Тема 5. Экологическая психофизиология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Экологическая психофизиология



 

Экологическая психофизиология занимается изучением психофи­зиологических механизмов воздействия на человека экологически вред­ных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. В сферу ее интересов входят:

a. разработка методов диагностики нарушений психических функций и состояний, возникающих под влиянием различ­ного рода экологических факторов, с использованием при этом объективной регистрации различных физиологических реакций организма;

1. создание системы психофизиологического мониторинга функциональных состояний и психических функций человека с учетом норм допустимых отклонений в психическом здоровье;

2. разработка мер профилактики и коррекции психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами;

3. выяснение роли различных индивидуальных свойств, как уси­ливающих защитные функции организма, так и делающих его уязвимым к воздействию вредных средовых факторов.

Человек является частью окружающей его среды. Состояние среды, особенно если она загрязнена, становится важным факто­ром, определяющим физическое и психическое здоровье индиви­да. Современный человек обитает в среде, насыщенной продукта­ми и отходами деятельности общества, которые имеют химичес­кую, электромагнитную, радиационную природу. Типичными источниками загрязнения являются химические предприятия, сбра­сывающие отходы своего производства в воздух, воду, на землю. Неорганические удобрения, вещества, используемые для борьбы с сельскохозяйственными вредителями (пестициды и другие ток­сичные вещества), через почву, растения и продукты питания также попадают в организм человека.

Особую группу вредных веществ образуют соли тяжелых ме­таллов, которые в больших количествах содержатся в выхлопных газах автомобилей и других видов транспорта. Особо серьезную опас­ность представляют соли свинца. Они попадают в организм чело­века из воздуха и воды, из растений, грибов, растущих вдоль авто­мобильных и железных дорог.

Опасными для здоровья человека являются некоторые строи­тельные материалы. Использование асбеста, шифера в качестве стро­ительных материалов в западных странах запрещено. Древесно-стружечные плиты (ДСП), широко применяемые в производстве ме­бели, как правило, не являются экологически чистым материалом из-за смол, которыми они пропитаны. Покрытие ДСП защитной пленкой ослабляет ее вредное химическое воздействие. Многие син­тетические материалы, например пластиковая пищевая посуда, цел­лофановые пакеты, также представляют опасность для здоровья человека.

Вредные вещества, проникнув с водой, воздухом и продукта­ми питания в организм, в значительной своей части не выводятся из него. Откладываясь в жировой клетчатке, они становятся источ­ником постоянного разрушительного воздействия на человека. Таковы нитраты, пестициды. В коммерческих целях используется бо­лее 55 тысяч различных химических элементов. Несколько сот из них обнаружены в жировой клетчатке человека, т.е. современный человек часто является носителем «отравляющих веществ».

Установлено вредное воздействие стерина — компонента бы­товой пластмассы. Его используют для приготовления пластмассо­вой пищевой посуды, пищевой упаковки. Даже низкие его кон­центрации, но при длительном воздействии (употреблении посу­ды, содержащей его) оказывают разрушительное влияние на организм человека: в крови уменьшается уровень гемоглобина и тромбоцитов, увеличивается число лейкоцитов. Стерин оказывает также канцерогенное действие. Возможны нарушения и на хромо­сомном уровне. У людей отмечено возникновение бессонницы, неврозов, хронического утомления, головокружения, они плохо выполняют тесты на память. Наблюдаются изменения в ЭЭГ.

Любой пожар — источник сильного загрязнения среды. После тушения пожара, даже если пожарные используют маски с дыха­тельной смесью, через несколько месяцев у них могут обнаружи­ваться депрессия, вспышки гнева, чувство усталости. Снижается чувствительность к переменному току, замедляется время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора, ухудшается память.

