I. Организационно-методический раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организационно-методический раздел



I. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель курса:

Подготовка студентов по курсу «Психофизиология» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО ОПД.Ф.18».

Основная цель дисциплины – формирование знаний по психофизиологии, выступающей как естественнонаучная база современной психологии, в различных ее аспектах и направлениях, а также получение навыков и умений использования данных знаний в различных отраслях профессиональной практики.

 

1.2. Задачи курса:

В задачи дисциплины входит: освоение студентами представлений о основных методологических положениях системного подхода применительно к вопросам структурно-функциональной организации мозга, о содержательных связях между психикой и мозгом, природной и социальной средой, а также усвоения основных экспериментальных подходов к изучению физиологии психических процессов и состояний.

 

1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью естественно-научного комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов психологического факультета по специальности/ направлению подготовки – возрастная психология и физиология, общая психология, социальная психология. Дисциплина «Психофизиология» изучается на 3 курсе (6 (шестой) семестр).

 

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Критерием успешного освоения программы курса является:

- умение применять и использовать психофизиологические системно-научные и информационные представления;

- усвоение сущности и содержания психофизиологических понятий;

- знание современных методов, теоретических и концептуальных подходов в психофизиологии,

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса:

1. Введение,

2. Основная часть

3. Отрасли психофизиологии.

2.2. Темы и содержание занятий

Раздел 1. Введение.

Тема 1. История и методология психофизиологии. Психофизиология как наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний. Стратегия исследований в психофизиологии; психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки; методологические аспекты исследования взаимоотношений. Психофизиологическая проблема.

Тема 2. Методы психофизиологии. Методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии;  связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании; методы многомерного анализа в психофизиологии; психофизические методы в психофизиологии; методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии; - локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании; методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток; методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга; компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента; методы исследования нейронной активности в психофизиологии.

 

Раздел 2. Основная часть

Тема 3. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов. Исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;

"перцептивные пространства" и их использование в психофизиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психологии; психофизиология целостного восприятия ("гештальт-психофизиология"); механизмы константности восприятия;

психофизиология категоризации в процессах восприятия; механизмы взаимодействия перцептивных систем; механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм в процессах восприятия; механизмы формирования сенсорных и перцептивных систем в онтогенезе, роль активирующих систем.

 

Тема 4. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс. Механизмы функциональных состояний человека; механизмы ритмической активности мозга; психофизиология сна; психофизиология эмоциональных состояний. Пространство восприятия эмоциональных выражений; механизмы выражения (экспрессии) эмоций;

психофизиология стресса.

 

Тема 5. Когнитивная психофизиология. Механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций; механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений механизмы произвольного внимания; внимание и модулирующие системы мозга; психофизиология памяти; механизмы рабочей памяти; механизмы декларативной и процедурной памяти; нейронные механизмы памяти; механизмы речи, развитие речи; межполушарная асимметрия и речь; механизмы мышления и творческих процессов; мышление и функциональная асимметрия мозга; половые различия и интеллект; механизмы вербального и невербального интеллекта.

 

Тема 6. Системная психофизиология.  Теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона; системогенез;  проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии.

 

Тема 7. Психофизиология развития и обучения. Механизмы формирования навыков; нейронные механизмы пластичности; участие генома в механизмах пластичности; механизмы формирования способностей; связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний; психофизиология процессов развития и старения;

депривация и развитие; обогащенная среда и нейрогенез; системная психофизиология научения.

Тема 8. Физиологические основы осознаваемых и не осознаваемых форм психического отражения.  Сознание: психофизиологические парадигмы исследования; нейронные механизмы сознания; сознание и модулирующие системы мозга; механизмы сознания и внимание; механизмы сознания и память; сознание и межполушарная асимметрия мозга;

осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга; механизмы сознания и установка.

 

Тема 9. Психофизиологические механизмы движения. Механизмы инициации движения; механизмы управления движением; механизмы программирования и коррекции движений; механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления; механизмы движений глаз; функции движений глаз в процессах восприятия; нейронные механизмы организации поведения.

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Модели и теории функционирования мозга.

