Безопасность жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности



В.В. Батаев, Т.Н. Дейкова

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

 

 

Нижний Тагил

2019 г

УДК 614.8

ББК 68.9

Рецензенты:

Четвериков Сергей Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент _________________________________________________________________________ начальник отдела УрФУ

Мишина Екатерина Геннадьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и физической культуры, НТГСПИ (филиала) РГПУУ.

 

Батаев В.В., Дейкова Т.Н. (авторы-составители) Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие для студентов НТГСПИ (филиал) РГППУ, 2019. 169 с.

 

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Рекомендуется для студентов заочной и очной формы обучения, осваивающих программу бакалавриата по всем направлениям подготовки.

 

© Батаев В.В., Дейкова Т.Н. 2019

© Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2019


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ  
1. Введение в курс. Опасность и безопасность как потребность и атрибут современного мира 6
2. Природные опасности и защита от них 13
3. Техногенные опасности и защита от них 35
4. Социальные опасности и защита от них 53
5. Основы национальной безопасности и ее обеспечение. Вооруженные Силы страны 74
6. Основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 91
7. Здоровый образ жизни. Основы оказания первой помощи 106
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 130
РАЗДЕЛ 3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 174
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Приложение 1. Тематический план курса 176
Приложение 2. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (выдержки), утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 177
Приложение 3. Рекомендуемая литература по курсу 189

ВВЕДЕНИЕ

 

Обстановка в современном мире характеризуется комплексом острых проблем природного, социального и техногенного характера, которые ставят под вопрос не только проблемы комфортного существования людей на планете, но и в целом выживания популяции «gomo sapiens».

Как результат - особую важность приобрела проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности как отдельно взятой личности, так и страны, человечества в целом. Эта проблема затрагивает всех нас, вне зависимости от нашего пола, статуса и места проживания, расы, национальности и гражданства, поэтому мы обязаны обладать хотя бы минимумом знаний и умений в области самозащиты.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в Здоровьесберегающий модуль и является обязательной дисциплиной, которая изучается студентами всех направлений и профилей.  

Цель освоения дисциплины:формирование компетенций, обеспечивающих защиту в опасных и чрезвычайных ситуациях, охрану жизни и здоровья обучающихся.

Задачи:

1. Сформировать знания:

- об опасных и чрезвычайных ситуациях,

- о методах и средствах защиты на индивидуальном и коллективном уровнях от их поражающих факторов опасных и чрезвычайных ситуаций;

- приемов оказания первой помощи;

- правил организации здоровьесберегающей среды.

2. Сформировать умения

- оказывать первую помощь,

- осуществлять защиту в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

УК-8: способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Данное учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Рекомендуется для студентов заочной и очной формы обучения, осваивающих программу бакалавриата по всем направлениям подготовки.

Материалы включают в себя теоретический компонент, состоящий из семи тем, практические задания, тестовые задания и ситуационные задачи для промежуточной аттестации, приложения.

Студенты имеют возможность как дополнительно проработать информацию по курсу, полученную на лекциях, так и самостоятельно овладеть теоретическим материалом, опираясь на изложенный в пособии материал. После чего в качестве закрепления данного материала ответить на вопросы, имеющиеся в завершающей части материалов, что обеспечит должную системность в сформированных у них компетенциях.

Предложенные в рамках пособия выдержки из нормативного документа «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 задает стандарты обеспечения безопасности в Российской Федерации, он является рамочным для всех правовых и нормативных документов в сфере безопасности и позволяет осознать сущность и логику деятельности руководства Российской Федерации в аспекте обеспечения безопасности в свете проходящих в мире геополитических процессов.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «жизнедеятельность»

2. Дайте определение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины.

3. Как вы считаете, чем обусловлено введение в вузах данной дисциплины?

4. Что определяется понятием «опасность»?

5. Какие виды опасностей вы знаете?