Американские ученые исследовали влияние солей свинца на уровень интеллекта школьников (по IQ), проживающих в окрест­ностях завода, выбрасывающего в воздух (в соответствии с допус­тимыми нормами) соли свинца. Было установлено наиболее серь­езное нарушение высших психических функций у тех школьни­ков, которые жили рядом с заводом. По мере удаления от завода уровень IQ постепенно приближался к норме. Результаты этих ис­следований не вызывают удивления, так как свинец замещает в нейронах ионы кальция, которые включены в жизненно важные функции клеток и, в частности, ответственны за пластические из­менения в мембране нейронов.

Для понимания механизмов воздействия солей тяжелых ме­таллов на нервную систему на клеточном уровне важное значение имеют работы, выполненные на полностью изолированных ней­ронах виноградной улитки. Помещая такой нейрон в физиологи­ческие растворы разного состава, можно выяснить причины на­рушения его нормальной работы. В таких опытах показано, что нормальный ответ нейрона на электрическое раздражение требу­ет сохранности кальциевой и натриевой проводимости сомати­ческой мембраны (Треченко Т.Н., Хлудова Л.К., 1991). Помеще­ние нейрона в физиологический раствор, не содержащий ионов кальция, устраняет кальциевый компонент в ответе нейрона на стимул. При этом нейроны, имеющие дефицит ионов кальция, почти теряют способность к простейшим формам научения — при­выканию. Авторы приходят к заключению, что пластичные пере­стройки у полностью изолированного нейрона определяются глав­ным образом кальциевой системой проводимости. Лишь некото­рые формы пластичности нейрона связаны с натриевыми ионными каналами.

Полностью изолированный и идентифицированный нейрон виног­радной улитки может быть использован в качестве высокочувстви­тельной биологической системы для индикации уровня загрязнения среды. По изменению функционального состояния нейрона, которое можно контролировать по его ответу на тестирующий электричес­кий стимул, можно судить об уровне загрязнения среды тяжелыми металлами.

Воздействие на человека загрязненной среды до того, как оно проявит себя в ухудшении его физического здоровья, сказывается в расстройстве различных психических функций и деятельности человека.

Наиболее типичные проявления психических отклонений, свя­занных с экологическими факторами, выражаются в нарушениях когнитивных процессов, снижении интеллектуального потенциа­ла, изменениях в эмоционально-волевой сфере, развитии неопти­мальных функциональных состояний, ухудшении самочувствия и настроения человека, появлении нервно-психического напряже­ния, стресса.

Работа на многих химических предприятиях протекает в усло­виях значительного химического загрязнения. Обследование работ­ников химического предприятия показывает снижение у них средней частоты произвольных движений глаз при переводе взора с одной точки экрана на другую и обратно в быстром темпе (Данилова Н.Н., 1992). По сравнению с контрольной группой их частота движений глаз статистически значимо ниже (55,7 против 67,6 в минуту). Частота движений глаз положительно коррелирует с жиз­ненной емкостью легких, что может рассматриваться как косвен­ный показатель общего потребления кислорода мозгом. Ее сниже­ние указывает на гипоксию, которая, как известно, ведет к нару­шению моторного поведения.

Исследование индивидуальной защищенности человека от воз­действия экологически вредных факторов показывает, что у раз­личных людей, работающих в одних и тех же условиях на хими­ческом производстве, обнаруживается различная степень наруше­ний психических процессов и состояний, а также функций иммунной системы.

В результате комплексного обследования работников вредного химического промышленного предприятия с использованием им­мунных, психологических и физиологических методов диагности­ки была выделена группа людей со свойствами темперамента, ко­торые делают человека более устойчивым к вредным химическим воздействиям.

В качестве иммунных показателей были использованы два бел­ка лейкоцитов венозной крови с молекулярной массой 53 и 43 кД. Белок с массой 53 кД в последние годы привлекает большое вни­мание исследователей. Он обнаружен у больных с синдромом Дау­на, имеющих нарушения в иммунной системе. Этот белок появля­ется в результате трансформации лейкоцитов и других клеток, вызванной химическими агентами, радиацией, вирусами и т.д. Чем больше белка 53 кД обнаружено в лейкоцитах, тем хуже интегральное состояние иммунной системы.

