Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке.



Первобытную историю человечества принято делить на:

каменный век (который в свою очередь подразделяется на палеолит, мезолит и неолит) – с момента появления человека и до приблизительно конца IV – начала ІІІ тыс. до н.э.;

бронзовый век – конец III – II тыс. до н. э.;

ранний железный век – I тыс. до н. э.

Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.

Палеолит. Эпоха палеолита (древний каменный век) – начальный и самый длительный период в истории человечества – начинается этот период приблизительно 2 млн. лет назад, а заканчивается в 10 тыс. до н.э. Предки современного человека все более и более отделялись и отдалялись от животного мира: труд по изготовлению орудий труда и оружия, выпрямление осанки, изменение походки, общие согласованные действия, требовавшие какой-то сигнальной системы, мясная пища – все это совершенствовало древних людей.

Мастера раннего палеолита научились создавать острые орудия, сильно ударяя камнем о камень. Выбирались твердые горные породы, чаще всего кремень. Самая древняя из найденных на Земле стоянка ранних людей находится в знаменитом Олдувайском ущелье в Танзании (раскопки Льюиса и Мэри Лики) и представляет собой скопление камней и костей животных. Возраст стоянки датируют двумя миллионами лет. Около 1,5 млн. лет назад появилось ручное рубило – своеобразный тип универсальных по назначению каменных орудий. Оно имело листовидную форму, путем скалывания отщепов с обеих сторон первобытные мастера получали острые, как лезвие ножа, кромки.

Примерно 200 тыс. лет назад начинается великое оледенение.

Человек оказался в очень жестких природных условиях, однако сумел противостоять им. Помогло ему в этом овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Первоначально люди могли только поддерживать огонь. Например, на одной из древних стоянок в Китае раскопан слой пепла толщиной 6 м. Вероятно, одним из источников огня первоначально были загоревшиеся от молний деревья. Недаром у многих народов сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь и подарившем его людям. Таков, например, греческий миф о Прометее.

Наиболее существенные изменения относятся к последней стадии палеолита – так называемому верхнему палеолиту (35-10 тыс. лет до н.э.). К этому времени сформировался современный антропологический тип человека – «человек разумный» – кроманьонец (по названию первых находок ископаемых останков людей современного антропологического типа в гроте Кро-Маньон во Франции). По некоторым древнейшим скелетам уже прослеживается сходство с той или иной современной расой (европеоиды, монголоиды, негроиды). Человек в этот период осваивает все континенты.

В верхнем палеолите в изготовлении каменных орудий появились новшества: узкие каменные отщепы-лезвия научились откалывать от предварительной каменной заготовки цилиндрической формы – нуклеуса. Возникла специализация орудий труда – ножи, сребки, пилы, наконечники. От мастера требовалась чрезвычайно высокая, виртуозная точность обработки камня. Например, для изготовления каменного ножа наносилось более 250 ударов.

Человек уже жил не только в созданных природой убежищах (пещерах, гротах) – появились и получили широкое распространение искусственно созданные жилища и убежища разных типов: вырытые в земле и накрытые сверху костями мамонта, целиком выстроенные из бивней, с очагом в центре, длинные овальные с несколькими очагами. Исследование жилищ позволяет строить гипотезы о социальном строе верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, являлась родовая община, насчитывавшая около сотни людей.

О сплоченности родового коллектива говорит сложная охота, которую вели люди, на крупных животных: бизонов, пещерных медведей, быков, мамонтов, шерстистых носорогов. Охотники загоняли животных в те места, где животные гибли сами или их было легко забить (ямы-ловушки, ущелья, обрывы). Под скалой около Солютре во Франции, к примеру, найдены скелеты 10 тысяч диких лошадей. Подобное костище зубров найдено и в Донецкой области, близ Амвросиевки.

Зарождение искусства. Верхний палеолит знаменателен еще и тем, что это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство укрепляло социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта от поколения к поколению. Круг произведений изобразительного искусства палеолита достаточно широк: петроглифы (наскальные изображения, выполненные чаще всего ударной техникой, реже – красками), гравюры на костях и рогах животных, рельефы, рисунки, глиняные и каменные скульптуры.