6. Приведите примеры опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

7. Какую роль играет человек в системе безопасности?

8. Как вы понимаете, что такое поражающие факторы опасных ситуаций. Приведите примеры.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение «чрезвычайным ситуациям техногенного характера», назовите основные причины.

2. Перечислите правила безопасного поведения при возможных аварийных ситуациях на авиатранспорте.

3.Назовите поражающие факторы химических аварий и правила поведения при выбросе АХОВ.

4. Назовите поражающие факторы радиационных аварий и признаки лучевой болезни.

5. Назовите поражающие факторы и основные причины гидродинамических аварий.

6. Приведите алгоритм безопасного поведения в случае внезапного обрушения здания.

7. Какие аварии возможны в коммунальных системах и чем они опасны.

8. Назовите поражающие факторы пожаров и взрывов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «опасные ситуации социального характера».

2. Классифицируйте опасные ситуации социального характера по разным признакам.

3. Назовите стадии развития опасных ситуации социального характера.

4. Приведите примеры экономических ОССХ и правила поведения при угрозе их возникновении.

5. Приведите примеры политических ОССХ и правила поведения при угрозе их возникновении.

6. Приведите примеры собственно-социальных ОССХ и правила поведения при угрозе их возникновении.

7. Дайте определение понятию «терроризм». Назовите причины и последствия этого опасного явления.

8. Дайте определение понятию «экстремизм». Назовите причины и последствия этого опасного явления.

9. Перечислите основные социокультурные опасности современного времени.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «Национальная безопасность».

2. Раскройте сущность Национальной стратегии безопасности РФ.

3. Опишите структуру системы национальной безопасности.

4. Раскройте основные принципы национальной безопасности.

5. Дайте определение понятию «Вооруженные силы России».

6. Перечислите основные задачи Министерства обороны России.

7. Раскройте структуру Вооруженных сил России.

8. Какие виды вооруженных сил вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

9. Как происходит комплектование Вооруженных сил России.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте основные задачи РСЧС.

2. Опишите структуру РСЧС.

3. Раскройте режимы функционирования РСЧС.

4. Дайте определению понятию «гражданская оборона».

5. Что включают в себя силы ГО.

6. Раскройте основные задачи ГО.

7. Опишите основные способы защиты населения от ЧС мирного времени.

8. Назовите основной Федеральный закон РФ, регламентирующий организационно-правовые нормы защиты населения от ЧС.

9. Раскройте основные задачи обучения населения в области ГО.

Кровотечения

Первое, что необходимо установить при кровотечениях, какие кровеносные сосуды повреждены - вены, артерии, капилляры. Именно от этого будет зависеть первая помощь. При повреждении артерии кровь имеет ярко-алый цвет и фонтанирует из раны.

Учитывая, что артериальная кровь поступает от сердца к периферии, кровотечение можно остановить, пережимая поврежденный сосуд выше места повреждения. Пережать артерию можно, лишь прижав ее к кости. Если кровотечение происходит из раны средней и нижней трети плеча, предплечья и кисти, прижимают плечевую артерию, если кровотечение из ран в области плечевого сустава, подмышечной, подключичной области, прижимают подключичную или сонную артерию. Если источник кровотечения на нижних конечностях, прижимают бедренную артерию.

Помощь при артериальных кровотечениях

Пальцевое прижатие. Для экстренной остановки кровотечения необходимо прижать артерию к кости пальцами либо, если это бедренная артерия, - кулаком. Однако долго удерживать пальцы с таким усилием Вам не удастся, поэтому пока Вы удерживаете артерию пальцами, кому-то надо срочно найти резиновый артериальный жгут, марлевые салфетки и вату.

