Взгляды западников и славянофилов на реформаторскую деятельность петра I (кизеветтер А. А. Эволюция взглядов на петра I в Русской историографии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды западников и славянофилов на реформаторскую деятельность петра I (кизеветтер А. А. Эволюция взглядов на петра I в Русской историографии)



«Западники» и «славянофилы» — течения в общественной жизни России 1830–1840-х годов, выступавшие с либеральной критикой крепостнических порядков и бюрократического самодержавия.  В третий раз с новой силой и опять совсем с новым характером вспыхивает полемика о Петре в 40-е гг. XIX столетия. Теперь споры о Петре составили сердцевину широкой борьбы двух противоположных философско-исторических идеологий. Я говорю о борьбе западников и славянофилов. <…> Для западников 40-х годов XIX столетия имя Петра есть символ расцвета всех сторон русской жизни в процессе европеизации России. Для славянофилов оно есть символ губительно-болезненного разрыва с национальными русским началами. Споря о Петре, и западники и славянофилы довольствовались лишь самыми поверхностными общими представлениями о личности и деяниях Петра, не считая нужным погрузиться в подробное изучение подлинно-исторического Петра и его реформы. <…>

И западники и славянофилы стремились втиснуть русский исторический процесс в прокрустово ложе гегелевой схемы: тезис, антитезис и синтез. Для утверждения этой схемы им и пригодилось воззрение на реформу Петра, как на резкий поворот всей русской

жизни на новый путь, прямо противоположный допетровскому прошлому. Схема западников была такова: Допетровская старина — период коснения в стихийно-бессознательной национальной исключительности. Это — тезис. Реформа Петра — бурный разрыв со стариной и приобщение России к общечеловеческой цивилизации. Это — антитезис. Синтезом же должно будет послужить грядущее гармоническое соединение национальных начал с основами общечеловеческой цивилизации. Схема славянофилов была такова: До Петра — свободное цветение национальных начал — это тезис. Реформа Петра — насильственное покорение России под иго чуждой русскому народу Западной цивилизации. Это — антитезис. Синтезом должно послужить восстановление национальных начал, которые после столкновения с формамичуждой цивилизации возвысятся путем отчетливого противопоставления им, на высшую ступень осознанности. Из этого сразу же видно, что западники и славянофилы, глубоко расходясь в оценке петровского переворота, в сущности были вполне согласны друг с другом в понимании Петровской реформы как внезапного катаклизма, который сразу перевернул вверх дном всю совокупность русской жизни или как своего рода хирургическую операцию, которая резанула Россию по живому мясу, разрушив мгновенно органическую приверженность жизненного процесса. Разница была лишь в том, что западники считали эту операцию благодетельной для России, а славянофилы видели в ней губительный удар, толкнувший на ложный путь.

№31

Дмитрий Писарев о характерных чертах революционера 1860-х гг. (Д.И. Писарев (1840–1868) — российский публицист и литературный критик, один из теоретиков революционного движения 60–70-х гг. XIX в.). Новый человек верит своему уму, и верит только ему одному; он вводит свой ум во все обстоятельства своей жизни, во все заветные уголки своего чувства, потому что нет той вещи и нет того чувства, которое его ум мог бы замарать или опошлить своим прикосновением. <...>У новых людей добро и истина, честность и знание, характер и ум оказываются тождественным понятием; чем умнее новый человек, тем он честнее, потому что тем меньше ошибок вкрадывается в расчеты. У нового человека нет причин для разлада между умом и чувством, потому что ум, направленный на любимый и полезный труд, всегда советует только то, что согласно с личною выгодою, совпадающею с истинными интересами человечества и, следовательно, с требованиями самой строгой справедливости и самого щекотливого нравственного чувства. Основные особенности нового типа, о которых я говорил до сих пор, могут быть сформулированы в трех главных положениях, находящихся в самой тесной связи между собою. I. Новые люди пристрастились к общеполезному труду.II. Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству. III. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому что ни ум, ни чувство их не искажены хроническою враждою против остальных людей. А все это вместе может быть выражено еще короче: новыми людьми называются мыслящие работники, любящие свою работу. Значит, и злиться на них незачем.

№32

 «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 1861 г. (извлечения)

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда..

2.... крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу...

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им зем­ли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование кре­стьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указан­ных в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинно­сти: работою или деньгами. <...>

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добро­вольному между помещиками и крестьянами соглашению...

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинно­стей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утвержде­ния сего Положения.

1. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обя­зательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.

2. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в соб­ственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками. <...>

5. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губерн­ское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) ми­ровые посредники.

 

 

№33



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.008 с.)