Тональное соотношение частей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тональное соотношение частей



· Тональное соотношение частей подчинено идее тонального единства цикла. Крайние части всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной (особенно, если первая часть написана в минорной тональности). Исключения единичны[2], тональная разомкнутость цикла приближает его к сюите.

· При этом между крайними частями, по крайней мере, одна часть написана в иной тональности. Это делается и для усиления контраста, и ради более явного утверждения главной тональности в последней части. Нормой является новая тональность в медленной части (часто — тональность субдоминанты, хотя соотношение может быть любым), скерцо, если оно есть, в большинстве случаев возвращает в основную тональность.

Форма частей

· Форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.

· Наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). Гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).

· Однако существует множество нетипичных случаев. Например, первая часть может быть написана в форме вариаций (Бетховен. Соната для фортепиано № 12), финал в форме фуги (Бетховен. Соната для фортепиано № 29). В крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (Моцарт ― Соната A-dur).

Единство цикла

· При таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.

· Также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, звучание тем всех частей в финале (Симфонии № 9 Бетховена).

Классический сонатно-симфонический цикл

Характерные черты:

Гомофонно — гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию – многоголосие). Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм). Цельное развитие. Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп). Каждая часть сменяется контрастной.

Строение: прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

1 часть «Человек действующий»;

2 часть «Человек размышляющий»;

3 часть «Человек играющий»;

4 часть «Человек в обществе».

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о СОНАТЕ, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта);

развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их);

развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;

разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;

репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.

Состав и применение сонатной формы

Сфера использования:

Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.

Симфоническая пьеса или увертюра.

Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.

Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора); Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).

Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С. С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.

Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П. И. Чайковского.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении. Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента. Симфония может преобразовываться в иные, смешанные произведения с помощью других музыкальных жанров. А именно: симфония – фантазия; симфония – сюита; симфония – поэма; симфония – кантата.

СОНАТНАЯ ФОРМА

История сонатной формы:  

Сонатная форма кристаллизовалась в устойчивую структуру во второй половине XVIII в. и достигла своей зрелости в творчестве Бетховена. Её непосредственные предшественники — старинная сонатная и старинная концертная формы.

Структура сонатной формы кристаллизовалась в творчестве Гайдна и композиторов Мангеймской школы. В творчестве Моцарта уже наблюдается индивидуализация каждого конкретного произведения. Для сонатных форм клавирных сонат Моцарта характерно обилие тем (до 6 тем в экспозиции), серии дополнений вместо заключительных партий. Напротив, в камерном и симфоническом творчестве Моцарта сонатная форма как правило очень четко кристаллизована, а по масштабам она не уступает бетховенской.

Творчество Бетховена стало непревзойдённой кульминацией в истории сонатной формы. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл саму идею сонатной формы до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы. Условно говоря, сонатная форма в чистом виде разрушается, приобретая изначально чуждые ей признаки.

Разные композиторы решали задачу обновления формы по-разному. Однако, все они искали способ соединения сонатной формы с иными принципами формообразования. Иногда это были принципы, противоположные идее сонатности (то есть непрерывного обновления и развития). Так, Шуберт внёс в сонатную форму песенное начало, Шуман соединил сонатную форму с принципом сюиты. Берлиоз соединил сонатную форму с подробной литературной программой. Лист шёл по пути объединения сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.

Сона́тная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (Экспозиция) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (Реприза) повторяется экспозиция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.008 с.)