрес конкретных "виновников" реструктуризации — команды по про­ведению реструктуризации или консультантов.

Пример. На территории одного завода в адрес проводящих реструктуризацию консультантов проходящими мимо рабочими была брошена реплика: "А кое-кого пора стрелять!" На совпавшей по времени с проведением проекта отчетно-выборной проф­союзной конференции представители местного профкома активно обсуждали вопрос о реструктуризации и требовали гарантии сохранения рабочих мест. В ходе частных бесед с профсоюзными лидерами последним было предложено взглянуть на проблему с другой стороны: реструктуризация не ликвидирует 500 рабочих мест, а сохраняет 2000. Аргумент понят не был.

Региональная администрация

Региональная администрация также имеет свои интересы на предпри­ятии. Во-первых, она желает видеть предприятие в качестве постоянного источника доходов бюджета независимо от цены, в которую это обходится предприятию, т.е. занимает позицию, аналогичную банкам или криминаль­ным группам. Между тем реструктуризационные мероприятия должны обеспечивать в числе прочего минимизацию налогообложения, что проти­воречит финансовым интересам администрации и чему она активно сопро­тивляется напрямую или с помощью местной налоговой инспекции. Во-вторых, администрация заинтересована в снижении социальной напряжен­ности, включая сохранение рабочих мест, т.е. действует заодно с профсо­юзами. В-третьих, политический интерес. Администрации стремятся контролировать предприятия в своих политических целях, а эффективная реструктуризация далеко не всегда приносит краткосрочные политические выгоды.

Пример 1. Один эксперт в области управления, обсуждая вопросы реструктури­зации предприятий, заметил: "Для некоторых предприятий, например для ЗИЛа, единственный способ реструктуризации — это снести все цеха и на этой огромной площади построить самый большой в мире Диснейленд". Возможно, так бы и случи­лось, если бы московское правительство не придерживалось другой точки зрения, когда взяло ЗИЛ под свой контроль. Оно решило повышать его эффективность адми­нистративными методами, например, такими, как разрешение на вождение трехтон­ных грузовиков водителями с правами категории В.

Между тем влияние опеки властей на эффективность производства и потребительские качества продукции можно видеть на многих примерах.

Пример 2. Автозавод "Москвич", также пользующийся расположением москов­ского правительства, держится на рынке главным образом потому, что более эффек­тивные производители аналогичной продукции пока не использовали всех резервов кон­курентной борьбы. Эти машины по-прежнему имеют дурную репутацию среди потре­бителей, несмотря на громкие исторические названия. Однако не стоит искать в по­добных действиях властей экономического смысла — они основываются исключительно на социально-политических соображениях.

Все связанные с предприятием группы интересов, будучи в той или иной степени сходными между собой, прямо противоречат долгосрочным интересам бизнеса самого предприятия, которые и призвана обеспечивать реструктуризация. Практически единственной группой, потенциально под­держивающей реструктуризацию, являются менеджеры среднего звена — та группа, которая теоретически считается наиболее активным противни­ком любых преобразований. Менеджеры среднего звена, с одной стороны, достаточно компетентны, чтобы увидеть долгосрочные последствия поло­жительных или отрицательных действий для предприятия, а с другой — они, не участвуя в распределении основных "барышей", не заинтересованы в сохранении status quo. Они охотно взаимодействуют с консультантами, участвуя в выработке эффективных решений. Беда лишь в том, что из всех групп эта — наименее организованная и влиятельная.

Таким образом, основная причина неудач реструктуризации заключа­ется в отсутствии реальной опоры среди большинства заинтересованных групп. Однако сами эти группы могут согласовать свои интересы: руко­водство предприятия может сделать поблажки профсоюзам, собственники могут поделиться с криминальными группами, последние в свою очередь — договориться с региональной администрацией и т.д. Но все компромиссы между ними будут решаться за счет интересов самого предприятия — оно рассматривается ими только как предмет их интересов, но не как носитель своих собственных.

1.4. Рост рыночной стоимости собственного капитала за счет слияний и поглощений.

Существуют следующие виды слияния:

1) Горизонтальное слияние. Внутри одной отрасли.

2) Вертикальное слияние. Разные отрасли, но в одной цепочке.

3) Конгломератное слияние. Объединение разных компаний их разных отраслей.

1.1 Слияние с расширением продуктовой линии. Объединение не конкурирующих производств, у которых каналы реализации или сфера производства похожи.

1.2 Слияния с расширением рынка. Приобретение дополнительных каналов реализации продукции.

1.3 Чистое конгломератное слияние. Бизнес- процессы не связаны.

Бывают: дружественные и враждебные; национальные и транснациональные.

Корпоративные альянсы, объединения двух или нескольких компаний сконцентрированных на конкретном направлении бизнеса.

Мотивы слияния и поглощения.

1) Получение синергетического эффекта (краткосрочный и долгосрочный).

2) Снижение налогового бремени.

3) Диверсификация производства или возможность использования избыточных денежных ресурсов.

4) Разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (по частям потом продать).

5) Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения.

6) Личные мотивы собственников.

Рис. Стратегии интеграции. Базовые.

 

 

Стратегическая потребность во взаимозависимости(ценность нематериальных ресурсов партнера)

Рыночная позиция поглощения партнера

сильная Сильная   Симбиоз сильная Слабая   Сохранение
слабая Сильная   Впитывание слабая Слабая   Владение

 

Симбиоз-объединение два совершенно равных партнера.

Выделяют следующие уровни интеграции:

1) Процедурный (единые формы финансовой отчетности, юридические вопросы)

2) Интеграция на уровне активов и продуктов (интеграция прод. Линии, произв. технологий, недвижимости, средств производства)

3) Уровень организационный (структурная интеграция, культурная, единое лидерство).

Связь целей и способа интеграции.

 

Цель интеграции Способ интеграции Выбор партнера Стратегия интеграции
Экономия на транссакционных издержках Вертикальная По старым связям или узок Любая кроме владения
Нивелирование отраслевых рынков Чистый конгломерат По финансовым, личным или политическим Сохранение, впитывание
Стремление к монополии горизонтальное Конкурент, ближайший Симбиоз, впитывание, сохранение
Синергетический эффект Конгломерат кроме чистого, горизонтальное, вертикальное В зависимости от способа Симбиоз, впитывание, сохранение
Повышение капитализации и продаж Покупка недооцененных активов Финансовая или рыночная оценка владение

 

 

2 Эффективность слияний и поглощений

 

До сделки необходимо точно определить будут ли 2 или несколько компаний объединившись стоить дороже, чем по отдельности, а также оценить возможные при этом экономические выгоды и издержки. Если чистая приведенная стоимость будет больше нуля, то сделка экономически обоснована. Показателем эффективности является рост курсовой цены акции поглощаемой компании.

 

Расчет эффективности поглощения (экспресс-анализ)

 

показатель Компания А Компания В А=А+В
Чистая прибыль (тыс. $) 800 300 1100
Количество акций в обращении 200 100 226
Чистая прибыль на 1 акцию 4 3 4,87
Мультипликатор 20 7 20
Цена акции 80 21 97,4

Стоимостной разрыв это разница между текущей стоимости компании существующих условиях и текущей стоимости компании после реструктуризации (слияния и поглощения). Стоимостной эффект можно рассчитать разными способами, кроме него используются другие финансовые показатели, а именно:

1. Ставка доходности собственного капитала. Отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

2. Мультипликатор собственного капитала- отношение суммарных активов и суммарному собственному капиталу.

3. Предельная стоимость акционерного капитала. Стоимость каждого последующего привлеченного нового доллара по сравнению с используемым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.022 с.)