2. Вызванные потенциалы (ВП).

3. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

4. Функциональная магниторезонансная томография (fMRI).

5. Магнитоэнцефалография (MEG) и нейромагнетизм.

8. Психофизиология электрокожного сопротивления.

11. Психосоматическая медицина.

12. Психонейроиммунология.

13. Клиническая психофизиология в неврологии, нейрохирургии и психиатрии.

14. Психофизиология нейронной пластичности.

15. Генетика и психофизиология.

16. Психофизиология памяти и процессов обучения.

17. Психофизиология внимания.

18. Психофизиология когнитивных расстройств и нарушений памяти.

19. Психофизиология синдрома дефицита внимания.

20. Психофизиология нарушений обучения.

23. Психофизиология стресса, тревоги и панических атак.

24. Психофизиология посттравматического стрессового расстройства.

25. Психофизиология обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии, маниакально-депрессивного синдрома, шизофрении, аутизма.

30. Психофизиология нарушений питания.

31. Психофизиология алкоголизма и наркомании.

32. Психофизиология нарушений сна.

34. Психофизиология речи.

35. Психофизиология слуха.

36. Психофизиология зрения.

37. Психофизиология обоняния.

38. Психофизиология соматосенсорной системы.

39. Психофизиология двигательной системы.

40. Психофизиология эмоций.

41. Психофизиология агрессии.

42. Психофизиология сознания.

43. Биоэлектрическая активность мозга. Динамика биоэлектрической активности мозга.

52. Психофизиология старения.

53. Психофизиология боли.

54. Психофизиология музыки.

55. Психофизиология в эргономике.

56. Социальная психофизиология и нейронаука.

57. Студент может предложить тему самостоятельно.

Введение

9

1.1.

История и методология психофизиологии

0,5

 

4

1.2.

Методы психофизиологии

0,5

 

4

Отрасли психофизиологии

16

 

 

 

3.1.

Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

0,5

0,5

4

3.2.

Психофизиология общения

0,5

 

5

3.3.

Прикладная психофизиология

0,5

 

5

 

ИТОГО

60

6

2

52

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)

 

 

Основная

1. Губарева Л.И. Психофизиология: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 188с.:ил.- (практикум для вузов).

2. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология/ Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.-410с. – (Высшее образование).

3. Психофизиология. Словарь/ Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер// Психологический лексикон. Энциклапедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2006.-128с.

4. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И. Александрова.-3-е изд., доп. И перераб. – СПб.: Питер, 2005. – 464с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

5. Сыренский В.И., Родина Е.А.. Психофизиология здоровья, М.:КАРО, 2008г.-213с.

6. Черенкова Л.В., Краснощеков Е.И., Соколова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях/ под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Питер, 2006с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 

Дополнительная

1. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971. -119 с.

2. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1999.-304c.

3. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика,1999. -358 с.

4. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992.-204c/

5. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник. - М.: Аспект-пресс, 1998.-370c.

6. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 192 с.

7. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебник. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2001.-804с.

9. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997.-254с.

10. Нейропсихология сегодня /Под ред. Хомской Е.Д. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

11. Основы психофизиологии: Учебник/ Под. ред. Ю. И. Александрова. - М.: Инфра-М, 1997.-370с.

12. Прибрам К. И. Языки мозга: Экспертные парадоксы и принципы нейрохирургии: Пер. с англ. Н. И. Даниловой, К. Д. Хомской. - М.: Прогресс, 1995.-902с.

13. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001.- 550 с

14. Ратанова Т. А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. - М.: Педагогика, 1990.-170с.

15. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1992. -352 с.

16. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 228-231.

17. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4. С. 3-13.

18. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1996. Т.46. Вып. 2. С. 229-240.

19. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966. -300 с.

20. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК "Психология", 2001.-680с.

21. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. -239 с.

22. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учебное пособие. - М.: Моск. соц.-психологич. ин-т, 2000. -590с.

23. Шеперд Г. Нейробиология: В 2 т. М.: Мир, 1987. Т.1. 454 с; Т.2. -368 с.

 

 

VI. Отметка о рассмотрении

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 2 от 16.10.2011 г.