Большинство ученых связывает возникновение у человека потребности передать окружающий мир художественными средствами с религиозными магическими представлениями, возникновение которых относится к тому же времени. Этнография знает множество примеров, когда заклинания, пляски вокруг изображений считаются средством воздействия на реальных животных. Так, австралийские аборигены верят, что если мужчины нарисуют или «освежат» новой раскраской изображения животных или растений на стенах посвященной им пещеры, то эти животные и растения виды будут размножаться в настоящей жизни. Среди палеолитических рисунков редко, но встречаются изображения людей в масках. Широко известен так называемый «Колдун» из пещеры Трех братьев во Франции – полуолень-получеловек. Искусство танца, вероятно, также развивалось из имитации поведения животных, охотничьих и военных упражнений.

Сложной научной проблемой является вопрос о путях становления изобразительного искусства. Одни исследователи первым стремлением изобразить что-то считают полосы на наносном слое глины на стенах пещер и «отпечатки» рук. Другие же ученые считают, что древнейшим было «натуральное» искусство – изготовление чучел животных, на этой основе возникла скульптура, а уже затем – рельеф, гравюра, рисунок.

Пещеры Франции (самые знаменитые – Ляско, Фон-де-Гом) и Испании (Альтамира) сохранили всемирно известные красочные изображения палеолитического времени. Древние художники, очевидно, работали при свете горящих поленьев или светильников с фитилями из мха. Краска наносилась примитивными кистями (клок шерсти; пучок травы) или рукой. Пользовались сажей, минеральными красками. Широко применялась охра – природная краска различных оттенков – от желтоватого до багрового – компонентами которой являются глина и соединения железа или марганца. Охру находили вначале в натуральном виде, а позже стали изготавливать, пережигая железную руду. Краски растирались на животном жире, смешивались с медом и соком растений.

Художники палеолита изображали в основном животных – зубров, лошадей, оленей, мамонтов. Первые рисунки несовершенны, но со временем мастерство достигло поразительного уровня. Фигуры животных очерчены уверенной линией, соблюдены пропорции. Применяются штриховка, сплошное окрашивание, различные цвета, что помогает передаче объема. Шедевры пещерной живописи из Альтамиры, Ляско, Фон-де-Гом передают животных почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью. Особенностью этих росписей является то, что реалистические изображения отдельных животных композиционно между собой не связаны, иногда даже «наслаиваются» друг на друга.

Палеолитическая скульптура широко представлена женскими статуэтками небольшого размера. Они выполнены всегда по одному общему принципу: конечности едва намечены, черты лица не обозначены, но зато резко подчеркнуты признаки женщины-матери. Такие статуэтки образно называют «палеолитическими Венерами». Очевидно, что основная мысль таких изображений – идея плодовитости, продолжения рода. Ученые связывают их с культом женщины-прародительницы в материнской родовой общине (где счет родства велся по материнской линии).

На сегодняшний день исследовано много палеолитических памятников. Один из них – стоянка Мезено на Десне, близ Чернигова. Там найдены фигурки, изображающие птиц, а также костяной браслет, покрытый сложным геометрическим орнаментом.

Мезолит (X-VI тыс. до н.э.) является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Закончился ледниковый период, потеплел климат, обновилась растительность, изменилась фауна. Большие общинные объединения сменились небольшими коллективами охотников.

К этому времени относится замечательное техническое изобретение – лук и стрелы. Обилие водных пространств после таяния ледников привело к широкому распространению рыболовства. Меняется характер собирательства, его основой становится сбор диких злаков.

Как материал для изготовления орудий широко используется кость. Появляется новая, более эффективная микролитическая техника обработки кремня: изготовление пластин-вкладышей небольшого размера – микролитов. Например, основу серпа делали из кости, а лезвие составляли микролиты. Вероятно, в мезолите люди освоили плавание на бревнах и плотах. Началось приручение животных. Первым прирученным животным была собака.

