Тема 1. Введение в курс. Опасность и безопасность как потребность и атрибут современного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в курс. Опасность и безопасность как потребность и атрибут современного мира



 

В качестве исходной посылки настоящего курса отметим посылку - «Безопасность жизнедеятельности - это такое состояние окружающей среды, при котором сведено к допустимому уровню причинение вреда существованию человека, иными словами, на наш взгляд в современном мире «безопасность – это допустимый уровень опасности».

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении защищенности человека на всех этапах его жизнедеятельности от воздействия вредных факторов природной и антропогенной среды обитания, другими словами - в обеспечении защиты человека и социума от опасностей.

С опасностями человек реально столкнулся с момента своего появления на нашей планете. Сначала это были исключительно природные опасности, в дальнейшем к ним добавились социальные и техногенные, которые были созданы самим человеком. В 70-80-е годы ХХ века действие данных опасностей резко усилилось, и поэтому проблема защиты от них, проблема обеспечения хотя бы относительной безопасности резко актуализировалась.

В настоящее время исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-1-ых, как профессиональной деятельности, во-2-ых, как научной теории, в-3-их, как в нашем случае - учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Как научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности - это область общенаучных знаний, изучающая опасности, угрожающие личности, социальной группе, сообществу и человечеству в целом его сообществам и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Как считают отечественные ученые Хван Т.А. и Хван П.А в сфере безопасности «Курс «Безопасности жизнедеятельности» предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания» [19]

БЖ является комплексной научной дисциплиной, изучающей все опасности, угрожающие социуму - природные, техногенные и социальные. Поскольку она самым непосредственным образом связана с человеком и его деятельностью, то имеет ярко выраженный социальный (общественный) характер.

БЖ является методической базой для специальных дисциплин, занимающихся изучением частных аспектов обеспечения безопасности, и содержит лишь общие положения безопасности жизнедеятельности в различных областях.

Обеспечение БЖ предполагает:

- идентификацию (распознавание) опасностей, т.е. выяснение их вида, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба ущерба и пр.;

- профилактику (предупреждение) идентифицированной опасности;

- действия в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- ликвидацию последствий ЧС и приведение социальной жизни к норме.

Как научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет свой объект и предмет.

Объект – это в настоящий момент наше планетарное пространство. В качестве предмета выступает, по мнению ученого Сидорова А.И. «физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация» [6].

Безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить Вам, как будущим учителям:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и во времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого под безопасностью нами понимается такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. БЖ рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению и по своему содержанию на природные, техногенные и социальные (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Общая классификация опасностей

Имеют место и другие подходы к классификации опасности. Так в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 указано, что «основой системы критериев, определяющих наличие ЧС и характеризующих их по масштабу и степени ущерба, является принцип фиксации количества пострадавших, нарушения условий жизнедеятельности у определенного количества жителей, либо наличие того или иного материального ущерба, а также масштаба зоны бедствия данного события» [21].

Ключевое понятие безопасности жизнедеятельности - « опасность». Данное понятие охватывает явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие человеку и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью. Соответственно «опасные ситуации» - это возможные или реальные явления, события и процессы, способные принести вред человеку, социальной группе, стране, человеческому сообществу и Земле как месту обитания человека или даже уничтожить их, нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности, а чрезвычайные – это уже реализуемые опасности.

Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т.д. объектов безопасности.

Одной из форм опасности выступает риск - возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим.

Родственным понятию «опасность» является понятие «угроза». Как нам представляется  - это опасность на стадии перехода от своего потенциального состояния к реальности, т.е. она становится действительностью.

Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. Личность, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз.

Как любая дисциплина, безопасность жизнедеятельности имеет свою методологию, т.е. совокупность методологических принципов и методов изучения. Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности жизнедеятельности является принцип системности.

В соответствии с ним каждое явление в сфере безопасности изучается как целое, относительно самостоятельное, включающее ряд явлений меньшего масштаба, и в то же время как часть большего явления, которая испытывает его влияние и сама воздействует на него. В плане исследования в сфере безопасности жизнедеятельности под целым понимается система «субъект - объект - система безопасности» для любых объектов, уровней и масштабов (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Система «субъект – объект – система безопасности»

 

Субъектом в нашем случае являются источники угроз, а в качестве объекта может выступать любая система, такие как страна, личность, технические средства, сооружения, элементы природной среды, т.е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.

Соотношение части и целого изучается общенаучными методами анализа и синтеза.

Другим методологическим принципом изучения проблем безопасности является принцип взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое: все его части неразрывно связаны между собой – ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных предметов, явлений и процессов.

В целом, безопасность жизнедеятельности – это комплексная дисциплина, в рамках которой изучаются проблемы идентификации опасностей, их профилактика и защита от них.

Федеральный закон «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[3],принятый в 1994 г, исследуя ведущие опасности, определяет пути и методы их локализации и профилактики ввел основные определения терминов, применяемых в аспекте ОС и защиты от них.

