Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление групповым процессом в социальной работе.
Социальный работник при осуществлении задач своей деятельности не только приходит в группы, но и помогает создать группы, например, помогает создать группы самопомощи. Такие группы зарекомендовали себя как эффективный способ повышения самосознания их членов. Они развивают и совершенствуют знания и навыки своих членов, помогают осуществлять конкретные практические меры. При создании группы самопомощи необходимо определить цели ее деятельности. Цели деятельности должны соответствовать основным интересам, потребностям, устремлениям ее участников. Первоначально о создании такой группы социальный работник договаривается с 2–3 желающими, которые и определяют цели группы. Далее необходимо определить, какой она будет по своему составу: многодетные матери, инвалиды, пенсионеры, вдовы и т. д. Далее следует приглашать будущих участников в группу на ее заседания и всевозможные мероприятия. Следует сразу определить количество членов в группе самопомощи. Специалисты считают, что наиболее эффективные группы имеют в своем составе от 4-х до 14 человек. Члены группы устанавливают время и количество встреч. Можно рекомендовать организовать встречи один раз в неделю. При еженедельных встречах у членов группы развивается чувство общности, обеспечивается целостность группы. А это может отсутствовать, если встречи организованы реже. Следует определить место встречи и продолжительность. Идеальным вариантом будет встреча в клубе, общественном центре продолжительностью около двух часов. Занятия необходимо планировать, определять цели и задачи заседаний. Вопросы руководства в группах самопомощи решаются демократическим путем. Руководителя могут избирать поочередно, например, на каждую встречу, либо на месяц. Руководитель может иметь статус «координатора». В европейских странах координаторы групп самопомощи проходят специальный курс обучения. Группа самопомощи сама определяет правила своей работы. За основу можно взять следующее: · избегайте давать советы, критиковать, рассказывать о событиях, не имеющих отношения к вам; · разрешайте людям переживать свои эмоции, говорить о них; · пользуйтесь «я-высказываниями», говорите от себя, «я», но не «мы», «вы»;
· соблюдайте доверие и конфиденциальность; · избегайте бессодержательных, пустых обсуждений.
Цели группы самопомощи могут быть различны, но они прежде всего в своей деятельности ориентированы на поддержку и оказание помощи друг другу. Это возможно достигнуть, когда члены группы знают свои желания, нужды, потребности, а также желания, нужды и потребности других. Возможно, что на каждом из занятий будет обсуждена конкретная тема (воспитание детей, проблема денег, безработицы и т. д.). При этом каждый должен говорить не вообще, а выражать свое мнение, личное отношение. Встречи обычно начинают с краткого отчета о событиях и переживаниях прошедшей недели. Члены группы говорят о своих проблемах и рассказывают, как они работают над ними. Групповая работа может принять форму исключительно непродуктивного обсуждения. Так, гештальттерапевт Ф. Перлз определил три типа бесед, которые ведут для того, чтобы избежать правды: · «Куриная беседа» – бессодержательный разговор, сплетни, пустые, бессодержательные замечания. · «Бычья беседа» – лживое обсуждение с использованием самовозвеличивания, преувеличения, самолюбования. · «Слоновья беседа» – на общие темы с философскими обобщениями типа: «Все люди..., «Большинство случаев,..» Это, скорее, интеллектуальная беседа, обсуждение теории, но не конкретных проблем, переживаний.
Обычно члены подобных групп рассматривают их как место, куда они могут прийти со своими проблемами, и они почувствуют понимание, поддержку, перспективу. Деятельность группы самопомощи может быть расширена и дополнена другими аспектами. Но одна из главных ее задач – повышение самосознания ее членов, достижение восстановления сил, самоуважения, самостоятельности в решении своих проблем. Конфликты в группах самопомощи исключительно редкое явление. Группы самопомощи – временные объединения, они ориентированы на психологическую помощь ее участникам. Общественные группы могут быть созданы для решения более отдаленных, перспективных задач, например, для работы с лежачими инвалидами по месту жительства, для организации помощи пожилым людям и др. Подобные группы имеют определенную структуру, руководителя группы. Принятие решения, его использование – одна из функций деятельности группы. Руководитель группы выполняет задачи по управлению группой. Он ведущий в деятельности группы.
