Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде



Целью любой фирмы является максимизация прибыли. Поэтому необходимо определить, при каком объеме выпуска продукции, соответственно, при каком общем доходе и общих издержках, достигается максимальная разница между последними. Общий доход представляет собой доход от реализации всего объема продукции. График общего дохода представляет собой луч, исходящий из начала координат (рис. 6.7).

 

 
 

                                                          Рис. 6.7.  Общая выручка

 

Разделив общий доход на количество выпускаемой продукции, получим средний доход (AR):

                                          

В условиях, когда все единицы товара продаются по одной и той же цене, предыдущее выражение примет вид: . Из формулы 4.11 известно, что предельный доход (MR) представляет собой прирост общего дохода, вызва-нный продажей дополнительной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене:

                                                                           (6.3)

Из курса высшей математики знаем, что для нахождения наименьшего и наибольшего значения функции необходимо приравнять производную данной функции к нулю. Применяя это положение к прибыли, мы получаем:

 

                    (6.4)

Выражение (6.4) показывает, что прибыль фирмы достигает максимума при таком объеме производства, когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC). Это и есть универсальное правило максимизации прибыли.

В условиях совершенной конкуренции правило максимизации прибыли принимает вид: MR = P = AR. Объем производства, при котором прибыль фирмы достигает максимума, можно наглядно рассмотреть, сопоставив графики общего дохода и общих издержек (рис. 6.8).

 

M
B
N
M
TR
Q B
Q N
QA
Q M
ATC
AVC
A
Q M
Q A
Q N
Q B
Q
Q
MC
MR
MR
MC
AC
TC
TR
TR
Q B
Q N
QA
Q M
ATC
AVC
B
N
A
Q M
Q A
Q N
Q B
Q
Q
MC
MR
MR
MC
AC
TC
TR
 

 

Рис. 6.8. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

 

 

Точки А и В на рис. 6.8 являются точками критического объема выпуска. При соответствующих объемах производства QA и QB общий доход равен общим издержкам, и прибыль равна нулю (TR = TC). Если объем выпуска меньше, чем QA, или больше, чем QB, то общий доход меньше, чем общие издержки (TR < TC), следовательно, прибыль – величина отрицательная. Поэтому эти интервалы принято считать зонами убыточности. На отрезке (QA; QB) общий доход больше, чем общие издержки, и цена выше, чем средние издержки (P > AC), поэтому прибыль фирмы достигает своего максимума при выпуске QN.

 

ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

Совершенная конкуренция

Под конкуренцией понимается борьба экономических субъектов за наиболее выгодное вложение средств, т.е. это есть борьба за прибыль. Совершенной конкуренцией в экономической теории называют такой тип организации рынка, при которой исключены все виды борьбы как между покупателями, так и между продавцами. В этих условиях цена для отдельной фирмы выступает как заданная величина, т.е. в условиях совершенной конкуренции все покупатели и продавцы выступают как ценополучатели. Принято считать, что фирма сможет продать по этой цене любое количество единиц товара (рис. 8.1).

 

 

Модель совершенной конкуренции ограничена определенными условиями, к которым относятся:

1) бесконечно большое количество продавцов и покупателей на рынке, тайный сговор между которыми практически невозможен;

2) свободный доступ ко всем ресурсам, в том числе и к информации;

3) качественная однородность информации и услуг всех фирм отрасли. Отрасль – это совокупность всех предприятий, производящих однородный продукт;

4) отсутствие выходных барьеров из отрасли;

5) отсутствие входных барьеров в отрасль.

Достоинствами совершенной конкуренции являются:

― максимальное удовлетворение потребителя;

― производство продукции с минимальными затратами.

К недостаткам совершенной конкуренции относятся:

― неполный учет издержек;

― отсутствие производства общественных благ (оборона, правопорядок,  

экология и др.);

― отсутствие концентрации средств для технического прогресса.

    

Типы рыночных структур

Недостатки совершенной конкуренции разрешаемы в рамках других рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. Количество и размеры фирм в отрасли различно при разных типах рыночных структур. По количеству фирм в отрасли на первом месте стоит совершенная конкуренция, и на последнем месте – чистая монополия. Монополистическая конкуренция по этому показателю занимает второе место, и на третьем месте – олигополия. По размерам фирмы места распределяются в обратном порядке.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, при которой в отрасли господствует одна фирма. Монополист может оказать влияние на цену выпускаемой продукции, изменяя объем выпускаемой продукции в соответствии с функцией рыночного спроса. Поэтому чистая монополия ограничена в своих действиях платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов.

Наряду со сказанным, для нее характерно:

- выпускаемый продукт уникален и нет близких заменителей;

- барьер для вступления трудно преодолим, а иногда даже блокирован;

- монополист определяет объем продаж и цену в определенной степени (ограничителем выступает рыночный спрос).

Также следует отметить, что монополия делится на искусственную и естественную (коммунальные службы и др.). Причем экономически целесообразно преодолеть искусственную монополию.

 

 

Рис. 8.2. Границы естественной и искусственной монополии:

1 – граница естественной монополии; 2 – искусственная монополия

 

 

Главной задачей антимонопольного комитета должна стать борьба с искусственной монополией так, чтобы границы естественной и искусственной монополии совпали в результате ее деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.008 с.)