Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое Послание к Тимофею святого апостола Павла.

Предисловие

Тимофей был из учеников Павла, пользовался вследствие этого уважением, и самому Павлу так был предан, что ради домостроительства, для успехов проповеди согласился принять от него обрезание, и это тогда, когда Павел запрещал обрезание другим и когда по этому поводу восстал даже против самого Петра. Кроме того, сам Павел во многих местах свидетельствует о великой добродетели этого мужа. Ему он теперь и пишет о многом необходимом1. Если же кто-нибудь спросит, почему апостол не пишет Силе, Клименту, Луке, или другому кому из многих бывших при нем, а только Тимофею и Титу, то на это можно сказать, что те еще сопутствовали ему, а этим он уже поручил церкви. Поэтому необходимо было предостерегать их чрез писания и объяснить то, что они должны были делать. А если спросишь: почему он не усовершенствовал их ранее во всякой божественной премудрости и тогда уже поставил бы их на дело учительства, но пишет к ним и доводит их до совершенства после того, как вверил им учительство? Знай прежде всего, что никто не совершенен, хотя бы был и учителем; напротив, и такой человек много нуждается в руководстве со стороны более совершенных; особенно нелегко было самому епископу все устраивать своим словом в только что возникающей церкви. Затем обрати внимание и на то, что во всем послании дается Тимофею не такое наставление, как ученикам, но какое прилично учителю.

* * *

1

По другому чтению добавлено: он посылает это послание из Лаодикии.

                                                                                            Глава 1

Тим.1:1. Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего.

По повелению Бога.

И Господа Иисуса Христа, надежды нашей.

Тим.1:2. Тимофею, истинному сыну в вере.

Благодать, милость, мир. От Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

Тим.1:3. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе.

И увещевать некоторых, чтобы они не учили иному.

Тим.1:4. И не занимались баснями.

И родословиями бесконечными.

Которые производят больше споры (ἐκζητήσεις), нежели Божие назидание в вере.

Тим.1:5. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца.

И доброй совести и нелицемерной веры.

1Тим.1:6. От чего отступив (ἀστοχήσαντες), некоторые уклонились в пустословие.

Тим.1:7. Желая быть законоучителями.

Но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Тим.1:8. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его.

Тим.1:9–10. Зная, что закон положен не для праведника.

Но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников.

И для всего, что противно здравому учению.

Тим.1:11. По славному благовестию блаженного Бога.

Которое мне вверено.

Тим.1:12. Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего.

Что Он признал меня верным, определив на служение.

Тим.1:13. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик.

Но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии.

1Тим.1:14. Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Тим.1:15. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников.

Из которых я первый.

1Тим.1:16. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Тим.1:17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

1Тим.1:18. Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание.

Чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин.

Тим.1:19. Имея веру и добрую совесть.

Которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

По повелению Бога.

Не сам, говорит, я восхитил это, но долг имею неотложный и Владычное повеление исполняю. Выражение «по повелению» сильнее выражения «призванный». Хотя нигде Отец не давал ему повеления, а Христос: "Я пошлю, – сказано, – тебя далеко к язычникам» (Деян.22:21), и еще: «тебе должно предстать пред кесаря» (Деян.27:24), и: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла» (Деян.13:2); но принадлежащее Сыну и Духу принадлежит, говорит он, и Отцу. Слушай, что следует дальше.

Благодать, милость, мир.

Нигде в других посланиях апостол не поставил слова "милость", а только здесь. Это потому, что по великой любви просит для своего сына большего, как бы опасаясь и трепеща за него; ему он давал наставления даже относительно желудка. Еще и потому, что учители имеют нужду в сугубой милости.

Которое мне вверено.

Мне, а не лжеапостолам: их евангелие есть евангелие бесславия, а не славы.

Из которых я первый.

Почему же он, сказав в другом месте: «по правде законной – непорочный» (Флп.3:6), теперь ставит себя первым из грешников? Потому что пред правдой во Христе правда по закону ныне грех, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдой, подобно тому как ночью луна и свеча – свет. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует тот, кто пользует свечой подзаконной правды, когда воссияло солнце правды Христовой. И в другом месте апостол говорит об этом: «прославленное даже не оказывается славным» (2Кор.3:10).

1Тим.1:16. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Обрати внимание на смирение его. Для того, говорит, я помилован, чтобы никто из согрешивших уже не отчаивался, но был в полной надежде на прощение, так как получает спасение величайший из всех грешников – Павел. Этим апостол показывает, что сам он не заслуживал прощения, но ради спасения других сподобился сего человеколюбия Божия. Не сказал просто: чтобы во мне показал долготерпение, но «все долготерпение», как бы так говоря: бесконечно согрешив, я нуждался во «всей» милости, во «всем» Его человеколюбии, а не отчасти, подобно тем, которые отчасти согрешили. "В пример", говорит, то есть для примера, для утешения и для прощения всех, кто хочет веровать.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.008 с.)