Белок с молекулярной массой 43 кД также был использован в качестве белкового маркера состояния лейкоцитов периферичес­кой крови. Его наличие в клетках коррелирует с хрупкостью кле­точных мембран. Чем меньше содержание данного белка, тем ниже механическая прочность мембран, что связывают с изменением минерального состава клеток. Для измерения белков с молекулярной массой 53 и 43 кД в лейкоцитах использовали электрофоретичес-кий анализ по методу Леммли.

Индивидуально-типологические особенности субъекта изуча­ли с помощью опросников, определяющих силу процесса воз­буждения и торможения по Стреляу; личностную и реактивную тревожность по опроснику Спильбергера в русской версии Ханина, свойство «импульсивность—произвольность» по Азарову. Восьмицветовой тест Люшера был использован для оценки вегетатив­ного баланса, стресса и работоспособности. Для количественной обработки показателей применяли процедуру, предложенную Г.А. Аминевым.

Когнитивные процессы исследовали с применением теста «Зри­тельная память», который определяет эффективность непроизволь­ного запоминания формы, цвета и локализации фигур на таблице. В тесте «Счет» использовалась модифицированная таблица Бурдона (цифровой вариант). Испытуемый должен был выделить после­довательность из трех цифр, сумма которых равнялась 10,  в спо­койном состоянии (первая серия) и быстром темпе (вторая серия). Об успешном выполнении счетных операций свидетельствовало их ускорение во второй серии по сравнению с первой. По методи­ке Когана определяли затраченное время и число ошибок, по ко­торым оценивали успешность интеллектуальной деятельности, связанной с различением и обобщением признаков. Кроме того, применяли методику определения точности воспроизведения дли­тельности временного интервала, варьирующего в диапазоне от 1 до 5 с. Вычисляли отношение длительности воспроизводимого субъективного временного интервала к предъявляемому. Метод позволяет оценивать индивидуальные тенденции к ускорению или замедлению субъективного времени.

Для характеристики состояния вегетативной нервной системы исследовали ЧСС до и после физических упражнений (приседа­ние — 30 раз) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 10-ю минуты. Определяли как абсолютное значение ЧСС, так и ее отношение после нагруз­ки к ЧСС фона.

Результаты комплексного обследования по психологическим и иммунологическим показателям были подвергнуты факторному анализу с варимаксным вращением. В результате расчетов была получена 6-факторная структура, которая объясняла 82% разброса исходных данных. Три фактора из 6 включали иммунные показате­ли. В состав фактора II с положительным знаком вошел белок с молекулярной массой 53 кД, что указывало на наличие у человека трансформированных лейкоцитов — признак иммунопатологии. Его присутствие в больших количествах сочеталось с сильно выражен­ной слабостью процессов торможения по Стреляу, высокой им­пульсивностью по Азарову, высокой личностной и реактивной тревожностью по Спильбергеру и низкой частотой сердечных уда­ров в условиях покоя — фоновой частотой, измеренной до физи­ческой нагрузки. Этот фактор указывает на связь повышенной тре­вожности, импульсивности, слабого процесса торможения и не­достаточного самоконтроля с признаками брадикардии в покое и нарушениями иммунной системы. Он может быть назван факто­ром индивидуальной психологической предрасположенности к иммунопатологии.

Оба белка лейкоцитов с отрицательным знаком вошли в со­став фактора III при наибольшей факторной нагрузке у белка 43 кД. Такая связь обоих иммунных показателей отражает реальную кар­тину определенной стадии нарушения метаболизма в организме. В частности, снижение содержания в лейкоцитах белка 43 кД отме­чено на последней стадии онкологического заболевания, сопро­вождающегося развитием метастазов. Такое уменьшение содержа­ния белка 43 кД обусловлено увеличением хрупкости мембран лей­коцитов и их разрушением, в результате чего клетки теряют свои белки, в том числе и белок 53 кД.

