Эффект масштаба производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект масштаба производства



Под масштабом производства понимается размер фирмы, характеризуемый объёмом выпуска. Для анализа масштаба производства в экономической теории используется понятие «отдача от масштаба», или эффект масштаба производства

Отдача от масштаба – выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.

Необходимо определить, как изменится выпуск продукции фирмы, если возрастают пропорционально используемые производственные факторы.

 

1) Если увеличить объемы применяемых ресурсов в п раз, а выпуск продукции увеличится также в п раз, то будет наблюдаться постоянная отдача от масштаба (постоянный эффект масштаба производства). Например, при увеличении используемых ресурсов в 2 раза (и труда, и капитала), объем выпуска тоже увеличивается в 2 раза. В этом случае масштаб деятельности фирмы не влияет на производительность используемых факторов. Примером может служить крупное турагенство, которое имеет такие же издержки на 1 клиента, что и небольшое.

 

 

Рис. 9. Постоянная отдача от масштаба

(постоянный эффект масштаба производства)

 

 

2) Если выпуск продукции увеличивается больше, чем в п раз, то имеет место возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба производства).

В случае положительного эффекта масштаба экономически выгодно иметь одну крупную фирму, производящую продукцию с меньшими затратами на одну единицу, чем несколько мелких фирм, где затраты на одну единицу больше.

Причинами возникновения положительного эффекта масштаба являются:

Ø Крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда;

Ø Крупные предприятия могут применять более передовую технологию и осуществлять дорогостоящую автоматизацию производства, недоступную мелким фирмам;

Ø Крупные предприятия могут также осуществлять специализацию управления так, что расходы на управленческий персонал растут более медленными темпами, чем производство;

Ø Эффект может быть связан с технологической спецификой отдельных видов производства. Увеличение диаметра трубы нефтепровода повысит объем перекачиваемой нефти более чем в 2 раза и т. д.

 

Рис. 10. Возрастающая отдача от масштаба

(положительный эффект масштаба производства)

 

3) Если выпуск продукции увеличивается менее чем в п раз, то имеет место убывающая отдача от масштаба.

Основные причины:

- ограниченные возможности эффективного управления;

- нехватка высокопрофессиональных кадров;

- изменение внешней среды бизнеса;

- наличие технологических барьеров.

Рис. 11. Убывающая отдача от масштаба

(отрицательный эффект масштаба производства)

                                «Предприятие» и «фирма»

Предприятие совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форма производственной деятельности.

Предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики.

Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазин тоже являются предприятиями.

К основным источникам формирования имущества предприятия относятся:

1) денежные и материальные взносы учредителей

2) доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг

3) доходы от ценных бумаг

4) кредиты

5) капиталовложения и дотации бюджетов всех уровней

6) благотворительные взносы и т.д.

Предприятие обладает правом юридического лица. Это означает, что оно имеет расчетный счет в банке, может строить свои отношения с другими предприятиями и гражданами на основе хозяйственных договоров; распоряжаться выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов; самостоятельно выбирать системы, формы и размер оплаты труда, а также планировать текущую деятельность и определять перспективы развития.

Чем же предприятие отличается от фирмы?

Фирма – это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность.

Если фирма владеет только одним предприятием, то тогда эти понятия совпадают. Но фирма может владеть и несколькими предприятиями.

Типы объединения предприятий:

При горизонтальном типе (горизонтальная интеграция) объединения все предприятия, которыми владеет и управляет фирма, находятся на одной стадии производства. Например, фирмы, владеющие магазинами розничной торговли «Пятерочка», «Магнит», «Лента».

При вертикальном типе (вертикальная интеграция) объединения фирм владеет и управляет предприятиями, находящимися на различных стадиях производственного процесса. Например, нефтяные компании, сталелитейные компании пр.

Конгломераты – это фирмы, владеющие предприятиями, которые оперируют в различных отраслях и рынках. Например, «Газпром» помимо основной функции через дочерние предприятия на всей территории России осуществляет деятельность в таких отраслях как производство кондитерских изделий, изготовление автомобильных шин и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.009 с.)