Методика работы над задачами на нахождение четвертого пропорционального. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над задачами на нахождение четвертого пропорционального.



Структура задач

-даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью;

-одна величина постоянная (ее значение не меняется), две-переменные;

-даны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой;

-второе значение этой величины является искомым.

Каждую из задач, представленных в таблице, можно решить способом нахождения значения постоянной величины (названия способов детям не сообщается). Вначальных классах преимущественно используется этот способ.

Например, рассмотрим решение задачи 1:

За два кг моркови уплатили 30 руб. Сколько надо уплатить за 6 кг моркови?

Решение:

30: 2= 15 (руб.)-цена моркови.(значение постоянной)

2)15*6=90(руб.)

Ответ: 90 руб. надо уплатить за 6 кг моркови.

Для задач 1 и 2 видов этот способ называется также способом приведения к единице.

С целью подготовки детей к усвоению в курсе основной школы(5-9 кл.)функциональной зависимости необходимо познакомить младших школьников со способом решения, основанном на понятиях прямой и обратной пропорциональной зависимости.

Делая прикидку результата, выясняем, какое число получится в результате решения: больше или меньше какого-либо из данных чисел(за 6 кг уплатили больше или меньше, чем за 2кг?), уточняем почему, используя наглядные пособия, узнаем, что количество моркови увеличилось в 3 раза и, следовательно, денег потребуется также в 3 раза больше.

Решение:

1)6:2=3-в 3 раза стало моркови больше.

2)30*3=90(руб.)

Ответ: 90 руб. надо уплатить за 6 кг моркови.

Организация подготовительной работы.

Для введения задач нанахождение четвертого пропорционального необходимо познакомить детей с величинами цена, количество, стоимость и связями между ними. Например, можно на уроке провести игру в «магазин»: На доске товары, к которым прикреплены этикетки с указанием цены

У: Сегодня будем играть в «магазин» и решать задачи про покупки.

Что продается в магазине? (Называют)

На вещах обозначена цена. Назовите цену тетради, блокнота, …

Что показывает цена?

Сколько стоит 1 тетрадь, 1 блокнот?

Купили 3 тетради. Что означает число 3? (Сколько купили тетрадей) Иначе говорят, число тетрадей или количество тетрадей.

Купили 4 блокнота. Что обозначает число 4?

К доске прикрепляют 4 блокнота, под каждым записана цена «10 руб.»

У: Сколько денег надо уплатить за 4 блокнота?(40 руб.) Как вы узнали?(10*4=40)

Почему умножали?

40руб.-это стоимость блокнота.

На доске запись:

Цена Количество Стоимость

10 руб. 4 блокнота?

 

У: Что известно в этой задаче? Что нужно найти? Каким действием находили?

Далее начинается игра: один ученик становится продавцом, остальные покупателями. Покупатели покупают несколько вещей. Одновременно составляются и решаются задачи про эти покупки, причем каждый раз устанавливается связь: известны цена и количество, находим стоимость умножением.

Аналогично ведется работа по ознакомлению с величинами других групп. При этом на этапе ознакомления со связями между ними важно выполнять предметные иллюстрации (например, изобразить 3 пакета, под каждым написано «2 кг»), а при выборе арифметического действия сначала опираться на конкретный смысл арифметических действий (например, в 1-м пакете-2 кг муки, во 2-м -2 кг и в 3-м -2 кг; по 2 взяли 3 раза, надо 2 умножить на 3), после чего формулируется вывод (чтобы найти общую массу пакетов надо массу одного пакета умножить на их количество).

Одновременно с работой по закреплению знаний о связях между величинами следует наблюдать за изменением одной величины в зависимости от изменения другой при неизменной третьей Например, решаем ряд односюжетных задач: «Блокнот стоит 10 руб. Сколько будут стоить 2 блокнота, 3 блокнота, 4 блокнота, 12 блокнотов, 15 блокнотов?» Решение записываем в таблице:

Цена блокнота 5 5 5 5 5
Число блокнотов 2 3 4 12 15
Стоимость блокнотов 10 15 20 60 75

Прослеживая изменение величин, дети устанавливают: при увеличении числа блокнотов, их стоимость увеличивается, при уменьшении количества стоимость уменьшается.

Аналогично можно пронаблюдать и другие зависимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.)