Белки лейкоцитов, входящие в состав фактора III, сочетаются с низкими показателями эффективности выполнения когнитивных тестов и вегетативным реагированием по симпатическому типу на физическую нагрузку. В III фактор вошли два показателя ухуд­шения интеллектуальной деятельности: большое число ошибок и замедление темпа работы при усложнении задания в тесте «Ко­ган», когда от испытуемого требовалось сортировать фигуры, од­новременно учитывая два их признака — цвет и форму. Высокие значения ЧСС на 10-й минуте после физической нагрузки, указы­вающие на высокий уровень симпатической активности, также вошли в состав данного фактора. С небольшой, но статистически значимой факторной нагрузкой в составе фактора III присутству­ет показатель ускорения субъективного времени. Фактор III ха­рактеризует нарушения метаболизма, которые сочетаются с ухуд­шением интеллектуальной деятельности на фоне усиленной и удлиненной реакции сердечно-сосудистой системы по симпати­ческому типу.

В состав IV фактора с одинаковым знаком вошли такие показа­ли, как содержание в лейкоцитах белка 53 кД, возраст человека, продолжительность его работы на предприятии и в химическом цехе. Этот фактор может быть определен как фактор иммунопато­логии, связанной с возрастом человека и химической вредностью предприятия.

Фактор I не включает иммунных показателей, но объединяет ряд переменных, характеризующих главным образом состояние человека. В него вошли: с положительным знаком показатель рабо­тоспособности и с отрицательным знаком показатель стресса по Люшеру. Значимые факторные нагрузки с положительным знаком также имеют показатели вегетативного баланса по Люшеру и ЧСС в фоне, что указывает на его связь с высоким уровнем симпати­ческой активности. Кроме того, в состав данного фактора включен показатель успешности выполнения счетных операций в быстром темпе. Последнее дает повод говорить о нем как о факторе состоя­ния с высокой работоспособностью. Однако в состав этого факто­ра с положительным знаком также вошли переменная, свидетель­ствующая о субъективном замедлении времени, и показатель про­должительности работы во вредном цехе. Это дает основание рассматривать его как фактор активного, напряженного состоя­ния с некоторыми скрытыми нарушениями в когнитивной сфере, которые могут быть выделены по субъективному удлинению вре­менных интервалов.

Фактор V выделяет комплекс связанных между собой свойств нервной системы: он объединяет слабый процесс возбуждения и неуравновешенность нервных процессов с преобладанием процес­сов торможения над возбуждением по Стреляу. Результаты проведенного факторного анализа показывают, что неэффективность иммунологического контроля положительно кор­релирует как с возрастом людей, так и с продолжительностью работы их в цехе с загрязненной химической средой, что свиде­тельствует о наличии агрессивной химической среды на данном предприятии, которая вызывает серьезные нарушения иммуноло­гического статуса человека.

Комплекс индивидуально-психологических характеристик, включающий такие свойства, как повышенная личностная и ре­активная тревожность, высокая импульсивность, слабость само­контроля (торможения), делает человека предрасположенным к иммунопатологии. И наоборот, низкая индивидуальная тревож­ность, умение контролировать свои действия и поступки, отсут­ствие импульсивности увеличивают защитные функции организ­ма по отношению к вредным химическим воздействиям. Таким образом, быстрое или медленное появление функциональных от­клонений иммунной системы, сочетающееся с нарушениями ког­нитивной деятельности и состояний, в условиях агрессивной хи­мической среды может быть предсказано по наличию у человека определенного комплекса индивидуальных психологических харак­теристик.

По итогам факторного анализа иммунологических и психоло­гических показателей выявлены различные уровни нарушения ког­нитивных процессов. Наиболее сильное нарушение когнитивной деятельности связано с уменьшением в лейкоцитах белка с моле­кулярным весом 43 кД, исчезновение которого отражает процесс изменения клеточных мембран, вызывающий их хрупкость и раз­рушение, т.е. глубокие нарушения метаболизма.

