Тема №3. Теория производства   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №3. Теория производства  



Деятельность фирмы в краткосрочном периоде

Краткосрочная функции производства - предполагает наличие у фирмы частично постоянных и частично переменных ресурсов:

Краткосрочная функция производства показывает максимальный объем выпуска, который фирма может произвести, изменяя количество и комбинацию переменных ресурсов, при данном объеме постоянных ресурсов.

Здесь вводятся такие понятия как:

v совокупный продукт (total product, TP) – общий объем произведенных фирмой товаров и услуг за единицу времени;

v средний продукт (average product, AP) – доля совокупного продукта на единицу используемого ресурса;

v предельный продукт (marginal product, MP) – величина прироста совокупного продукта при изменении используемого ресурса на единицу.

 

Далее на условном примере рассмотрим способ расчета базовых производственных показателей.

Представим полученные результаты графически - производственный процесс проходит три этапа.

Первый этап – этап возрастающей отдачи (при L от 0 до 3 работников).

Второй этап – этап убывающей отдачи (при L от 3 до 7 чел.).

Третий этап – этап отрицательной отдачи (при L от 8 чел. и более).

Закон убывающей отдачи - начиная с некоторого момента времени дополнительное использование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет к сокращению его предельной отдачи, или предельного продукта.

 

 

 

 

Рис. 5. Линия Изокосты производителя

Оптимальная комбинация ресурсов, обеспечивающая минимальный уровень совокупных издержек, лежит в точке касания линий изокосты и изокванты. Она предполагает два условия:

во-первых, полное использование средств на покупку ресурсов;

во-вторых, такое распределение расходов между ресурсами, при котором MRTS одного ресурса другим равнялась бы отношению их цен: MRTS = - PL / P К

 

Рис. 6. Точка оптимума производителя

 

Условие минимизации издержек может быть записано также в виде:

 

 

Совокупность точек оптимума производителя, построенных для изменяющегося объема производства позволяет получить траекторию долгосрочного развития фирмы.

Рис. 7. Траектория развития фирмы

 

Форма траектории развития позволяет выделить капиталоемкие (а), трудоемки е (б) способы производства, а также смешанные (в) технологии.

 

 

Рис. 8. Формы траекторий развития технологий:

а) капиталоемких; б) смешанных; в) трудоемких

 

 

Рис. 9. Постоянная отдача от масштаба

(постоянный эффект масштаба производства)

 

 

2) Если выпуск продукции увеличивается больше, чем в п раз, то имеет место возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба производства).

В случае положительного эффекта масштаба экономически выгодно иметь одну крупную фирму, производящую продукцию с меньшими затратами на одну единицу, чем несколько мелких фирм, где затраты на одну единицу больше.

Причинами возникновения положительного эффекта масштаба являются:

Ø Крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда;

Ø Крупные предприятия могут применять более передовую технологию и осуществлять дорогостоящую автоматизацию производства, недоступную мелким фирмам;

Ø Крупные предприятия могут также осуществлять специализацию управления так, что расходы на управленческий персонал растут более медленными темпами, чем производство;

Ø Эффект может быть связан с технологической спецификой отдельных видов производства. Увеличение диаметра трубы нефтепровода повысит объем перекачиваемой нефти более чем в 2 раза и т. д.

 

Рис. 10. Возрастающая отдача от масштаба

(положительный эффект масштаба производства)

 

3) Если выпуск продукции увеличивается менее чем в п раз, то имеет место убывающая отдача от масштаба.

Основные причины:

- ограниченные возможности эффективного управления;

- нехватка высокопрофессиональных кадров;

- изменение внешней среды бизнеса;

- наличие технологических барьеров.

Рис. 11. Убывающая отдача от масштаба

(отрицательный эффект масштаба производства)

                                «Предприятие» и «фирма»

Предприятие совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форма производственной деятельности.

Предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики.

Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазин тоже являются предприятиями.

К основным источникам формирования имущества предприятия относятся:

1) денежные и материальные взносы учредителей

2) доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг

3) доходы от ценных бумаг

4) кредиты

5) капиталовложения и дотации бюджетов всех уровней

6) благотворительные взносы и т.д.

Предприятие обладает правом юридического лица. Это означает, что оно имеет расчетный счет в банке, может строить свои отношения с другими предприятиями и гражданами на основе хозяйственных договоров; распоряжаться выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов; самостоятельно выбирать системы, формы и размер оплаты труда, а также планировать текущую деятельность и определять перспективы развития.

Чем же предприятие отличается от фирмы?

Фирма – это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность.

Если фирма владеет только одним предприятием, то тогда эти понятия совпадают. Но фирма может владеть и несколькими предприятиями.

Типы объединения предприятий:

При горизонтальном типе (горизонтальная интеграция) объединения все предприятия, которыми владеет и управляет фирма, находятся на одной стадии производства. Например, фирмы, владеющие магазинами розничной торговли «Пятерочка», «Магнит», «Лента».