Наложение артериального жгута. На месте пальцевого прижатия необходимо наложить несколько туров артериального жгута, подложив под него марлевые салфетки и вату. О правильном наложении жгута свидетельствует прекращение кровотечения из раны и отсутствие пульсации ниже места наложения жгута. Слабо наложенный жгут только усилит кровотечение. Если Вы прижимаете жгутом сонную артерию, обязательно подложите под жгут неразмотанный бинт, чтобы не пережать трахею и не задушить своего пациента. Жгут может быть наложен не больше, чем на 2 ч. летом и на 1 ч. зимой, поэтому под жгут необходимо вложить записку, где указать время наложения жгута.

После этого пациента следует немедленно госпитализировать, причем та часть тела, где наложен жгут, не должна быть закрыта одеждой.

Способ форсированного сгибания конечности используется, если артериальное кровотечение не сопровождается переломами конечности. При кровотечении из кисти и предплечья с внутренней стороны сустава подкладывают бинт, руку сгибают до отказа в локтевом суставе и фиксируют ее с помощью бинта в таком положении к плечу.

При кровотечении из ран плеча и подмышечной области руку до отказа заводят за спину и сгибают в локтевом суставе. Конечность фиксируют с помощью бинта. При кровотечении из нижней конечности бинт подкладывают под колено, сгибают ногу в колене до отказа и фиксируют ее к бедру. При кровотечении из бедра ногу сгибают и в коленном, и бедренном суставах. В область паха подкладывают большой, тугой комок из ваты или одежды.

Действия при первой помощи показаны на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Первая помощь при артериальном кровотечении

Если кровь темно-красного цвета и поступает из раны медленной либо слабо пульсирующей в такт дыханию струей, имеет место венозное кровотечение. Кровотечение из крупных вен (бедренной, подключичной, яремной) представляет опасность для жизни больного как вследствие быстрой кровопотери, так и возможности воздушной эмболии. Кроме случаев травматического повреждения вен венозное кровотечение возможно при разрыве кровеносных сосудов в слизистой оболочке носа или варикозных вен нижних конечностей.

Носовые кровотечения, обусловленные принятием аспирина, повышением артериального давления, могут не прекращаться длительное время и требуют госпитализации больного. Первая помощь при любых венозных кровотечениях предусматривает наложение давящей повязки, холод и возвышенное положение.

Помощь при венозных кровотечениях

Наложение давящей повязки и воздействие холодом. Давящая повязка накладывается ниже раны, поскольку венозная кровь поднимается от периферических сосудов к сердцу. Такая давящая повязка состоит из нескольких стерильных марлевых салфеток или неразмотанного бинта, на которые накладывают жгут или эластичный бинт.

О правильности наложения венозного жгута свидетельствует остановка кровотечения, но сохранение пульсации ниже места прижатия. Сверху бинта в проекции к источнику кровотечения хорошо наложить пузырь со льдом или грелку, наполненную холодной водой. Не забывайте, что через 30-40 мин холод необходимо убрать на 10 мин, чтобы восстановить общий кровоток в этой области. Если кровотечение происходит из конечности, ей следует придать возвышенное положение.

 

Рис. 7.3. Первая помощь при венозных кровотечениях

 

При носовом кровотечении крыло носа прижимают к его перегородке, хорошо предварительно ввести в носовой ход комочек ваты, смоченный 3 % перекисью водорода. На область переносицы или затылка прикладывают холод на 3-4 мин с перерывами в 3-4 мин до прекращения кровотечения. Голову запрокидывать не надо, потому что кровь будет стекать по задней стенке глотки.

Медленное истечение крови со всей поверхности раны - показатель капиллярного кровотечения. При всей кажущейся безобидности такой раны, остановка такого кровотечения представляет большие трудности, если больной страдает плохой свертываемостью крови (гемофилией).

Помощь при капиллярных кровотечениях

Наложение давящей повязки. Если в Вашей аптечке есть гемостатическая губка, ее следует наложить на рану, после чего сделать давящую повязку. Если такой губки нет, то на рану накладывают несколько слоев марлевых салфеток, которые фиксируют давящей повязкой.