Скрытое ухудшение когнитивной деятельности проявляется в замедлении субъективного времени по показателю относительной ошибки при воспроизведении временного промежутка. Число лиц, отнесенных к группе «медлительных» среди работников химичес­кого производства, выше нормы, причем замедление течения субъективного времени у них выражено значительно сильнее, чем в контрольных группах. Эффект замедления субъективного време­ни обнаружен в составе комплекса психологических и физиологи­ческих показателей, характеризующего состояние как высокой работоспособности, так и высокого напряжения и больших энер­гетических затрат. Лица, у которых обнаружено это состояние, постоянно работают на пределе своих возможностей, затрачивают чрезмерные усилия и тем самым испытывают продолжительные стрессовые воздействия, что, в свою очередь, изменяет течение психических процессов. Возможно, что одним из ранних признаков этого типа нарушений и является замедление течения субъек­тивного времени. Лица с такими характеристиками, очевидно, пред­ставляют скрытую группу риска. Тест на воспроизведение времен­ных промежутков может быть использован для их выявления. Чрез­мерно замедленное течение субъективного времени по показателю воспроизведения временного интервала является настораживаю­щим симптомом, указывающим на ухудшение состояния здоровья человека.

Обнаруженная взаимосвязь психологических показателей с иммунологическими может быть положена в основу разработки метода диагностики иммунодефицита по психологическим пока­зателям. По частоте встречаемости нарушений психических про­цессов и состояний у работников вредного производства можно получить объективную характеристику экологической обстановки отдельных предприятий с учетом всех явных и даже неустановлен­ных вредностей на рабочих местах.

Постоянное воздействие мощного электромагнитного излуче­ния (особенно на радиолокационных станциях и около них) вызывает изменения функционального состояния человека. Обна­ружен критический период воздействия электромагнитного облу­чения — 1—2 года, после которого отмечается заметное изменение ЭЭГ: подавление альфа-ритма при относительном увеличении его мощности на низких частотах, появление сонных веретен в бодр­ствующем состоянии.

Изучение влияния радиации (авария на Чернобыльской АЭС) на психические и психофизиологические функции человека пока­зывает, что наиболее уязвимым и чувствительным звеном являют­ся физиологические процессы, регулирующие функциональные состояния.

Сравнительное изучение биопотенциалов мозга у нескольких групп населения Брянской области, в разной степени пострадав­ших от аварии на Чернобыльской АЭС, выявило значительные и устойчивые изменения ЭЭГ по сравнению с контрольной группой (Базылевич Т.Ф. и др., 1993). Были обследованы три группы лю­дей: участники ликвидации аварии («ликвидаторы»), жители Брян­ской области, проживающие на загрязненных территориях, где зарегистрированы малые дозы радиации, и жители непораженных районов Брянской области (контрольная группа). Сравнение усред­ненных групповых ЭЭГ, полученных при 16-канальном отведении, выявило наиболее сильные отклонения от нормы у жителей, посто­янно живущих в зонах с малой радиацией. Изменения на ЭЭГ вы­ражались в подавлении активности мозга в диапазоне тета- и аль­фа-ритмов во всех отведениях обоих полушарий.

ЭЭГ «ликвидаторов», получивших значительные, но кратков­ременные дозы облучения в меньшей степени отличалась от нор­мы. Очевидно, можно говорить о появлении у них даже противо­положной тенденции — усиления мощности тета- и альфа-ритмов, что авторами исследования рассматривается как проявление работы компенсаторных механизмов. Депрессивный характер фо­новой ЭЭГ у жителей, подвергавшихся малым, но продолжитель­ным воздействиям радиационных факторов, по-видимому, указы­вает на состояние хронического стресса, вызванного как физичес­кими, так и психическими причинами, связанными с состоянием здоровья. Психологическое тестирование подтвердило усиление показателей инвертированности («ухода в себя»), нейротизма в сочетании с падением общего уровня поведенческой активности, по­терей интереса.

