Тема: познание как объект философского анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: познание как объект философского анализа



План:

1. Место теории познания в системе философского знания. Агностицизм и его формы.

2. Объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание.

3. Проблема истины в философии. Объективность и субъективность истины.

4. Критерии истины. Практика как цель познания.

 

1. Теория познания гносеология (греч. qnoses- знание) сформировалась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее разделов.

Ø Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности постижения явлений и их сущности.

Ø Теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Ø Знание сущности вещей позволяет человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Ø Познание является важнейшей составляющей человеческой деятельности

      Познание – это процесс получения субъектом новых сведений, нового знания об окружающей действительности

      Отражение объективной реальности - основополагающий принцип познания. На протяжении всей истории человеческой мысли философы вкладывали в понятие «познание» разное содержание.

      Основные различия теории познания отражает вторая сторона основного вопроса философии.

      В вопросе познаваемости мира можно выделить два основных направления:

Агностицизм – мир непознаваем, наши познания о нем являются иллюзией. И.Кант «То, чем вещь является для нас и то, что она представляет сама по себе, принципиально различно».

      Одной из форм агностицизма является скептицизм – признает познаваемость мира, но выражает сомнение в достоверности знаний.

      Теория познания в современных условиях обращается к философскому наследию и учитывает, что познание есть процесс отражения.

        Концепция материализма признает познаваемость мира на основе отражения, как свойство высокоорганизованной материи.

      В познании различают два основных элемента: субъект (познающее) и объект (познаваемое).

    С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, объект без субъекта.

2. Объектом познания являются реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.

Субъектами познания являются сам человек и человечество в его историческом развитии.

Основные этапы познания

1. Чувственное познание – биологические свойства человеческого организма деятельность органов чувств, нервной системы и мозга.

    Формы чувственного познания.

Ощущения – отражение в сознании отдельных качеств, свойств сторон, предметов или явлений (цвет, запах).

Восприятие – дает целостный образ предмета или явления.

Представление – способность сознания сохранять образ предмета даже тогда, когда его нет.

2. Рациональное познание – отражение внутренних сторон и свойств изучаемого объекта, позволяющее познавать его сущность.

 Формы рационального познания

 Понятие   – отражение внутренних сторон и свойств объекта.

  Суждение  - мысль, в которой, что - либо утверждается или отрицается об объекте.

  Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, в результате которой возникает новое суждение.

    Познание включает в себя единство чувственного рационального познания, т. е. познание внешних и внутренних сторон изучаемого объекта.

    Целью всякого познания является достижение истины. Понятие истины относится к одной из важнейших проблем мировоззрения. Оно находится в одром ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».

    3. Истина – это соответствие знаний действительности. Это верное и правильное отражение действительности.

    Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

    Истина субъективна – т. е. она не существует помимо человека.

    Истина объективна – истинное содержание человеческих представлений не зависит от самого человека.

Таким образом, истина в субъекте, но, она же вне субъекта.

    Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете.

    Относительная истина - это неполное знание о том же предмете.

    Противоположностью истины является ложь.

    Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

    Ложь формируется в процессе индивидуального развития человека.

Из факторов, толкающих человечество в сторону лжи, можно выделить общество и страсти (любовь).

    Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу к понятию «дезинформация».Ложь всегда осознанна, дезинформация может быть осознанной и неосознанной.

    Наряду с истиной существует заблуждение. 

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Это не преднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

    4. Проблема истины – это проблема отграничения ее от заблуждения, а она упирается в проблему критерия истины.

    Чем можно измерить истину? Критерием любой истины является практика.

    Практика – объективная, материальная деятельность человека, включающее знания и способное порождать новое знание.

Формы практики

1. Материальное производство, преобразование природы.

2. Социальное действие – преобразование общественной жизни, изменение существующих социальных отношений.

3. Научный эксперимент – искусственное создание условий для исследования объектов.

Практика и познание взаимосвязаны.

Лекция №16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.007 с.)