Наряду с руководителем в группе может быть лидер, авторитетное и значимое лицо в сфере неофициальных отношений. По сути он их организует и управляет ими. Таким образом, роль лидера достаточно высока в принятии и реализации группового решения. Организационно-управленческий аспект лидерства подкреплен конкретными качествами, которыми он обладает. Он имеет высокие деловые качества, инициативный, эмоционально устойчивый. У него высокие организаторские качества. Он отвечает представлениям членов группы о лидере и наборе тех качеств, которыми, по их мнению, он должен обладать. Роль лидера достаточно значима в подростковых группах. Социальному работнику в групповом процессе следует обращаться к лидеру, устанавливать с ним контакт. Работа с группой во многом зависит от содержания групповой деятельности, состава группы, ее структуры. Применяя общие методы по разрешению конфликтных ситуаций, социальный работник учитывает и специфические особенности группового процесса.
Для того чтобы противоречия, неизбежные в ходе всякого общения и обусловленные объективным несходством позиций, интересов, установок, мотивов, потребностей, представлений, а также личностных характеристик партнеров, не привели к возникновению и эскалации конфликта, следует правильно строить деловое общение в различных форматах. Исходя из рассмотренного выше можно отметить, что психологически грамотное общение юриста-социального работника является одним из важнейших умений и условий эффективности при работе и взаимодействии с инвалидами и пожилыми людьми. Соблюдение общепризнанных правил этики общения с инвалидами и пожилыми людьми обеспечивает нормальную жизнедеятельность данной категории лиц с точки зрения признания, реализации или осуществления ими наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Особая подготовка для обеспечения результативного общения необходима при работе с людьми, которые испытывают трудности при передвижении, с плохим зрением и незрячими, с нарушением слуха, а также с задержкой в развитии и нарушениями речи. Она необходима при общении с людьми с психическими и другими проблемами. Этические оценки и моральные обязательства подвергаются испытанию при попытках совместить интересы стариков, их близких и общества. Особую роль играет семья, где есть инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в посторонней помощи. Семья в этом случае является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек.
Вопросы для самопроверки: 1. Какие функции реализует общение? 2. В чем отличие общения с инвалидами и пожилыми людьми от традиционного, общепринятого общения? 3. Какие основные разделы представлены в Этическом кодексе общения с инвалидами? 4. В чем состоит специфика конфликтов в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами?
Литература по теме:
Основная литература: 1. Брайнс Дж. Как общаться с инвалидами. М.: «Преодоление», 1993. 2. Инвалиды: язык и этикет. М.: РООИ «Перспектива», 2000. 3. Лазукин А.Д. Конфликтология.2011. – 152 с. 4. Технологии социальной работы / А. А. Чернецкая и др.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 400 с. 5. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие – 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668 с.
Дополнительная литература: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с. 2. Бронников В.А., Зозуля Т.В., Кравцов Ю.И., Надымова М.С. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов: Ученое пособие для студентов высших учебных заведений. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. 3. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. - М.: Академия, 2005. 4. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Спб.: Питер, 2008. 5. Клейберг Ю. А. Девиантология: хрестоматия / Ю. А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. 6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2005. 7. Никишина В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учебное пособие / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 8. Основы социальной работы. Учебник [Текст] / Отв. ред. П. Д. Павленок. - 3-е изд. - М.: Инфра, 2007. - 560. 9. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы: учебное пособие / Л. В. Сафонова. - М.: Академия, 2008. 10. Ткаченко В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: учебное пособие / В. С. Ткаченко. – М.: Наука-Спектр: Дашков и Ко, 2010. 11. Холостова Е. И. Социальная работа в схемах: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 12. Янаев С.И.Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста: учеб. пособие / С.И. Янаев - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010.
Практические задания. Задание 1. Даны характеристики основных функций общения. Подберите каждой характеристике название, соответствующее группе. Вставьте номер названия в соответствующее окошко. 1. Контактная. 2. Информационная. 3. Побудительная. 4. Координационная. 5. Понимания. 6. Эмотивная. 7. Установления отношений. 8. Оказания влияния.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.011 с.) |