В любом случае, если рана находится на конечности, ей следует придать возвышенное положение и обеспечить покой и холод (пузырь со льдом).

 

Обморок

Внезапная кратковременная потеря сознания, или обморока, может наступить от различных причин. В основе обморока лежит кислородное голодание мозга. Оно может вызываться спазмом сосудов головного мозга (испуг, сильная боль), недостаточным содержанием кислорода во вдыхаемом воздухе (душное помещение), резким снижением давления.

Обморок может быть следствием серьезных внутренних повреждений или заболеваний, например внутреннего кровотечения, нарушения ритма сердца со склонностью к брадикардии. Обмороки могут быть и проявлением эпилепсии.

Потере сознания часто предшествуют приступы дурноты, слабости, тошноты. Больной падает или медленно опускается на землю. Лицо у него бледнеет, зрачки становятся узкими, однако реакция на свет сохраняется живая (при поднесении источника света к глазам зрачки сужаются).

Артериальное давление снижено, пульс слабого наполнения. В горизонтальном положении больного обморок, как правило, быстро прекращается, возвращается сознание, щеки розовеют, больной делает глубокий вдох и открывает глаза.

Помощь при обмороке

Уложите больного на спину, приподняв его ноги. Если положить больного невозможно, усадите его и попросите опустить голову ниже колен или до уровня колен. Все стесняющие части одежды надо расстегнуть и обеспечить приток свежего воздуха. Разотрите или опрыскайте холодной водой кожу лица, шеи. Поднесите к носу больного ватку с нашатырным спиртом, потрите ей виски. Введите подкожно 1 мл 10% раствора кофеина и 2 мл кордиамина.

Рис. 7.4. Первая помощь при обмороках

Ожоги

В зависимости от повреждающего фактора ожоги разделяют на термические (горячей жидкостью, пламенем, раскаленным металлом), электрические и химические. По глубине поражения выделяют 4 степени: I степень - покраснение и отек кожи, II степень - на фоне покраснения и отека кожи образуются пузыри, наполненные жидкостью, III степень - некроз кожи, IV степень - некроз кожи и подкожной клетчатки, мышц, костей.

Площадь ожогов ориентировочно определяется с помощью правила девяток и правила ладоней. Площадь ладони взрослого человека составляет около 1% площади тела.

По правилу девяток крупные части тела составляют 9 или 18% площади поверхности тела. Например, поверхность головы и шеи, поверхность руки составляют по 9%, поверхность ноги, передняя поверхность туловища - по 18 %. Ожоги считаются тяжелыми, если общая поверхность повреждений составляет более 10%.

Помощь при ожогах

Сначала прекратите повреждающее действие термического агента. Горящую одежду надо либо сорвать, либо накинуть на нее одеяло. Затем Вы должны срезать (не снимать) одежду и сбросить ее. Для быстрого охлаждения кожи при термических ожогах лучше всего обливать ее холодной водой.

При химических ожогах пораженную кожу сначала обмойте большим количеством воды в течение 10 - 30 мин, а затем - нейтрализующими растворами: при ожогах кислотами - раствором соды, при ожогах щелочами - слабым раствором уксусной кислоты. Дайте пострадавшему 1-2гр ацетилсалициловой кислоты и 0,05гр димедрола. Если площадь ожога превышает 15%, дайте пострадавшему выпить не менее 0,5 л воды с пищевой содой и поваренной солью (1/2 ч.л. соды и 1 ч.л. соли на 1 л воды). На ожоговые раны наложите сухие стерильные повязки и срочно госпитализируйте пациента.

 

Рис. 7.5. Первая помощь при ожогах

Обморожения

При отморожении ткани повреждаются холодом - длительный спазм сосудов с последующими тромбозами ведет к трофическим и некротическим нарушениям в тканях. Отморожение возникает при температуре среды ниже 0 °С.

