Глава III. О титлах, как к которому потентату московский князь пишется (фрагменты). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. О титлах, как к которому потентату московский князь пишется (фрагменты).



15. А пишет царь в грамотах своих ко окрестным великим потентатом титлы их по их достоинству, как они сами себя описуют, без умаления… Таким же обычаем и изо всех окрестных госу-дарств потентаты пишут его царскую титлу по его описанию, кроме полского короля и крымского хана, и калмыков, и князей, потому что за нынешнею войной, полской король и царь Московской друг от друга грамот с полными титлами не принимали, а писались короткими титлами. А крымской хан пишет титлу царскую коротко таким обычаем: «Брату нашему Московскому царю», имянование его и потом поздравляет или поклон свой напишет. А калмыки и князи пишут и того короче: «Белому царю Алексею Михайловичи всеа Русии здравствовать». А иные толко напишут: «Белому ж царю», а имени его и титл не пишут. А пишет крымской хан и калмыки в грамотах своих о всяких делех коротко и не с прошением или упоминанием, для того, что у них бывает приказ словом с послами.

17. Вопрос: Для чего царь московской пишется в християнские государства полными болшими титлами (от «повелителя»), «государем Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Ка-бардинские земли, Черкаских и Горских князей, и иным многим государствам и землям, восточным и западным и северным, отчичем и дедичем, и наследником, и государем, и облаадателем»; а в бусурманские государства теми титлами не пишется. Что есть тому за причина?

Ответ: Иверское, Карталинской, Грузинское государствы лежат под властию и наболшим послушенством под персидцким шахом; а в ыные государства пишется он, царь, для славы своей, нипочему, а ис тех государств обычай писатися к царю себя низити, а его высити и называтися холопми его, яко и в ыных государствах обычай писати господину к господину, отдаючи себя слугою поволным, и они по тем их униженным писмам разумеют, бутто и правда тому есть, что они вечные подданные; а то несть правда, потому что тех государств владетели живут таким обычаем, как меж границ королевского величества и короля Полского и царя Московского живет курлянской князь. А восточною титлою пишетца персидцкой же шах издавна, как еще Москвы початку не слыхивано; а на Западе много есть иных государств, которые старее и честняя Московского государства. И окроме тех государств и земель, что пишетца в титле к християнским потентатом, иных государств и земель на Востоке и на Западе у него нет. А хотя на Востоке и на Западе иные государства и земли есть многие, однако они ему не подданни, но во время против него и войну держат, и тем многим землям, восточным и западным, разумеется, что не есть отчич и дедич, и наследник, и государь, и обладатель, и негораздо тех двух сторон го-сударства и земли поддаются ему во облаадателство и в подданство; а то есть правда, что на Севере у него земель и государств сыщетца. Кабардинская земля, черкаские и горские князья под его подданством, однако ему титл без других титл писать к персидскому шаху некстати. А как бы он писался теми титлами всеми, что пишетца в християнские государства, и на него б за то все бусурманские государства подняли войну. А тех бы государей, которые из тех государств пишутца к нему холопами, ежели б проведал подлинно персидцкой шах, велел бы их и государства их разорити и погубити совсем. И от того теми титлам не пишется к ним, бусурманским государем.

 

 

№17

Ю. Крижанич. Политика. Раздел 22. [О том], что русское правление лучше польского (фрагменты).

1. Различные способы… правления приняты у людей. А именно: самовладство, боярское правление и общевладство (или гражданское правление). Все эллинские философы и все наши христианские святые отцы восхваляют и считают наилучшим из них самовладство. И это заключение они объясняют и подтверждают неопровержимыми доводами.

Ибо, во-первых, при самовладстве лучше… соблюдается всеобщая справедливость. 

Во-вторых, потому что при нем легче и лучше сохраняется и согласие в народе.

В-третьих, потому что этот способ [правления] лучше оберегает от опасностей.

А четвертое, и самое главное: потому что самовладство подобно власти Божией. Ведь Бог – первый и подлинный самовладец всего света. А всякий истинный (или полновластный) король является в своем королевстве вторым после Бога самовладцем и Божьим наместником.

Немцы и поляки особенно хулят самовладство, а восхваляют свой беспорядок и твердят поговорку: «Польша держится беспорядком».

                                                                    <…>

Первая причина: потому что на Руси, как мы уже до этого сказали, легко можно исправить изъяны и ошибки правления. А у поляков [их] нельзя исправить.

Вторая причина: потому что на Руси есть [только] один господин, который располагает жизнью и смертью [подданных]. А у поляков сколько властелей – столько королей и тиранов, сколько бояр – столько судей и палачей. Всякий может убить крестьянина, и никто с него не спросит и не накажет за это.

Третья причина: если на Руси бывают в тягость корчемные откупы и монополии одного [только] великого государя, [то] у поляков и в Литве существуют еще более тяжелые монополии в боярских городках и селах. Ибо везде или еврее – откупщики сидят, или сам боярин раздает холопам вонючее питье, которое они выливают в помойку, но однако же должны [за него] платить.

Шестая причина: польские благородные юноши странствуют, скитаются, блуждают по свету. И все европейцы считают их глупыми, и все народы высмеивают их в притчах. Ибо свое добро они понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней. А пока они так скитаются дома отдают бедных крестьян-христиан на откуп [и] под власть евреям, кои мучают их, как бесы [мучают] души.

А на Руси справедливо и по достоинству запрещены такие странствия, ибо они безмерно вредны. Потому-то и премудрые люди – итальянцы или испанцы, хоть они и вправе странствовать, однако же не странствуют. К тому же раз эти странствия не дозволены и не доступны королям и королевским сыновьям, то не следует, чтобы подданные имели большую свободу, нежели само господа и правители.

Седьмая причина: потому что у поляков ни одно сословие не может быть довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и с костями. А на Руси их никто не притесняет.

В конце концов не могут быть довольны и сами эти сосватанные чужеземные короли. Ибо сейм заглушает их своим обычным криком, и если они что-либо прикажут, то люди их не слушают.

 

 

№18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.006 с.)