Им определены ряд понятий, используемых в нашем курсе.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДИГ), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных по­терь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась ЧС.

Как результат ЧС возникают те или иные факторы, способные оказать вредное или губительное воздействие на человека, социум или биосферу. Эти факторы принято называть поражающими. По механизму своего воздействия они могут быть первичными и вторичными, носить комбинированный характер.

Особо отметим понятие риска.

С точки зрения специалистов в сфере Безопасности жизнедеятельности Е.А.Власов, А.Ю. Постнов «Риск - количественная оценка опасности. Индивидуальный риск - отношение количества свершившихся негативных событий к их максимальному количеству за определённый период. Социальный риск - отношение частоты событий и числа поражённых при этом людей. Существующая концепция допустимого риска предполагает, что на каждом этапе развития человечества общество приемлет определённую величину риска, которая зависит от уровня развития науки и техники и области человеческой деятельности. Безопасный риск - это компромисс между снижением уровня опасности и экономическими возможностями общества» [16].

Опасности нашего мира природного, техногенного и социального характера несут в себе поражающие факторы. Поражающие факторы в ЧС природного и техногенного характера определеныГОСТ Р 22.0.07-95[22] (рис. 1.3.):

Рис. 1.3.Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

 

К числу основных поражающих факторы в ЧС обычно относят:

1. Ударная волна.

Она возникает при взрывах ядерных и иных боеприпасов, при технических взрывах, при воздействии сейсмических волн при землетрясениях.

Ударная волна - это область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. В ударной волне возникает избыточное давление - разность между нормальным атмосферным давлением и максимальным давлением во фронте ударной волны. Избыточное давление традиционно измеряется в паскалях (Па) или килограмм-силах на квадратный сантиметр (1 кгс/см2 = 10 кПа). Ударная волна имеет две фазы: фазу сжатия и фазу разрежения.

В зависимости от того, в какой среде ударная волна возникает и распространяется в воздухе, воде или грунте, - она бывает воздушной, гидродинамической или сейсмовзрывной. Поражающее действие ударной волны зависит от степени давления сжатой среды (избыточного давления), ее скорости, времени воздействия и положения человека или объекта по отношению к фронту ее распространения, их устойчивости и защищенности.

В зависимости от величины избыточного давления во фронте ударной волны возникают 4 зоны: полных, сильных, средних и слабых разрушений.

В этих зонах возникают вторичные поражающие факторы, и поражения людей вызываются как первичным воздействием ударной волны, так и летящими обломками сооружений, падающими деревьями, камнями. Травмы, получаемые пострадавшими, делят на легкие, средние и тяжелые. При давлении во фронте ударной волны свыше 1 кгс/см2  травмы могут быть смертельными.

2. Ионизирующее излучение.

Ионизирующее излучение, проходя через различные вещества, взаимодействует с их атомами и молекулами Такое взаимодействие приводит к возбуждению атомов и отрыву отдельных электронов из атомных оболочек. В результате атом, лишенный одного или нескольких электронов, превращается в положительно заряженный ион, происходит первичная ионизация.

Выбитые при первичном взаимодействии электроны, обладающие определенной энергией, взаимодействуют со встречными атомами и также создают новые ионы, происходил вторичная ионизация.

Возникновение этого поражающего фактора возможно при авариях на АЭС, взрывах ядерных боеприпасов и в ряде других случаев.

Воздействие ионизирующих излучений первоначально человеком практически m ощущается. Степень их воздействия определяется величиной полученной чело веком дозы, измеряемой дозиметрическими приборами. Ионизирующие излучения вызывают радиационные поражения, которые проявляются в виде местных проявлений и возникновении острой или хронической лучевой болезни.

Радиация становится ионизирующей и опасной в тех случаях, когда она способна разрывать химические связи молекул, составляющих живой организм. Ионизирующими излучениями являются рентгеновские и гамма лучи, альфа- и бета-частицы, а также нейтроны.

Энергия, передаваемая веществу ионизирующим излучением, называется поглощенной дозой и выражается в греях [Гр]. 1 Гр = 100 рад внесистемных единиц. Поглощенная доза зависит от вида ионизирующего излучения, так как биологическое воздействие на организм гамма-лучей, нейтронов, альфа- и бета-излучения различно по своей активности. Поэтому правильнее пользоваться единицей эквивалентной дозы (Дж/кг, зиверт [Зв] или бэр), что принято в нашей стране при установлении суммарных допустимых доз облучения при работе с источниками ионизирующего излучения (1 Зв = 100 бэр).

3. Заражение окружающей среды аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и боевыми отравляющими веществами (ОВ).