Наиболее часто происходит отморожение пальцев, несколько реже - ушей, носа, щек, стоп. Поражение возникает тем быстрее, чем больше влажность воздуха и ниже температура. В состоянии алкогольного опьянение отморожение возникает чаще. Кроме того, оно сопровождается общим переохлаждением организма. Это объясняется стойким расширением сосудов под действием алкоголя и быстрой отдачей тепла.

В начальном периоде отморожения кожа поврежденного участка бледная, холодная, нечувствительная. Пострадавший ощущает онемение. По мере согревания появляется сильная боль и развиваются видимые повреждения тканей, в зависимости от степени отморожения: I степень - кожа синюшная, с багровым оттенком; II степень - кожные пузыри, наполненные прозрачной жидкостью; III степень - кожа сине-багровая, появляется отек, пузыри наполняются кровянистой жидкостью, развивается некроз кожи; IV степень - омертвение кожи и подлежащих тканей на всю глубину, вплоть до костей, через неделю - влажная или сухая гангрена.

Помощь при отморожениях

Рис. 7.6. Первая помощь при обморожении

 

Сначала надо согреть отмороженную область, способы согревания зависят от обстановки. Пострадавшего доставьте в помещение. Если у Вас есть возможность, то отогрейте отмороженную область в ванне с водой, температуру которой постепенно повышайте от 36 до 40°С в течение 15 мин. Одновременно массируйте конечность от периферии к центру. Через 30 мин кожу насухо вытереть и обработать спиртом, наложить сухие стерильные повязки с толстым слоем ваты снаружи.

С точки зрения Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов «Первая медицинская помощь при отморожениях заключается в медленном согревании пострадавшего и особенно отмороженной части. Для этого человека вносят или вводят в теплое помещение, снимают обувь и перчатки. Отмороженную часть тела вначале растирают сухой тканью, затем помещают в таз с теплой водой (30- 32 °С). За 20-30 мин температуру воды постепенно доводят до 40 - 45 "С. Конечности тщательно отмывают с мылом от загрязнений. 104 При неглубоких отморожениях согреть пострадавшие участки можно с помощью грелки или даже тепла рук» [7].

 

Электротравма

Электрический ток оказывает местное и общее воздействие. Местное в зоне действия тока приводит к ожогу без окружающего покраснения и болевых ощущений. Общая реакция в легких случаях выражается в испуге, возбуждении или заторможенности, сердцебиении, аритмии.

При тяжелой электротравме нарушаются функции мозга, сердца, дыхания, вплоть до их прекращения и смерти.

Помощь при поражении электрическим током

Прежде всего, освободите пострадавшего от источника тока - оттолкните от пострадавшего электрический провод с помощью деревянной сухой палки (ручка швабры, скалка), резинового коврика, других изолирующих материалов.

Рис. 7.7. Первая помощь при электротравме

 

Если сердцебиение сохранено, а дыхание отсутствует - начинайте искусственную вентиляцию легких (рот в рот или рот в нос). При отсутствии сердцебиения - начинайте непрямой массаж сердца в сочетании с искусственной вентиляцией легких (2 вдоха на 15 толчков).

Как правило, запустить сердце можно, нанеся сильный удар в середину грудины и продолжив наружный массаж сердца. Показателем правильного массажа сердца будут пульсовые толчки на сонной артерии, сужение зрачков и появление самостоятельного дыхания. После появления сердцебиения и дыхания пострадавшего надо срочно госпитализировать.

Судороги

Среди многочисленных проявлений эпилепсии неотложных мер требуют только эпилептический припадок и судороги. Эпилептический припадок может возникать либо внезапно, либо после предвестников. Это могут быть разнообразные нарушения восприятия (зрительные, звуковые, обонятельные ощущения), сердцебиение, кишечная перистальтика, речевые и психические предвестники. Для каждого больного они индивидуальны, но постоянны.

Причинами, вызывающими эпилептические припадки, могут быть травмы головного мозга, опухоли, нарушения мозгового кровообращения.