Таким образом, регистрация биопотенциалов мозга объектив­но фиксирует снижение мозговой активности, ее депрессию, преж­де всего по альфа-ритму. Эти изменения вызывались малыми доза­ми радиации, но постоянно или длительное время воздействую­щими на человека, что указывает на их серьезную опасность. Изменения затрагивают прежде всего механизм модулирующей системы мозга, от которой зависит функционирование как эмо­циональной, так и когнитивной сферы человека.

Изучение психофизиологическими методами функционально­го состояния детей школьного возраста, проживающих в районах Тульской области, подвергшихся радиационному загрязнению, также выявило у них отклонения от контрольной группы — детей, живущих в той же области, но в экологически более благоприят­ных условиях.

Диагностика состояния школьников (8-е классы) производи­лась по нескольким параметрам сердечного ритма: ЧСС, индексу напряжения, стандартному отклонению среднего RR-интервала и мощности трех ритмических модуляторов СР (метаболического, сосудистого и дыхательного).

Школьники, проживающие в «радиационной» зоне, достоверно отличались от контрольной группы высоким индексом напряже­ния, меньшей величиной стандартного отклонения среднего RR-интервала. Кроме того, в их спектрах мощности СР, количествен­но измеряющих модулирующие влияния, поступающие на пейс-мекер сердца от мозговых ритмических осцилляторов, наблюдалась редукция дыхательной аритмии. Это означает подавле­ние, ослабление парасимпатического контроля и как следствие — усиление симпатической активации, что подтверждается ростом ИН. Эти отличия достоверно выявлены как в фоновых условиях, так и при информационной нагрузке — во время выполнения ариф­метического теста (перемножения двузначных чисел на двузнач­ные) и теста Равена.

Группы школьников различались также тем, что они исполь­зовали различные способы регуляции своего функционального состояния. Снижения частоты СР они достигали разными сред­ствами. У благополучной группы снижение ЧСС возникало за счет усиления парасимпатических влияний на сердце, что выражалось в положительной корреляции между мощностью дыхательной мо­дуляции СР (в широком диапазоне частот от 0,1 до 0,5 Гц) и вели­чиной RR-интервала. Такие же соотношения обнаружены и в сосудистой модуляции. В неблагополучной группе на снижение ЧСС влияло усиление метаболической модуляции СР; вклад дыха­тельной модуляции был очень мал, и он действовал только в уз­кой полосе частот (0,1—0,12 Гц). Участие сосудистой мо­дуляции примерно такое же, что и у детей первой группы. В обеих группах ЧСС (обратная величина RR-интервала) положительно коррелировала с ИН и отрицательно — со стандартным отклоне­нием от среднего RR-интервала.

Психологические методы исследования были менее эффектив­ны. Обследованные группы школьников достоверно не различались по тесту тревожности Спильбергера и по показателям опросника САН (психическая активация, эмоциональный тонус, напряжение, конформность). Исключение составил показатель «интерес». Само­оценки интереса были достоверно ниже в группе школьников из неблагополучных районов.

Таким образом, психофизиологическая диагностика состоя­ний по показателям сердечного ритма у лиц, систематически по­лучающих малые дозы радиации, также выявляет типичный син­дром в виде хронически измененного функционального состояния с признаками напряженности. Школьники, подвергшиеся радиационным воздействиям, для компенсации состояния хро­нического напряжения, по-видимому, используют не парасим­патическую систему, а метаболический механизм модуляции для снижения ЧСС и подавления у них повышенной симпатической активности. Обе группы школьников значимо не различаются по ЧСС.

Таким образом, психофизиология может внести свой вклад в решение задачи сохранения психического здоровья населения, которое согласно Всемирной организации здравоохранения входит в определение понятия здоровья. Система контроля здоровья по психофизиоло­гическим и психологическим параметрам может быть реализована в составе экологической службы.

 

Вопросы для самоконтроля

Какие проблемы изучает экологическая психофизиология?

Как влияют на организм человека длительные воздействия вредных веществ и радиации?

Что такое иммунопатология?

Какие индивидуально-психологические характеристики делают человека предрасположенным к иммунопатологии?

