Передовой педагогический опыт: направления изучения и обобщения, пути и формы внедрения. Педагогическое мастерство и педагогическая культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Передовой педагогический опыт: направления изучения и обобщения, пути и формы внедрения. Педагогическое мастерство и педагогическая культура.



Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта является важнейшей предпосылкой совершенствования содержания и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и других учреждениях образования.

 

Изучение и обобщение опыта:

1. Выявление объекта изучения. Включает в себя оценку деятельности педагога, выявление факторов способствующих высоким результатам

2. Постановка цели изучения (выявление творческого противоречия, теоретическое обоснование опыта, выявление гипотезы о сущности формулирования цели изучения)

3. Сбор информации об изучаемом опыте (отбор методов сбора и обработки информации, реализация методов сбора информации об опыте)

4. Педагогический анализ собранной информации (расчленение изучаемой информации на части, оценка идей опыта, определение причинно-следственных связей, выявление места и роли опыта)

5. Обобщение опыта (систематизация и синтез данных, формулирование сущности опыта, описание опыта в соответствии с определенными требованиями)

Анализ опыта:

1. Поставить педагогические задачи

2. Содержание обучения

3. Деятельность педагога

4. Деятельность детей на занятиях

5. Материальное оснащение деятельности педагога и детей

6. Внешние условия в которых происходит обучение

7. Результаты изучения

Под «обобщением» понимают выводы или мысли общего характера, сделанные в итоге анализа, и сопоставления отдельных фактов, явлений.

 

 

Пути распространения передового опыта:

· проведение показных и методических занятий, открытых уроков, взаимных посещений занятий;

· использование в целях распространения передового педагогического опыта конференций, сборов педагогов и воспитателей, курсов повышения квалификации учителей;

· оказание индивидуальной помощи учителям со стороны работников органов образования;

· систематический контроль за работой по внедрению передового опыта;

· организация лекториев, школ передового опыта.

 

Формы внедрения передового опыта:

· специально подготовленные и периодически проводимые научно-практические конференции;

· организация повышения квалификации педагогов и воспитателей;

· обмен передовым опытом педагогов и воспитателей по конкретным проблемам обучения и развития школьников;

· обучение и переподготовка педагогов и воспитателей в вузах.

Мастерство формируется на основе практического опыта. Источником является труд.

Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, искусство обучения и воспитания, требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося.

Педагогическая культура многогранна, состоит из: профессиональной компетентности, подготовленности и профессионально-педагогического интереса к делу, культуры поведения педагога, культуры педагогического мышления и общения, педагогического мастерства.

Мастерство педагога проявляется в стойких знаниях педагогики и психологии, педагогическом такте и требовательности учителя или воспитателя. Высокий уровень развития педагогического мастерства является характерным критерием педагогической культуры.

49. Новаторство в педагогической деятельности (на примере 1-2 педагогов-новаторов).

Педагогическое новаторство (или творчество) — это поисковая деятельность, реализующая законы творческого мышления в предметной сфере учебно-воспитательного процесса.

Шаталов Виктор Федорович
Автор системы интенсивного обучения, позволяющей максимально раскрыть и развить способности каждого ученика.

Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.

Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками. Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.

В своём раннем произведении "Исповедь мотылька" (1914), Януш Корчак написал: "Реформировать мир - это значит реформировать воспитание".Корчак всегда предостерегал от абсолютизации явлений и обобщений. В процессе воспитания речь идёт о конкретном ребёнке, который требует индивидуального подхода. Ребёнка нужно отслеживать в процессе развития, перемен, и уже, исходя из этого, вырабатывать наиболее эффективные приёмы воспитания. Процесс воспитания должен был подчинён идее положительного развития, как физического и духовного здоровья.

Ребёнок нуждается в свободе, но "мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах".

Януш Корчак подчёркивал необходимость всестороннего изучения ребёнка, необходимость узнать о нём как можно больше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.005 с.)