Потеряв сознание, больной падает и издает резкий вскрик. Голова запрокидывается, развивается тризм, руки сгибаются, пальцы сжимаются в кулаки, ноги разогнуты. Грудная клетка застывает в положении максимального выдоха. Затем начинаются подергивания рук, ног, языка, который в это время прикусывается, голова периодически поворачивается в стороны. Изо рта выделяется пена, происходят непроизвольные мочеиспускания, дефекация. Так продолжается до 2 мин. После этого больной затихает. Его сознание отсутствует, мышцы расслаблены, бывают автоматические движения. Дыхание из судорожного становится тихим, спокойным. Наступает глубокий сон, через полчаса сменяющийся поверхностным, легким, длящимся до нескольких часов.

Рис. 7.8. Первая помощь при судорогах

 

Помощь при эпилептических судорогах

Вне стен больницы Ваша помощь должна заключаться в предупреждении травмирования пациента. Если Вы успели заметить предвестники припадка, поддержите больного, чтобы он не упал навзничь, со всего размаха своего роста.

Постарайтесь плавно опустить его на пол, подложив под голову любой мягкий предмет. На следующем этапе надо постараться разжать его зубы и вставить между ними (сбоку) какой-нибудь твердый предмет, обернутый тканью (ложка, обернутая полотенцем, сложенный вдвое неразмотанный бинт и т.д.). Этим Вы предотвратите прикусывание языка. После окончания припадка, когда больной уснет, ни в коем случае не будите его, он должен проснуться самостоятельно.

Внезапная смерть сопровождается следующими признаками: отсутствие сознания; отсутствие самостоятельного дыхания; отсутствие пульсации на центральных артериях (сонной, бедренной); расширение зрачка и отсутствие реакции на свет.

Причинами внезапной смерти может быть: электроудар; нарушения сердечного ритма (при ишемической болезни сердца, миокардитах, пороках сердца); кровоизлияние в мозг при аневризмах или атеросклерозе сосудов, особенно на фоне повышенного давления; массивная кровопотеря при разрыве аневризмы аорты или других крупных сосудов; анафилактический шок; асфиксия, попадание инородного тела в трахею.

Внезапная смерть не предполагает немедленного перехода человеческого организма в состояние трупа. Этому переходу предшествует состояние клинической смерти. Это последняя обратимая фаза умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения и дыхания, в течение некоторого периода временя сохраняется жизнеспособность всех тканей и органов. Этот период времени, в течение которого возможны реанимационные мероприятия, колеблется от 3 - 5 мин (при обычных условиях) до 20 мин (в условиях низкой температуры).

Помощь при внезапной смерти

Реанимационные мероприятия необходимо начинать тотчас же, а еще лучше - не допуская полной остановки сердечной деятельности и дыхания.

Если причиной смерти послужили асфиксия или утопление, освободите полость рта от мешающих дыханию предметов. Уложите больного на жесткую ровную поверхность, расстегните стесняющую одежду.

Встаньте сбоку от больного и наложите одну ладонь на нижнюю треть грудины - по центру. Кисть другой руки положите перпендикулярно на тыльную сторону первой. Начинайте сильные толчки руками с частотой 60 - 70 в минуту.

Грудина при этом должна смещаться не менее, чем на 4 - 6 см в сторону позвоночника. Эффективность массажа контролируется по прохождению пульсовой волны по сонной артерии.

После 15 нажатий приложите свой рот через платок ко рту пациента, плотно обхватив его губами и зажав его нос, и сделайте 2 энергичных выдоха. Грудная клетка пациента должна подняться. Затем продолжите массаж сердца. Если у Вас есть помощник, то он может осуществлять массаж сердца (4 - 5 толчков), а Вы - искусственную вентиляцию легких (2 выдоха).