Какие вредности влияют на функциональное состояние человека?

Что показывают исследования людей, получивших облучение разной степени при Чернобыльской катастрофе?

 

Тесты по теме

a. Соли свинца при их постоянном воздействии оказывают влияние …

a. на концентрацию внимания;

b. на речь человека;

c. на интеллект человека;

d. на количество гемоглобина и тромбоцитов в крови.

b. Предрасположенность к иммунопатологии коррелирует с такими индивидуально-психологическими характеристиками, как …

1) высокая компульсивность;

2) повышенная личностная и реактивная тревожность;

3) агрессивность;

4) высокая импульсивность;

5) слабость самоконтроля.

c. Метаболизм - …

невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;

процесс обмена веществ;

мобилизация инстинктивной энергии на выполнение той или иной психологической функции;

качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

d. Люди, демонстрирующие эффект замедления субъективного времени, …

затрачивают чрезмерные усилия на выполнение какого-либо действия;

испытывают стрессы;

чрезмерно расслабленны;

неактивны;

постоянно работают на пределе своих возможностей, при чрезмерном напряжении.

e. Иммунодефицит - …

пониженное настроение;

недостаток защитных сил организма;

кислородная недостаточность;

недостаток витаминов.

f. У лиц, систематически получающих малые дозы радиации, наблюдается …

хронически измененное функциональное состояние с признаками напряженности;

ослабление симпатической активации;

неизменность ЭЭГ;

значительное увеличение мозговой активности.

 

 


Практические задания по курсу

Опишите типы работоспособности, дайте психологические рекомендации по обучению детей каждого из этих типов.

 

Определите типы нервной системы (темпераментов) детей по следующим психологическим характеристикам, предложите свои рекомендации по организации их обучения:

 

Такие дети малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на пере­мене; они не тянут руку, очень роб­ки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать, не отвлекаясь, быстро утомляются, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа.

                                                   /_____________________________________/

Реактивность у таких детей преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраива­ются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ре­бенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» - отключается мгно­венно. Работоспособность у этих уче­ников очень неустойчива.

                                                   /_____________________________________/

 

Опишите экспериментальные исследования по изучению зоосоциального поведения животных.

 

Решите следующие задачи:

а) Как изменяется систолический показатель сердца при физической работе?

 

б) У четырех групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путем иммобилизации. В первой группе крысы находились в этом состоянии 70% от продолжительности суток, во втором – 40%, в третьей – 15 % и в четвертой – 5%. После окончания эксперимента определили устойчивость к различным нагрузкам у животных каждой группы. В какой группе устойчивость оказалась наиболее высокой?

 

в) Ребенок, который учится играть на пианино, первое время грает не только руками, но и «помогает» себе головой, ногами и даже языком. Каков механизм этого явления?

 

Обозначьте проблемы, которыми занимается экологическая психофизиология.

 

К каким областям знаний также применим психофизиологический подход? Приведите примеры.


Тесты по дисциплине

 

a. Предметом изучения психофизиологии являются …

a. психические воздействия на жизнедеятельность организма человека для лечения больного;

b. влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний;

c. физиологические основы психической деятельности и поведения человека;

d. недостатки психических реакций, поведения здорового человека, нуждающегося в оказании помощи посредством методов психологического воздействия на него;

e. методы исследования индивидуально-психологических особенностей человека;

f. относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

b. Функциональное состояние – это …

1) совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм;

2) уровень активации мозговых структур, на котором протекает конкретная психическая деятельность человека;

3) формальная характеристика психологического состояния человека;

4) глубинное человеческое переживание.

c. Дистрактор - …

I.предупреждающий стимул;

II.императивный стимул;

III.позитивный стимул;

IV.отвлекающий стимул.

d. … предпринял попытку повысить качество обучения за счет ведения его в коридоре оптимального функционального состояния.