 

I. Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель курса:

Подготовка студентов по курсу «Психофизиология» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО ОПД.Ф.18».

Основная цель дисциплины – формирование знаний по психофизиологии, выступающей как естественнонаучная база современной психологии, в различных ее аспектах и направлениях, а также получение навыков и умений использования данных знаний в различных отраслях профессиональной практики.

 

1.2. Задачи курса:

В задачи дисциплины входит: освоение студентами представлений о основных методологических положениях системного подхода применительно к вопросам структурно-функциональной организации мозга, о содержательных связях между психикой и мозгом, природной и социальной средой, а также усвоения основных экспериментальных подходов к изучению физиологии психических процессов и состояний.

 

1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы:

Данный курс является обязательной частью естественно-научного комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов психологического факультета по специальности/ направлению подготовки – возрастная психология и физиология, общая психология, социальная психология. Дисциплина «Психофизиология» изучается на 3 курсе (6 (шестой) семестр).

 

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Критерием успешного освоения программы курса является:

- умение применять и использовать психофизиологические системно-научные и информационные представления;

- усвоение сущности и содержания психофизиологических понятий;

- знание современных методов, теоретических и концептуальных подходов в психофизиологии,

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса:

1. Введение,

2. Основная часть

3. Отрасли психофизиологии.

2.2. Темы и содержание занятий

Раздел 1. Введение.

Тема 1. История и методология психофизиологии. Психофизиология как наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний. Стратегия исследований в психофизиологии; психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки; методологические аспекты исследования взаимоотношений. Психофизиологическая проблема.

Тема 2. Методы психофизиологии. Методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии;  связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании; методы многомерного анализа в психофизиологии; психофизические методы в психофизиологии; методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии; - локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании; методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток; методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга; компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента; методы исследования нейронной активности в психофизиологии.

 

Раздел 2. Основная часть

Тема 3. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов. Исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;

"перцептивные пространства" и их использование в психофизиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психологии; психофизиология целостного восприятия ("гештальт-психофизиология"); механизмы константности восприятия;

психофизиология категоризации в процессах восприятия; механизмы взаимодействия перцептивных систем; механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм в процессах восприятия; механизмы формирования сенсорных и перцептивных систем в онтогенезе, роль активирующих систем.

 

Тема 4. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс. Механизмы функциональных состояний человека; механизмы ритмической активности мозга; психофизиология сна; психофизиология эмоциональных состояний. Пространство восприятия эмоциональных выражений; механизмы выражения (экспрессии) эмоций;

психофизиология стресса.

 

Тема 5. Когнитивная психофизиология. Механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций; механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений механизмы произвольного внимания; внимание и модулирующие системы мозга; психофизиология памяти; механизмы рабочей памяти; механизмы декларативной и процедурной памяти; нейронные механизмы памяти; механизмы речи, развитие речи; межполушарная асимметрия и речь; механизмы мышления и творческих процессов; мышление и функциональная асимметрия мозга; половые различия и интеллект; механизмы вербального и невербального интеллекта.

 

Тема 6. Системная психофизиология.  Теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона; системогенез;  проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии.

 

Тема 7. Психофизиология развития и обучения. Механизмы формирования навыков; нейронные механизмы пластичности; участие генома в механизмах пластичности; механизмы формирования способностей; связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний; психофизиология процессов развития и старения;

депривация и развитие; обогащенная среда и нейрогенез; системная психофизиология научения.

Тема 8. Физиологические основы осознаваемых и не осознаваемых форм психического отражения.  Сознание: психофизиологические парадигмы исследования; нейронные механизмы сознания; сознание и модулирующие системы мозга; механизмы сознания и внимание; механизмы сознания и память; сознание и межполушарная асимметрия мозга;

осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга; механизмы сознания и установка.

 

Тема 9. Психофизиологические механизмы движения. Механизмы инициации движения; механизмы управления движением; механизмы программирования и коррекции движений; механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления; механизмы движений глаз; функции движений глаз в процессах восприятия; нейронные механизмы организации поведения.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.216 (0.065 с.)