 

Рис. 7.9. Первая помощь при внезапной смерти

 

Эффективность реанимационных мероприятий подтверждается появлением самостоятельных сокращений сердца (пульс на сонной артерии) и сужением зрачка. При появлении дыхания реанимационную помощь можно прекратить и срочно госпитализировать пациента.

При отсутствии благоприятных признаков реанимацию проводят в течение 30 мин, после чего прекращают массаж сердца и вентиляцию легких.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «здоровье», «здоровый образ жизни».

2. Перечислите основные составляющие здорового образа жизни и дайте им краткую характеристику.

3. Дайте определение понятию «первая помощь». В каких случаях оказывается первая помощь.

4. Опишите алгоритм оказания первой помощи при отравлениях.

5. Опишите алгоритм оказания первой помощи при кровотечениях.

6. Опишите алгоритм оказания первой помощи при обмороках.

7. Опишите алгоритм оказания первой помощи при ожогах.

8. Опишите алгоритм оказания первой помощи при обморожении.

9. Опишите алгоритм оказания первой помощи при электротравмах.

10. Опишите алгоритм оказания первой помощи при судорогах.

11. Опишите алгоритм оказания первой помощи при внезапной смерт.

12. Опишите алгоритм оказания первой помощи при переломах и вывихах конечностей.

13. Опишите алгоритм оказания первой помощи при солнечном ударе.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС.

Задание 1.

Используя материалы лекционного курса и дополнительные источники подготовить сообщения и выступить по нижеприведенной тематике:

1. Объект и предмет курса «Безопасность жизнедеятельности».

2. Функциональный аппарат курса «Безопасность жизнедеятельности».

3. Опасность как норма жизни современного общества, защита обучающихся от опасностей.

4. Опасности современного мира, наиболее актуальные для РФ, Свердловской области.

5. Основные содержательные моменты в понятиях «опасная ситуация» и «безопасность».

6. Классификация опасных ситуаций по разным признакам.

7. Основные поражающие факторы опасных ситуаций.

8. Сходство и различие терминов «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие».

9. Основные признаки и сферы возникновения опасных ситуаций. 

10. Сущность и различие в терминах «риск», «социальный риск», «неоправданный риск», «приемлемый риск».

11. Основные причины возникновения опасных ситуаций в РФ.

12. Здоровьесберегающая среда обитания.

13. Здоровьесберегающая образовательная среда – понятие, основные слагаемые.

Задание 2.

Заполнить таблицу «Классификация ЧС» по следующим признакам:

1. по масштабу и последствиям,

2. по источнику опасной или чрезвычайной ситуации.

3. по скорости распространения

4. по ведомственной принадлежности.

Задание 3.

Заполните таблицу «Поражающие факторы ЧС»

Название фактора Характеристика Последствия для здоровья человека
1. Механические    
2 Термические    
3 Радиационные    
4 Химические    
5 Биологические    
6 Психогенные    

Рекомендуемая литература

1. Айзман Р.И. Безопасность жизнедеятельности. Словарь-справочник [Текст] / Р. И. Айзман, С. Петров, А. Корощенко. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. - 352 с.

2. Буянский С.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ С.Г. Буянский, Н.А. Кабанов, Н.Н. Чаленко. – Москва: КНОРУС, 2017. – 304 с. – (Бакалавриат) – (80 экз.)

3. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Н.Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак. - СПб.: Лань, 2016. - 696 с. = Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70508 - ЭБС Лань.

4. Козловский, В. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / В. А. Козловский, А. В. Козловский, О. Л. Упоров; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург: РГППУ, 2013. - 313 с.

5. Тверская, С. С. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: словарь-справочник: учебное пособие / С. С. Тверская; Рос. акад. образования, Моск. психол-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. и расш. - Москва: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2010. - 454 с.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 2

Задание 1.

Используя материалы лекционного курса и дополнительные источники подготовить сообщения и выступить по нижеприведенной тематике:

1. Опасная и чрезвычайная ситуации природного характера.