1. К. Мангина;

2. Р. Йеркс;

3. Дж. Додсон;

4. И.П. Павлов.

e. Пассивная форма оборонительного рефлекса характеризуется …

a. различными формами агрессивного поведения;

b. устойчивой ориентировочной активностью;

c. стрессовым состоянием;

d. депрессией или потерей интереса.

f. Продолжительность острой физиологической адаптации ребенка к учебной нагрузке составляет …

a. 5-6 минут;

b. 5-6 часов;

c. 5-6 дней;

d. 5-6 недель;

e. 5-6 месяцев;

f. 5-6 лет.

g. К критериям, влияющим на успешность адаптации детей к школе, относятся …

a. посещение ребенком детского сада;

b. состояние здоровья ребенка;

c. место расположения школы;

d. рациональная организация занятий.

h. По мнению В.В. Давыдова, … является психологической основой формирования учебной деятельности.

a. функциональное состояние;

b. знания, умения и навыки;

c. потребность в теоретических знаниях;

d. учитель.

i. Психологи считают оптимальным для поступления в школу возраст …

a. 5 лет;

b. 6 лет;

c. 6,5 лет;

d. 7 лет;

e. 8 лет.

j. Интегральной характеристикой функционального состояния организма, его изменений является …

o мотивация;

o работоспособность;

o функциональная зрелость организма;

o самочувствие.

k. Период компенсаторной перестройки – это …

1. время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме;

2. период, когда происходит постепенное повышение работоспособности;

3. особое функциональное состояние, когда работоспособность резко снижается;

4. период, когда качественная работа ребенка обеспечивается ценой значительного напряжения.

l. Утомление является …

a. защитной реакцией организма от чрезмерного напряжения;

b. качественным показателем работоспособности;

c. стимулятором восстановительных процессов;

d. интегральным показателем функционального состояния организма.

m. В качестве физиологических стимуляторов, помогающих улучшить состояние ребенка и снять утомление, можно использовать …

a. подъем тяжестей;

b. активную прогулку;

c. форсированное дыхание;

d. физкультминутки;

e. интеллектуальные разминки;

f. холодовые и звуковые раздражители.

n. Наиболее трудными периодами учебного года для ребенка являются …

a. сентябрь;

b. период после 20 декабря;

c. февраль;

d. май.

o. Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы …

a. трудно и долго входят в работу, но, включившись, могут работать долго и упорно;

b. нетерпеливы, несдержанны, имеют неустойчивую работоспособность;

c. энергичны, легко включаются в работу;

d. медленно сосредотачиваются и трудно переключают внимание;

e. робки, медлительны, постоянно отвлекаются, быстро утомляются.

p. Депривация – это …

a. стойкое снижение и упрощение психической деятельности, характеризуемое ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения;

b. лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей;

c. приспособления организмов к условиям существования;

d. расстройство психической деятельности, отклонение от нормы, которое рождает мучительные переживания, состояние разъединенности с самим собой, вызванное психотравмирующими факторами.

q. Минимальные мозговые дисфункции - …

a. заболевание, вызываемое переутомлением или длительным воздействием психотравмирующих факторов;

b. расстройство психической деятельности, отклонение от нормы, которое рождает мучительные переживания, состояние разъединенности с самим собой, вызванное психотравмирующими факторами;

c. нарушения функционального развития мозга, вызванные поражениями отдельных зон;

d. резкое снижение психического тонуса в сочетании с речевой и двигательной заторможенностью, с отсутствием реакции на внешние раздражители.

r. Основные речевые центры человека расположены …

a. в правом полушарии;

b. в левом полушарии;

c. в мозжечке;

d. в гипоталамусе;

e. в продолговатом мозге.

s. Стресс - …

a. аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности;

b. способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство;

c. неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на экстремальное воздействие;

d. состояние тревоги или напряжения, которое возникает в результате крушения планов, неосуществленных надежд.

t. Одним из показателей ухудшения здоровья человека является …

эффект замедления субъективного времени;

эффект ореола;

эйфория;

эффект края.

 


Список рекомендуемой литературы

Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.183 с.)