Заражение может произойти при авариях на производстве, транспорте, при видении боевых действий, в быту. АХОВ, применяемые в настоящее время в производстве и обладающие высокой токсичностью, и ОВ, предназначенные для использования в качестве химического оружия, способны поражать население и заражать большие территории. Широкое распространение получили следующие АХОВ: хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, бензол и ряд других. В настоящее время в промышленном производстве используется более 700 химических веществ, способных оказывать опасное воздействие на человека.

Классификация АХОВ производится обычно по двум критериям - по быстроте наступления поражающего действия и по стойкости.

По быстроте действия различают:

- быстродействующие АХОВ и ОВ, не имеющие периода скрытого действия, которые за несколько минут приводят к смертельному исходу или к пораже­нию людей. К ним относятся нервно-паралитические (зарин, зоман) и АХОВ общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан);

- медленнодействующие АХОВ и ОВ, обладающие периодом скрытого действия и приводящие к поражению по истечении некоторого времени. Быстрота их поражающего действия зависит от агрегатного состояния (аэрозоль, парообразное, капельно-жидкое), путей воздействия (дыхательные пути, кожа, желудочно-кишечный тракт), от дозы поступившего в организм вещества.

В зависимости от продолжительности сохранения своего поражающего действия: 1) стойкие, поражающее действие которых сохраняется в течение нескольких часов и суток (V-икс, зоман, кожно-нарывные); 2) нестойкие, поражающее действие которых сохраняется минуты (удушающие, раздражающие).

4. Аэрогидродинамический фактор.

Этот поражающий фактор возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнения, тайфуны и ураганы, смерчи, обвалы, оползни, снежные лавины. В отдельных случаях (разрушение плотин, аварии на гидроэлектростанциях) этот фактор может иметь техногенное происхождение. В основе воздействия этого фактора лежат силы природы, пока еще не поддающиеся управлению человеком, хотя уже имеются технические возможности для их прогнозирования. Характерным для этих сил является наличие вторичных поражающих

5. Температурный фактор.

Эти воздействие высоких и низких температур, возникающих в экстремальных ситуациях (пожары на производстве, воздействие светового излучения, снежные завалы, катастрофы на море и ряд других критических ситуаций).

В результате воздействия температурного фактора возникают пожары, а при низких температурах - замораживание тепло- и водопроводных сетей, остановка работы отдельных предприятий и транспорта и пр.

Воздействие высоких температур может вызывать перегревание организма, термические ожоги, и наоборот, при низких температурах происходит переохлаждение организма, возникают отморожения.

6. Заражение окружающей среды бактериальными средствами.

Возникновение этого фактора – результат грубых нарушений санитарно-гигиенических правил эксплуатации объектов водоснабжения и канализации, нарушении технологии работы предприятий пищевой промышленности и т.п.

Его действие основано на попадании в организм человека болезнетворных микробов и токсических продуктов их жизнедеятельности, способных вызывать тяжелые инфекционные заболевания. Поражающее действие их проявляется не сразу, а спустя определенное время (инкубационный период), чаще всего от 2 до 5 суток. Некоторые заболевания являются контагиозными и способны передаваться непосредственно от пораженных к окружающим их здоровым людям через воздух, укусы насекомых (чума, натуральная оспа).

К высококонтагиозным инфекциям относятся грипп, многие детские инфекции, а также большинство так называемых особо опасных инфекций.

7. Психоэмоциональное воздействие.

На людей, находящихся в экстремальных условиях действуют психотравмирующие обстоятельства, что может проявляться в нарушениях психической деятельности, а в отдельных случаях и в серьезных психических расстройствах. Подчеркну, что психогенное воздействие экстремальных условий возникает в результате не только прямой, но и опосредованной угрозы жизни человека.

Оценивая воздействие на психическую деятельность человека различных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни условиях, выделим страх, тревогу, подавленность, беспокойство, стремление выяснить истинные размеры кризиса. Такое состояние оценивается как психическая напряженность, т.е. стресс.

При более сильном воздействии могут возникать психопатологические психогенные расстройства, выводящие человека из строя, лишающие его возможности продуктивно общаться с другими людьми и совершать целенаправленные действия. В ряде случаев при этом отмечаются расстройства сознания, возникают пси хические расстройства.

 

Ø Безопасность жизнедеятельности - это область общенаучных знаний, изучающая опасности, угрожающие личности, социальной группе, сообществу и человечеству в целом его сообществам и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Ø Реализуясь в пространстве и во времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

Ø Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск.

Ø Безопасность жизнедеятельности рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению и по своему содержанию на природные, техногенные и социальные

Ø Опасности нашего мира природного, техногенного и социального характера несут в себе поражающие факторы.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «жизнедеятельность»

2. Дайте определение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины.

3. Как вы считаете, чем обусловлено введение в вузах данной дисциплины?

4. Что определяется понятием «опасность»?

5. Какие виды опасностей вы знаете?

6. Приведите примеры опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

7. Какую роль играет человек в системе безопасности?

8. Как вы понимаете, что такое поражающие факторы опасных ситуаций. Приведите примеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.182 (0.054 с.)