Общий характер изобразительного искусства по сравнению с предыдущим этапом не изменился, однако, в отличие от палеолита, в мезолитических росписях главенствующее положение занял человек, его действия. Теперь художник стремится передать не столько внешнюю сторону, сколько внутренний смысл, динамику происходящего (охота, танец). При меньшем реализме отдельных изображений ведущими стали сюжетные композиции, что говорит о новых задачах, которые решало искусство.

Неолит. Последний этап каменного века – неолит – охватывает примерно VI - IV тыс. до н.э. Началось преобразование жизни человечества, связанное с переходом от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства и собирательства) к производящим (земледелию и скотоводству). Этот процесс в науке определяется как «неолитическая революция». На этом этапе уже нет единообразия, в разных географических зонах развитие шло разными темпами и разными путями. В так называемом «плодородном полумесяце» (Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива) развитие шло ускоренно. На Севере же, наоборот, племена долго оставались на одном и том же уровне развития.

Для неолита характерно появление многих технических и технологических новшеств: сверление, пиление и шлифовка камня; изобретение ткацкого станка; возникновение гончарства (умения лепить посуду из глины) и гончарного круга; начало постройки лодок; зарождение монументальной архитектуры. Новые черты приобретает общественная жизнь – материнскую сменяет отцовская родовая община, возникают связи между общинами.

Если до сих пор можно рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий общие проявления и закономерности для всего Земного шара, то теперь уже видны очень яркие местные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Междуречья, неолит Европы от неолита Сибири. Творчество людей с развитым земледелием отличалось от племен с преимущественным развитием скотоводства, и, в свою очередь, было иным, чем в северных лесных областях, где основным видом деятельности продолжала оставаться охота.

Переход в эпоху неолита к производящим формам хозяйства способствовал более углубленному познанию окружающей природы, что вело к возникновению обобщающих понятий, к появлению представлений о мироздании в целом. Жизнь людей неолита зависела от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Человек стал задумываться о явлениях природы, возникла необходимость воплотить в искусстве небо, солнце, воду, огонь, землю. Реалистические изображения почти полностью сменяются абстрактными мотивами, орнаментом. Фигуры животных и птиц, человека, встречающиеся, например, в украшениях сосудов, стилизуются, превращаясь также в символические знаки, разгадать значение которых бывает нелегко. В отвлеченных от натуральной природы знаках, таких как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика, человек стремился воплотить свои уже достаточно сложные представления и чувства.

Одной из особенностей творчества людей неолита было стремление украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении: керамика покрывалась орнаментом, деревянную утварь украшали резьбой, по раскрашенным глиняным статуэткам можно судить, какими были ткани. Себя человек украшал бусами, браслетами, кольцами, раскраской или разнообразной татуировкой.

Самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства, составляющего основную примету эпохи, была художественная керамика. При всем разнообразии форм и типов орнамента можно увидеть и общие мотивы. При украшении сосуда человек имел дело с заданной формой, определенным размером. Мастер приходил к мысли разделить поверхность на определенные участки (секторы), чаще всего горизонтальными полосами, а затем в их пределах размещать изображения. «Построчное» размещение орнамента, появившееся сразу за изобретением гончарного круга – результат поисков простой и правильной композиции, к которой пришли люди в разных местах Земли.

Широкое распространение также имели мелкие скульптурные изображения из глины, дерева, рога, реже камня, реалистически воплощающие животных, в чем можно усмотреть преемственность с искусством ранних эпох. Реже, чем в палеолите, встречаются пластические женские изображения. Широкое распространение в некоторых культурах получают в это время петроглифы.

Примерно в IV-III тыс. до н.э. люди начали использовать для изготовления украшений и орудий первый металл – медь. Вначале они чистую медь ковали холодной, а затем начали извлекать медь из руды путем плавки. Появлению плавильной печи, вероятно, предшествовало строительство печей для обжига гончарных изделий. Однако медь уступает камню в прочности и поэтому вытеснить его не могла. Многие ученые выделяют отдельный период – энеолит, или медно-каменный век. По формам жизни, типу хозяйства у него много общего с неолитом. Энеолитической является очень яркая трипольская археологическая культура в Восточной Европе, включая территорию современной Украины, Молдовы, Румынии и Венгрии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.014 с.)