При вертикальном типе (вертикальная интеграция) объединения фирм владеет и управляет предприятиями, находящимися на различных стадиях производственного процесса. Например, нефтяные компании, сталелитейные компании пр.

Конгломераты – это фирмы, владеющие предприятиями, которые оперируют в различных отраслях и рынках. Например, «Газпром» помимо основной функции через дочерние предприятия на всей территории России осуществляет деятельность в таких отраслях как производство кондитерских изделий, изготовление автомобильных шин и т.д.

 

Предпринимательства в РФ

Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в нашей стране закреплены Гражданским Кодексом Российской Федерации, часть первая.

 

I. Индивидуальные предприниматели (ст. 23) – это физические лица, осуществляющие различные хозяйственные операции от своего имени и несущие полную неограниченную ответственность всем своим имуществом по обязательствам фирмы.

Индивидуальный предприниматель занимается своей деятельностью без образования юридического лица. На него распространяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

 

II. Коммерческие корпоративные организации:

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.

Тема №3. Теория производства  

Производство – основная область деятельности фирмы. От того, как работает компания, во многом зависит, добьется она успеха или нет. Эффективность её зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли, капитала и др. она привлекает, от предпринимательских способностей руководителя.

Производство - деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов (факторов производства) в целях получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

То есть под производством экономисты понимают, например, выращивание пшеницы, её уборку, транспортировку, хранение. Сюда же относятся и услуги врача, чтение лекций преподавателем, постановка спектакля и др.

Различают материальное и нематериальное производство. В материальном производстве производятся осязаемые блага (продовольствие, одежда, жилища, машины и т.д.), в нематериальном – неосязаемые блага (знания, информация, зрелища и т.д.)

 

Принято выделять три основные системы производства:

1) Заказное (штучное) производство – уникальные продукты по индивидуальным заказам (произведение искусства, самолет, здание….).

2) Массовое производство – производство большими или небольшими партиями многих видов изделий из однотипных и стандартизированных комплектующих (продукты питания, одежда и т. п.).

3) Поточное (процессное) производство – характеризуется непрерывным потреблением сырья и материалов, т.е. выпуском продукции. Наибольшая эффективность достигается при непрерывном производстве, так как чем выше степень использования оборудования, тем ниже себестоимость (металлургия, химия).

Технология производства - способ соединения экономических ресурсов для производства заданного объема товаров и услуг

Любая фирма, приступая к производству какого-либо товара или услуги, должна получить информацию об альтернативных способах производства данной продукции. Для достижения этой цели они должны использовать такие методы производства, которые являются наиболее эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения.

Технологическая эффективность - характеризует зависимость между используемыми ресурсами и получаемой продукцией в натуральном выражении.

Способ производства является технологически эффективным, если:

v произведенный объем продукции является максимально возможным при данном объеме ресурсов или

v не существует другого способа производства данного объема продукции, при котором использовалось бы меньшее количество факторов производства.

 

После того, как фирма выбрала технологически эффективные способы производства (А и В), она должна выбрать экономически эффективный способ, который минимизирует стоимость факторов, используемых в производстве (т.е. выбрать более дешевый способ производства). Это уже зависит от соотношения цен на ресурсы. Если труд оценивается очень дорого, то экономически эффективным будет способ А, если высока стоимость земли – то способ В.

Экономическая эффективность - отражает стоимостную зависимость между расходами фирмы на факторы производства (издержками) и ее доходами.

 

Производственная функция - технологическая зависимость между количеством ресурсов, затрачиваемых фирмой в единицу времени, и максимально возможным объемом выпускаемой продукции.

Производственная функция может быть записана в виде:

В теории производства традиционно используется двухфакторная производственная функция, характеризующая зависимость между максимально возможным объемом выпуска (Q) и количеством используемых ресурсов (труда и капитала).

Два фактора производства берутся потому, что удельный расход сырья и материалов слабо зависит от объемов выпуска а также для удобства графического изображения.

 

Фирмы в процессе производства используют много различных видов затрат, или производственных факторов: труд, земля, капитал, информация и предпринимательская способность. Когда мы говорим о производстве и его факторах, то следует различать их действие в периодах.

Мгновенный период — период производства, в течение которого все факторы производства постоянны.

Краткосрочным называется период, в течение которого хотя бы один производственный фактор остается неизменным. Факторы, которые не могут изменятся в данный период называются фиксированными производственными факторами – это обычно здания и оборудование фирмы, т.е. капитал.

Долгосрочным называется период, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, то есть и производственные мощности, расширив производственные помещения, приобретая оборудование.

 В зависимости от отрасли имеются значительные отличия краткосрочного и долгосрочного периодов: для того, чтобы расширить производственные мощности пошивочной мастерской, достаточно1-2 дней, а для того, чтобы построить новый автомобильный завод – 8-10 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.034 с.)