Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоопределение в социальном контексте
В своем докладе я хотел бы рассмотреть еще одно основание для самоопределения. Я попытался бы ловить этот объект в социальном контексте и при этом я буду ссылаться, в какой-то степени, к докладу, который я делал на этой конференции в девяносто седьмом году. Он был посвящен скрытым реальностям образовательного процесса. С тех пор тема эта стала довольно популярной, и вопросы, связанные со скрытым содержанием или с укладом школы, начинают выходить на первый план. Одним из моментов скрытого содержания являются социальные роли, социальные эффекты, связанные с положением педагогической системы в социальной реальности. Я думаю, что, открывая эту скрытую реальность, мы можем сейчас по-новому задать угол самоопределения педагогики развития. Для этого я предложил бы рассмотреть четыре вопроса. Они в принципе могут относиться к любой развернутой педагогической практике, но в нашем случаи, они будут иметь специфические ответы. Первый вопрос очень простой. Какие социальные группы и социальные заказы обслуживает педагогика развития? Второй. Какие профессиональные группы и их интересы обслуживает, если хотите, педагогика развития (или - на усиление каких профессиональных групп направлена практика педагогики развития)? Третий вопрос: каково место педагогики развития в современном культурном и цивилизационном контексте? Что изменилось с 60-х гг. в самоопределении педагогики развития на фоне движения к информационному обществу? И, наконец, каково место педагогики развития и тех педагогов, которые заняты развивающим обучением, в современном обществе и в экономике, основанной на движении знаний?
Социальный заказ Итак, первый вопрос о связи педагогики развития и социальной стратификации. Каков социальный заказ? Надо сказать, что этот вопрос в контексте стратификации не мог быть поставлен десять лет назад, поскольку отсутствовала сама идея негосударственного заказа на образование. И группа под руководством Давыдова многие годы билась, чтобы получить заказ на разработку развивающего обучения как государственный. Давыдов был государственником. Он считал, что педагогика развития – это правильная педагогика, и она должна быть государственной педагогикой. Но сейчас мы имеем дело фактически с многообразием подходов к образованию, когда реальным заказчиком становится пока не общество, родители и социальные группы. То кто же является нашим заказчиком?
Вспомню один случай, так для разрядки. По-моему, это был 1989 год, когда мы только-только начали внедрять развивающее обучение после его разгрома. И вот была у нас совершенно замечательная учительница, она учила математике. Приходит как-то к ней папа одной из учениц… Непростой такой папа. Вы, конечно, знаете, что гимназия “Универс”, тогда - школа №106, находилась и находится в районе, который называется “Таракановка”, а рядом “Николаевка”. Такой хороший рабочий район. У нас было 10% семей, в которых был хотя бы один родитель с высшим образованием. И в этом классе семей с высшим образованием вообще было три, а остальные все - нормальные хорошие рабочие семьи. Но у них свое представление об учебном процессе. Они, конечно, знали все, что дети учатся по экспериментальным программам, но надеялись, что пронесет. Вот приходит этот папа где-то после первой четверти и говорит: “Вы, что секту какую-то делаете? Почему все уже дети в этом возрасте, вот, например, у нашей соседки, у Клавы, тоже пацан ходит в первый класс в другую школу, так он уже считает до 100, а вы еще из баночки в баночку переливаете и крупу какую-то перекладываете из коробочки в коробочку?”. Ему учительница, которая прошла курс переподготовки, начала рассказывать про мышление, про развивающее обучение, про учебную задачу. Он ее слушал очень внимательно и сказал: “Я ребенка заберу. Пускай как нормальные учится, а не по-сектантски”. И забрал. В этом смысле история для нас была очень поучительна, но мы решили, что это мы просто с родителями плохо работали. И им надо объяснять, что эта педагогика и есть самая правильная для всех их детей. Однако если мы посмотрим сейчас на то, что реально происходит с развивающем обучением, то мы увидим, что в основном развивающее обучение распространяется в частных школах, гимназиях, лицеях и в особых (часто - платных) классах обычных школ. Я не отношусь здесь к очень интересному опыту Виктора Георгиевича Васильева, который пытается использовать технологию развивающего обучения в классе выравнивания, в очень таком социально депрессивном районе. Это - исключение. Например, в Москве довольно много школ, где есть один класс развивающего обучения. В этом классе собираются родители, которые имеют высшее образование. И это отображает определенные процессы, которые проходят в системе образования. Меня поразила недавно цифра о том, что доля детей из семей рабочих и крестьян среди выпускников полной школы сократилась с 1963 года по 1994 год с 36% до 14%. Более чем у 60% выпускников полной школы сегодня хотя бы один родитель имеет высшее образование. А ведь доля таких семей не превышает и 15%. По-видимому, для развивающего обучения ситуация еще острее. Не получается ли так, что в реальности нашего действия педагогика развития начинает обслуживать совершенно определенную группу населения? А именно, ту группу родителей, которые имеют высшее образование и дети которых абсолютно направлены на продолжение образования. То есть мы фактически работаем с семьями, в которых имеется ясная направленность на продолжение образования их детей и на карьеру связанных с высшим образованием. Означает ли это, что мы реализуем практику воспроизводства социальной дифференциации. Тогда надо об этом сказать честно и ясно понять ожидания этой группы и начать с ней реальное сотрудничество.
Если же мы принципиально нацелены на другое, на поддержку социальной мобильности, то нужны специальные социологические исследования. Нужны и психолого-педагогические исследования, которые помогли бы сделать РО образовательной практикой, способствующей социальной и культурной мобильности, преодолению ограничений «культурного капитала» (выражение П.Бурдье). Ведь в этих ситуациях часто семья не является союзником педагогов. Как при этом связана эффективность педагогики развития в зависимости от “культурного капитала” и ориентации семьи. Профессиональный заказ Второй вопрос, связан с теми профессиональными группами, интересы которых явно выражает развивающее обучение. Чтобы ответить на него надо вспомнить шестидесятые и посмотреть, что изменилось. По данным многочисленных социологических исследований (впрочем мы ощущаем это и на своем локальном опыте) существенно выросла привлекательность профессий юристов и экономистов. В то же время значительно, упала привлекательность профессий относящихся к традиционной сфере науки и техники. Обратите внимание, что я уже не говорю о рабочих профессиях. Как эти изменения отражены в сегодняшнем содержании развивающего образования? Если мы посмотрим на то, что происходит в школьном учебном плане «само собой», то мы увидим, что, несмотря на все усилия предметных лобби – физиков и математиков, в реальности предметы гуманитарного и социального цикла начинают распухать и вытеснять традиционные базовые предметы Даже в начальной школе учителя и руководители школ умудряются вводить какие-то экзотические предметы типа риторики, экономики и т.д. Как реагирует практика развивающего обучения на эти перемены? Ответ – никак. Поскольку основные усилия разработчиков по-прежнему сосредоточены в области математики, русского языка и естествознания. Разработки в гуманитарной и социальной области остаются на периферии. Полностью открытым для РО остается сюжет с технологическим обучением, куда я отношу и информационные технологии. Мне представляется, что сохранение такой предметной (и шире – профессиональной) ориентации РО может привести к тому, что практика РО будет вытеснена не другими «педагогиками», а теми учебными предметами, для которых программ РО не выстроено.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.006 с.) |