2. Закономерности ОС природного характера.

3. Отличие опасных природных явлений от стихийных бедствий.

4. Классификация ОС природного характера.

5. Внеземные природные опасности – понятие и виды.

6. Землетрясение, почему землетрясения занимают 1-е место по опасности среди ЧС природного характера?

7. Причина землетрясений.

8. Защитные мероприятия при землетрясении.

9. Обвал, оползень и сель – понятие, в чем их опасность?

10. Наводнение – понятие и виды.

11. Очаг поражения при наводнении.

12. Дайте классификацию наводнений по разным признакам.

13. Правила безопасного поведения при угрозе возникновения бури, урагана, смерча и во время данных опасных явлениях.

14. Меры защиты от наводнения. Правила безопасного поведения во время наводнения и после.

15. Понятие моретрясения и его последствия.

16. Наиболее актуальные ЧС природного характера, характерные для Свердловской области.

Задание 2. Подготовить и представить информационный проект по выбранной теме (работа в группах, время выполнения задания - 15 минут).

Тема1. Осторожно пожар!

Тема 2. Землетрясение: помогите выжить.

Тема 3. Что нужно знать, отправляясь на лыжах в горы.

Тема 4. Вода - жизнь или смерть (наводнение)

Тема 5. Ураган - страшная сила ветра.

Рекомендуемая литература

1. Айзман Р.И. Безопасность жизнедеятельности. Словарь-справочник [Текст] / Р. И. Айзман, С. Петров, А. Корощенко. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. - 352 с.

2. Буянский С.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ С.Г. Буянский, Н.А. Кабанов, Н.Н. Чаленко. – Москва: КНОРУС, 2017. – 304 с. – (Бакалавриат) – (80 экз.)

3. Жуков В.И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 392 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=374574

4. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Н.Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак. - СПб.: Лань, 2016. - 696 с. = Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70508 - ЭБС Лань.

5. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. / М., Владос Пресс, 2003. – 496 с.

6. Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности». Электронная версия. – Режим доступа: http://novtex.ru/bjd/

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 3

Задание 1. Ролевая игра «Действия преподавателя по защите учащихся при их попадании в ЧС природного характера (природный пожар)»

Практическое занятие проводится в интерактивной форме (игровое моделирование) в форме ролевой игры «Действия преподавателя по защите учащихся при их попадании в ЧС природного характера (природный пожар)».

Между студентами распределяются роли:

- пожарные-сотрудники МЧС (начальник и члены спасательного звена),

- преподаватель (учитель),

-  студенты (обучающиеся),

- туристы, попавших в зону природного пожара.

Разыгрываются ситуации верхового и низового пожара в лесу.

В ходе игры проверяется владение студентами правилами обращения с огнетушителями, знание правил безопасного поведения во время пожара.

Задание 2. Решение ситуационных задач.

1. Прогноз о возможном землетрясении застал вас на улице вблизи многоэтажных зданий. Каковы будут ваши действия?

2. Внезапно началась гроза, сопровождающаяся сильными ударами молнии. Что вы предпримете в данном случае.

3. Во время землетрясения вы находились на третьем этаже многоэтажного здания. Опишите ваши действия.

4. Вам необходимо собрать специальную сумку на случай землетрясения. Что в нее следует положить?

5. Во время похода в горах вы попали в снежный обвал.

6. Участвуя в спасательных работах при наводнении, вы замечаете в воде несколько человек.

7. Вы находитесь на открытой местности (поле), и приближается ураган или смерч. Ваши действия.

8. Вы попали в зону лесного пожара. Ваши действия по выходу из этой зоны.

9. Действия при получении сигнала «штормовое предупреждение».

Рекомендуемая литература

1. Айзман Р.И. Безопасность жизнедеятельности. Словарь-справочник [Текст] / Р. И. Айзман, С. Петров, А. Корощенко. - Новосибирск: Сибирское у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.196 с.)